Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Обогащение словарного запаса у дошкольников | Палеенка Светлана Борисовна. Работа №240404

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Палеенка Светлана Борисовна
Словарная работа  это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе.

Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра, она пользуется у детей неизменной любовью.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 428 компенсирующего вида

с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции

отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников»

 

 

 

 

 

Тема:

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ,

КАК ОСНОВНОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил учитель-логопед:

Палеенка Светлана Борисовна (I кват.)

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2020

«Разве не тогда я приобрёл всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не прибрёл ни одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только один шаг».

 

Лев Николаевич Толстой

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О, как же ты красива!

Елена Щукина

 

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития речи. От непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Бедность словаря проявляется в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. В речи детей заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.

От 1 года до 6-7 лет словарь ребенка увеличивается от 10-12 слов до 3000-4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность - предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам и постепенно, по мере развития мышления, значение слова изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка. 

Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка.

Пассивный и активный словарь – что это?

Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи, часть словарного состава языка, понятного ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды.

Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка.

Мышление детей дошкольного возраста конкретно, образно. Характерной чертой является высокая эмоциональность восприятия. Внимание ребенка, прежде всего, привлекают предметы с ярко выделяющимися внешними признаками.

Словарная работа это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе.

Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра, она пользуется у детей неизменной любовью.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Поэтому мы включаем её в занятия по обучению грамоте и развитию речи.

Цель работы: обогащение словарного запаса у дошкольников и формирование гармонически развитой личности по средствам театрализованной деятельности, способствующей социально-эмоциональному и речевому развитию детей.

Задачи по формированию словаря у дошкольников

Развивающие задачи:

обогащать

словарь новыми словами, способствовать усвоению детьми новых слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лекси

коне (согласно теме недели)

;

обучать умению понимать

язык художественной литературы

;

развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности

, к сц

е

ническому искусству

;

развивать умение создавать образы живых существ с помощью выраз

и

тельных пластических движений

,

передавать несложные эмоциональные сост

о

яния персонажей, используя

невербальные средства

выразительности

.

Коррекционные задачи:

закреплять и уточнять

словарь детей;

активизировать

словарь детей;

устранять

из речи детей нелитературные слова (диалектные, просторе

ч

ные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях небла

гополучной языковой среды;

развивать воображение, слуховое и зрительное внимание, произвольное внимание, музыкальный слух, образное мышление, инициативность и выдер

ж

ку;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

развивать мелкую моторику пальцев рук

;

развивать умение задавать вопросы

,

совершенствуя диалогическую речь;

включать в работу звуковые игры и игры с подражанием, побуж

дая детей в них участвовать.

Воспитательные:

воспитывать

у детей

готовность к творчеству

;

воспитывать чувства

эмпатии

и толерантности по отношению ко всему живому;

повышать самооценку детей, их уверенность в себе, способствовать и

н

дивидуальному самовыражению детей, осознанию собственной внутренней п

о

зиции;

способствовать

развитию любознательности и наблюдательности у детей

;

воспитывать умения

согласовывать

свои

действия с

действиями

других

дет

ей.

При планировании коррекционно-развивающей работы мы опираемся на следующие принципы: деятельностный подход; личностный подход; сознательность и активность; систематичность и последовательность; доступность и наглядность; инновации; дифференцированность и индивидуальность; прочность результатов.

Важной составляющей коррекционно-развивающей работы является создание предметно-развивающих методических пособий в логопедическом кабинете. В нашей работе мы используем пальчиковый театр, настольный театр, куклы бибабо и куклы на гапите, созданные своими руками. Особую роль в проведении занятий имеют игрушки детей, которые они приносят из дома, являясь участниками образовательного процесса, они способствует повышению интереса, любознательности и активности у детей.

В своей работе мы разработали и активно используем картотеку коррекционной работы, в которую входят: артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и физминутка по всем лексическим темам ДОУ, для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Нами разработаны тетради коррекционно-развивающей работы по развитию речи и обучению грамоте, используя авторские методики для работы с детьми старшего и подготовительного возраста и взаимодействию с родителями.

В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи, т.е. в работу задействованы все анализаторы.

Именно после этого объяснения очень кстати подходит высказывание Конфуция: "Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму".

Например:

- дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» - но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!»

В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором - что шапочка мягкая.

Методы, направления и приемы обогащения словаря

детей дошкольного возраста

Методы обогащения словаря

Метод накопления

, обогащения

содержания детской речи:

непосредственное ознакомление

с окружающим и обогащения сл

о

варя: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры пом

е

щения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

о

посредованное ознакомление

с окружающим и обогащение слов

а

ря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художестве

н

ных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Метод закрепления и активизации

словаря, развитие его смысл

о

вой стороны:

рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо зн

а

комым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Направления обогащения словаря

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Расширение словаря

ребенка на основе ознакомления с постепе

н

но увеличивающимся кругом предметов и явлений.

