образец индивидуального образовательного маршрута | Берзегова Ольга Владимировна. Работа №360344
Данный образец служит наглядным пособием для учителя-дефектолога при составлении индивидуального маршрута для ребенка с нарушениями зрения. При описании построения комфортной среды необходимо опираться на внутреннее оснащения образовательного учреждения. Игровые пособия по развитию зрительных функций и зрительно-моторной координации подбирает непосредственно дефектолог исходя из диагноза и результатов диагностики.
Индивидуальный образовательный маршрут
для воспитанника группы для детей с нарушением зрения, с амблиопией и косоглазием
Ф.И.ребенка:
Период:
1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
Ф.И.ребенка
Дата поступления в ОУ:
Диагноз при поступлении в ОУ:
OD-
OS-
Очки
OD-
OS-
Заключение и рекомендации ПМПК г.Сочи:
Образовательная программа:
Общие задачи на период реализации ИОМ:
Режим пребывания ребенка в ОУ:
Взаимодействие специалистов ОУ:
Соматическое состояние:
Рекомендации офтальмолога:
II.ВНУТРЕННИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ.
Направления работы
Кол-во занятий
Форма проведения
Специалист
Педагогическая помощь
5 дней в неделю
Разнообразные
Воспитатели
Тифлопедагогическое сопровождение по оказанию комплексной помощи по подготовке ребенка к школе, адаптации в обществе (развитие познавательной и коммуникативной сферы)
5 дней в неделю
Групповые, подгрупповые,
индивидуальные
Учитель-дефектолог
Психологическая помощь
– игровое взаимодействие в сенсорной комнате по развитию эмоционально-волевой сферы
Курсами
1 раз в неделю
1 раз в неделю
Минигруппы
Подгрупповые
Групповые
Педагог-психолог
Музыкальные занятия
2 раза в неделю
Групповые
Музыкальный руководитель
Физкультурные занятия
3 раза в неделю
Групповые
Воспитатели, инструктор по физической культуре
Осмотр врача - офтальмолога
Начало-конец года (по мере необходимости)
Индивидуально
(осмотр)
Врач-офтальмолог
Занятия на ортоптических приборах по назначению врача-офтальмолога
Ежедневно
Индивидуально
Медсестра ортоптистка
III.СОЗДАНИЕ «БЕЗБАРЬЕРНОЙ» СРЕДЫ.
Построение комфортной среды
Ресурсы для решения
Освещенность
- Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.
Сигнальные опоры, обеспечивающие ориентировку в пространстве и направляющие движение
Разметки
- в спортивном зале
- на спортивной площадке на улице
Маркеры указатели
- на дверях
- на ручках дверей
- не ступенях лестницы
«Метка на стекле»
- упражнение для улучшения аккомодации (тренировка внутренних мышц глаз).
Специальное тифлотехническое оборудование
Ортоптические аппараты для лечения и профилактики зрения.
Оптические средства
индивидуальной коррекции
Очки для постоянного ношения.
Компьютер и программное обеспечение
Специальные компьютерные программы.
Создание сенсорно-обогащенной среды.
Сигнальные опоры
Зрительные
Звуковые
Обонятельные
Тактильные
Натуральные предметы, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире
- Контурные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия
Звукоориентиры (колокольчики, бубен, погремушка и др.) для развития ориентировки в большом и малом пространствах
- Звуковые игрушки, сигналы, наборы пластинок с шумами для развития слухового восприятия, зрительно-слуховой памяти.
-Аудиозаписи со звуками окружающего мира для расширения и обогащения запаса знаний об окружающем мире.
Бытовые запахи, запахи улицы для развития обоняния и обогащение чувственного опыта.
Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал для развития осязательно-двигательного восприятия, обогащения чувственного опыта.
Объекты с усиленными признаками
- Контрастность и цветонасыщенность раздаточного материала;
- Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-жёлтых и зелёных тонах;
- Тетрадь в крупную клетку;
- Мягкий простой карандаш.
Специально структурированная информация
- Планы, схемы для составления рассказов
- Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию
- Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра….
- Таблицы по лексическим темам
Игровые пособия по развитию зрительных функций и зрительно-моторной координации
- Кольцебросы, серсо, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры
- Трафареты (тематические, геометрические, линейные);
- Раскраски по лексическим темам;
- Лабиринты для развития глазодвигательных функций;
-Материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.);
- Предметы для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др.)
IV.СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Направления деятельности
Потребности ребенка
Построение образовательного процесса
- Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
- Соблюдение режима зрительных нагрузок
- Дозировка работы со зрительной нагрузкой в течение 10-15 минут
- Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)
- В начале занятия по ИЗО- деятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.
Специальная орг-ция рабочего поля и рабочего места ребенка
- I ряд 1 парта в центре.
- Посадка ближе к демонстрируемому материалу.
- Рабочая поверхность горизонтальная
- Размер мебели № 2 в соответствии с ростом
Спец. организация раб. позы ребенка
- Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища
- Постоянный контроль за осанкой
Индивидуальные ритм и темп деятельности
- Не переутомлять глаза при рассматривании
- Зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении занятия.
- Рекомендуемый комплекс
Зрительная гимнастика.
1.Упражнения для снятия зрительного напряжения.
(накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание).
2. Упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин).
