Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

образец индивидуального образовательного маршрута | Берзегова Ольга Владимировна. Работа №360344

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данный образец служит наглядным пособием для учителя-дефектолога при составлении индивидуального маршрута для  ребенка с нарушениями зрения. При описании построения комфортной среды необходимо опираться на внутреннее оснащения образовательного учреждения. Игровые пособия по развитию зрительных функций и зрительно-моторной координации подбирает непосредственно дефектолог исходя из диагноза и результатов диагностики.

Индивидуальный образовательный маршрут

для воспитанника группы для детей с нарушением зрения, с амблиопией и косоглазием

Ф.И.ребенка:

Период:

 

1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

Ф.И.ребенка

Дата поступления в ОУ:

Диагноз при поступлении в ОУ:

OD-

OS-

Очки

OD-

OS-

Заключение и рекомендации ПМПК г.Сочи:

Образовательная программа:

Общие задачи на период реализации ИОМ:

Режим пребывания ребенка в ОУ:

Взаимодействие специалистов ОУ:

Соматическое состояние:

Рекомендации офтальмолога:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.ВНУТРЕННИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ.

Направления работы

Кол-во занятий

Форма проведения

Специалист

Педагогическая помощь

5 дней в неделю

Разнообразные

Воспитатели

Тифлопедагогическое сопровождение по оказанию комплексной помощи по подготовке ребенка к школе, адаптации в обществе (развитие познавательной и коммуникативной сферы)

5 дней в неделю

Групповые, подгрупповые,

индивидуальные

Учитель-дефектолог

Психологическая помощь

– игровое взаимодействие в сенсорной комнате по развитию эмоционально-волевой сферы

Курсами

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Минигруппы

Подгрупповые

Групповые

Педагог-психолог

 

 

Музыкальные занятия

 

2 раза в неделю

Групповые

Музыкальный руководитель

Физкультурные занятия

 

3 раза в неделю

Групповые

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Осмотр врача - офтальмолога

Начало-конец года (по мере необходимости)

Индивидуально

(осмотр)

Врач-офтальмолог

Занятия на ортоптических приборах по назначению врача-офтальмолога

Ежедневно

Индивидуально

Медсестра ортоптистка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.СОЗДАНИЕ «БЕЗБАРЬЕРНОЙ» СРЕДЫ.

Построение комфортной среды

Ресурсы для решения

Освещенность

- Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

 

Сигнальные опоры, обеспечивающие ориентировку в пространстве и направляющие движение

Разметки

- в спортивном зале

- на спортивной площадке на улице

Маркеры указатели

- на дверях

- на ручках дверей

- не ступенях лестницы

«Метка на стекле»

- упражнение для улучшения аккомодации (тренировка внутренних мышц глаз).

Специальное тифлотехническое оборудование

Ортоптические аппараты для лечения и профилактики зрения.

 

Оптические средства

индивидуальной коррекции

Очки для постоянного ношения.

 

Компьютер и программное обеспечение

Специальные компьютерные программы.

 

Создание сенсорно-обогащенной среды.

Сигнальные опоры

 

Зрительные

Звуковые

Обонятельные

Тактильные

 

Натуральные предметы, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире

- Контурные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия

 

Звукоориентиры (колокольчики, бубен, погремушка и др.) для развития ориентировки в большом и малом пространствах

- Звуковые игрушки, сигналы, наборы пластинок с шумами для развития слухового восприятия, зрительно-слуховой памяти.

-Аудиозаписи со звуками окружающего мира для расширения и обогащения запаса знаний об окружающем мире.

 

 

 

Бытовые запахи, запахи улицы для развития обоняния и обогащение чувственного опыта.

Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал для развития осязательно-двигательного восприятия, обогащения чувственного опыта.

 

Объекты с усиленными признаками

- Контрастность и цветонасыщенность раздаточного материала;

- Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-жёлтых и зелёных тонах;

- Тетрадь в крупную клетку;

- Мягкий простой карандаш.

Специально структурированная информация

- Планы, схемы для составления рассказов

- Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию

- Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра….

- Таблицы по лексическим темам

Игровые пособия по развитию зрительных функций и зрительно-моторной координации

- Кольцебросы, серсо, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры

- Трафареты (тематические, геометрические, линейные);

- Раскраски по лексическим темам;

- Лабиринты для развития глазодвигательных функций;

-Материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.);

- Предметы для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

- Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.

- Соблюдение режима зрительных нагрузок

- Дозировка работы со зрительной нагрузкой в течение 10-15 минут

- Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

- В начале занятия по ИЗО- деятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

Специальная орг-ция рабочего поля и рабочего места ребенка

- I ряд 1 парта в центре.

- Посадка ближе к демонстрируемому материалу.

- Рабочая поверхность горизонтальная

- Размер мебели № 2 в соответствии с ростом

Спец. организация раб. позы ребенка

- Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

- Постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные ритм и темп деятельности

- Не переутомлять глаза при рассматривании

- Зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении занятия.

- Рекомендуемый комплекс

Зрительная гимнастика.