Введение слов, обозначающих качества

,

свойства, отношения

, пространственное расположение

на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Введение слов, обозначающих элементарные понятия

, на основе

различения и обобщения

пред

метов по существенным признакам.

В результ

а

те такой работы словарный запас детей пополняется прилагательными в сра

в

нительный степени (длиннее, тяжелее, прочнее, прозрачнее), сравнительными оборотами (шерсть

толще, чем ситец, поэтому шерстя

ное пла

тье

теплее, чем ситцевое; брюки длиннее, чем шорты, поэтому в брюках теплее).

Например:

- под словом ножка ребенок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, и пр.

- глагол спать ребенок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям; но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом.

О

своение слов, обозначающих

видовые и родовые обобщения

.

Формирование умения выполнять различные варианты классификаций – это является первым шагом к систематизации запаса слов.

Освоение новых – переносных значений известных слов

, оно связано с освоением средств языковой выразительности.

Это направление ре

а

лизуется

при ознакомлении с произведениями художественной литературы, особенно с пейзажной лирикой. В рамках этого направления лексика обогащ

а

ется за счет эпитетов, синонимов, антонимов.

Усвоение лексики ребенком начинается с усвоения имен существительных, окружающие предметы привлекают внимание ребенка и получают название лишь в том случае, если ребенку позволяют «общаться» с ними: видеть, трогать, нюхать, есть.

Слово при первом усвоении обозначает для ребенка название только данного, единичного предмета (имя собственное), и нужны длительные упражнения с этим словом, чтобы до ребенка дошел его обобщающий смысл, и оно воспринималось им как понятие, ребенку все легче и легче становится понимать новые подобные слова. Следовательно, усвоение ребенком слов обобщения развивает мозг, учит его совершать мыслительную операцию абстрагирования.

Как только ребенок начинает употреблять глагол как отдельное слово, он сразу осмысливает его обобщенное значение: малыш совершает конкретные действия с предметами, видя, как такие же действия совершают близкие ему люди, и усваивает названия этих действий. Ребенок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов и начинает понимать, что одно и то же название цвета, формы, размера может относиться к разным предметам, т. е. он начинает осознавать обобщенный смысл прилагательных.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. С переносным употреблением слов, которые известны ребенку в прямом значении, дети встречаются раньше всего в загадках.

Дети младшего дошкольного возраста чтобы отгадывать загадки, должны иметь некоторый жизненный опыт, хранить в памяти и летние и зимние впечатления.

Например: чтобы трехлетние дети разгадали загадку: «сидит девица в темнице, а коса на улице», надо разложить перед ними овощи (репу, морковку, свеклу) или картинки с изображением этих овощей и показать картинку, иллюстрацию к какой-нибудь сказке с «девицей в темнице», с косой, падающей из-за решетки и развеваемой ветром.

Сравните: лысина старика - лысина горы; бархатный диван - бархатный лужок; шепчет мальчик - шепчет лес. Следовательно, упражнять детей в понимании переносного значения слов можно только на занятиях со связным текстом.

Усвоение переносного значения слов детьми старшего дошкольного возраста связывается с работой по ознакомлению их с художественной литературой. Дети должны усвоить ряды синонимов, противопоставляемых один другому по своей эмоциональной окраске, уметь понимать и подбирать антонимы.

Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? Педагогу нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу.

Приемы обогащения словаря

Рассматривание.

Наблюдения

за животными и деятельностью взрослых

.

Эти приемы помогают уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

Речевой образец

воспитатель часто сопровождает пояснением слов, толкованием их смысла.

Привлечение внимания детей к слову: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми.

Показ картин

с малознакомым содержанием.

На роль картинки в развитии словаря обращал внимание еще К. Д. Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету».

Вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение

ответов

детей

.

Средства обогащения словарного запаса детей

Художественная литература

.

Качество восприятия текста нах

о

дится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно знач

е

ний слов. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес ст

о

ит».

Дидактические упражнения и игры.

Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Проводятся с предметами, картинками и на вербальной основе (словесной). Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеют игровых правил.

Основное содержание лексических упражнений:

- виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные);

- по свойствам (цвет, вкус, величина, материал);

- составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами;

- распространение предложений.

Отличительной чертой является то, что большинство упражнений одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.

Словарная работа в разных видах деятельности

Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности:

- бытовая деятельность (самообслуживание);

- трудовая деятельность;

- сюжетно-ролевые игры;

- театрализованные игры;

- занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация, оригами);

- Большую помощь в развитии речи оказывает подготовка к праздникам, она очень мобилизует малышей и способствует тому, что многие сами начинают следить за своей речью.

Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.

Результатами работы по обогащению словарного запаса детей являются:

- обогащение и активизация словарного запаса детей дошкольного возраста;

- совершенствование речевого общения детей друг с другом;

- умение высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.

Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.

К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. А театрализованная деятельность является верным спутником педагога на коррекционно-развивающих занятиях.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×