3. Метка на стекле
Правила взаимодействия с отдельными объектами
- Пособия и материалы мелкого размера, но не меньше 2см.
- Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном месте, на уровне глаз ребенка, на контрастном фоне, на достаточном для его восприятия расстоянии.
- Загруженность перцептивного поля 5- 7объектов;
- Для обследования наглядности предоставлять разное время.
- Больше работать на коленях, на столе, на полу – на горизонтальной поверхности
Специальные дозировки различных видов нагрузки
Зрительной
Зрительная нагрузка №6
Характеристика учебно-наглядных пособий:
ЦВЕТ – разнообразные,
РАЗМЕР – размер 2 см, разнообразный.
ФОРМА – преимущественно объемные
ВРЕМЯ – любое
Физической
- При ходьбе по скамейки, бревну смотреть вниз.
- При игре в мяч бросать о пол.
- Медленный бег
-Легкие общеразвивающие упражнения
- Игры малой подвижности
- Плавать лучше всего брассом на груди или на спине
Формы работы с родителями
Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация) в виртуальном режиме.
Формы работы с ребенком
Групповые, подгрупповые, индивидуальные
Методы и прием
работы с ребенк
Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые , артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д.
V.ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.
Блок
Задачи
Формы реализации
Ответственный
Мониторинговые задачи
- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом
- Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы
- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ
- Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности
- Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка
- Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса
Воспитатели, специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог) в течение всего учебного периода
Воспитательные задачи
- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка
- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении
- Воспитание положительных личностных качеств
- Совместная работа специалистов в этом направлении
- Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем
- Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий
направленных на решение задач социально-коммуникативного развития
Воспитатели
Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка
Коррекционно-развивающие задачи
- Развитие компенсаторных механизмов
становления психики и деятельности ребёнка
- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров
- Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач
- Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка
Образовательные задачи
- Развитие познавательной активности ребенка
- Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
- Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.
- Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ
- Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями
- Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики
- Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.
Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.
VII. Коррекционно-развивающая работа.
2013-2014 учебный год
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Цвет: Различение основных цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего), коричневого, черного и белого. Нахождение и называние цвета окружающих предметов и предметных изображений. Соотнесение предметов с цветными и контурными изображениями.
Форма: Различение и называние геометрических фигур и геометрических тел. Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке и в изображениях. Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке и в изображениях. Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами
Величина: Нахождение и обозначение в речи предметов заданной величины. Сопоставление предметов по величине.
Восприятие изображений: сюжетных с одноплановой и двуплановой перспективой перспективой
ОСЯЗАНИЕ И МЕЛКАЯ МОТОРИКА
Понимание назначения рук, пальцев рук. Выполнение действия: всей рукой, отдельными пальцами.
Узнавание игрушек и предметов ближайшего окружения. Узнавание геометрических фигур и геометрических тел. Различение величины предметов.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Ориентировка «на себе». Ориентировка в пространственных признаках игрушек и предметов ближайшего окружения. Ориентировка в помещениях группы и детского сада. Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя». Ориентировка в процессе передвижения. Ориентировка в микропространстве. Моделирование пространственных отношений. Ориентировка с помощью простейших схем пространства. Использование пространственной терминологии.
СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
Представление ребенка о себе самом и окружающих людях. Понимание назначения окружающих предметов. Представление о профессиональном труде сотрудников детского сада. Представление об элементарных социально-бытовых ситуациях. Ориентированность в окружающем мире. Представление о своих сенсорных возможностях. Владение навыками социального поведения.
VII. Коррекционно-развивающая работа.
2014-2015 учебный год
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Цвет: Различение и называние всех цветов спектра и их оттенков, а также коричневого, серого, черного и белого цветов. Называние цвета предметов ближайшего окружения и цвета в животном и растительном мире. Соотнесение предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями.
Форма: Различение и называние геометрических фигур и геометрических тел. Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке. Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами.
Величина: Определение и обозначение в речи величины окружающих предметов. Сопоставление предметов по величине.
Восприятие изображений: восприятие изображения с трехплановой перспективой. Понимание заслоненности одного предмета другим
ОСЯЗАНИЕ И МЕЛКАЯ МОТОРИКА
Представление о назначении рук, пальцев рук. Обследование игрушек двумя руками в определенной последовательности. Узнавание игрушек и предметов быта. Узнавание геометрических фигур и геометрических тел. Различение свойства поверхности предметов. Определение материала, из которого сделаны предметы. Понимание роли осязания в помощь зрению. Отражение в речи осязательно воспринимаемых признаков и качеств предметов.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Ориентировка «на себе», на кукле. Ориентировка в пространственных признаках предметов ближайшего окружения. Ориентировка в помещениях группы и детского сада. Ориентировка на участке группы и территории детского сада. Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов». Ориентировка в процессе передвижения. Ориентировка в микропространстве. Моделирование пространства. Ориентировка в пространстве с помощью схем и планов. Использование пространственной терминологии.
СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
Представление о себе самом и окружающих людях. Понимание и отражение в речи назначения окружающих предметов. Представление о профессиональном труде взрослых. Отражение в речи. Представление об элементарных социально-бытовых ситуациях. Ориентированность в окружающем мире. Отражение в речи. Представление о своих сенсорных возможностях. Владение навыками социального поведения.