1.Упражнения для снятия зрительного напряжения.

(накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание).

2. Упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин).

3. Метка на стекле

Правила взаимодействия с отдельными объектами

 

- Пособия и материалы мелкого размера, но не меньше 2см.

- Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном месте, на уровне глаз ребенка, на контрастном фоне, на достаточном для его восприятия расстоянии.

- Загруженность перцептивного поля 5- 7объектов;

- Для обследования наглядности предоставлять разное время.

- Больше работать на коленях, на столе, на полу – на горизонтальной поверхности

Специальные дозировки различных видов нагрузки

 

Зрительной

Зрительная нагрузка №6

Характеристика учебно-наглядных пособий:

ЦВЕТ – разнообразные,

РАЗМЕР – размер 2 см, разнообразный.

ФОРМА – преимущественно объемные

ВРЕМЯ – любое

Физической

- При ходьбе по скамейки, бревну смотреть вниз.

- При игре в мяч бросать о пол.

- Медленный бег

-Легкие общеразвивающие упражнения

- Игры малой подвижности

- Плавать лучше всего брассом на груди или на спине

Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация) в виртуальном режиме.

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенк

Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые , артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д.

 

V.ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые задачи

- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

- Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ

- Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности

- Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка

- Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Воспитатели, специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог) в течение всего учебного периода

Воспитательные задачи

- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

- Воспитание положительных личностных качеств

 

 

- Совместная работа специалистов в этом направлении

- Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем

- Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий  

направленных на решение задач социально-коммуникативного развития

Воспитатели

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Коррекционно-развивающие задачи

- Развитие компенсаторных механизмов

становления психики и деятельности ребёнка

- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров

 

 

- Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач

- Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Образовательные задачи

 

- Развитие познавательной активности ребенка

- Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

- Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.

 

- Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ

- Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями

- Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики

- Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Коррекционно-развивающая работа.

2013-2014 учебный год

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Цвет: Различение основных цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего), коричневого, черного и белого. Нахождение и называние цвета окружающих предметов и предметных изображений. Соотнесение предметов с цветными и контурными изображениями.

Форма: Различение и называние геометрических фигур и геометрических тел. Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке и в изображениях. Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке и в изображениях. Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами

Величина: Нахождение и обозначение в речи предметов заданной величины. Сопоставление предметов по величине.

Восприятие изображений: сюжетных с одноплановой и двуплановой перспективой перспективой

ОСЯЗАНИЕ И МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Понимание назначения рук, пальцев рук. Выполнение действия: всей рукой, отдельными пальцами.

Узнавание игрушек и предметов ближайшего окружения. Узнавание геометрических фигур и геометрических тел. Различение величины предметов.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Ориентировка «на себе». Ориентировка в пространственных признаках игрушек и предметов ближайшего окружения. Ориентировка в помещениях группы и детского сада. Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя». Ориентировка в процессе передвижения. Ориентировка в микропространстве. Моделирование пространственных отношений. Ориентировка с помощью простейших схем пространства. Использование пространственной терминологии.

СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

Представление ребенка о себе самом и окружающих людях. Понимание назначения окружающих предметов. Представление о профессиональном труде сотрудников детского сада. Представление об элементарных социально-бытовых ситуациях. Ориентированность в окружающем мире. Представление о своих сенсорных возможностях. Владение навыками социального поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Коррекционно-развивающая работа.

2014-2015 учебный год

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Цвет: Различение и называние всех цветов спектра и их оттенков, а также коричневого, серого, черного и белого цветов. Называние цвета предметов ближайшего окружения и цвета в животном и растительном мире. Соотнесение предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями.

Форма: Различение и называние геометрических фигур и геометрических тел. Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке. Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами.

Величина: Определение и обозначение в речи величины окружающих предметов. Сопоставление предметов по величине.

Восприятие изображений: восприятие изображения с трехплановой перспективой. Понимание заслоненности одного предмета другим

ОСЯЗАНИЕ И МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Представление о назначении рук, пальцев рук. Обследование игрушек двумя руками в определенной последовательности. Узнавание игрушек и предметов быта. Узнавание геометрических фигур и геометрических тел. Различение свойства поверхности предметов. Определение материала, из которого сделаны предметы. Понимание роли осязания в помощь зрению. Отражение в речи осязательно воспринимаемых признаков и качеств предметов.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Ориентировка «на себе», на кукле. Ориентировка в пространственных признаках предметов ближайшего окружения. Ориентировка в помещениях группы и детского сада. Ориентировка на участке группы и территории детского сада. Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов». Ориентировка в процессе передвижения. Ориентировка в микропространстве. Моделирование пространства. Ориентировка в пространстве с помощью схем и планов. Использование пространственной терминологии.

СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

Представление о себе самом и окружающих людях. Понимание и отражение в речи назначения окружающих предметов. Представление о профессиональном труде взрослых. Отражение в речи. Представление об элементарных социально-бытовых ситуациях. Ориентированность в окружающем мире. Отражение в речи. Представление о своих сенсорных возможностях. Владение навыками социального поведения.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×