Образовательная практика "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики" | Пуртова Ирина Викторовна. Работа №359156
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного воспитания одна из задач дошкольного образования. Воспитатели наравне с родителями должны воспитывать в детях такие качества как сострадание, любовь к предкам, уважение к труду. Наш детский сад духовно-нравственное воспитание осуществляет через работу мини-музеев "Русская изба" и "Хлеб - всему голова!"
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
средствами музейной педагогики
И.В. Пуртова, воспитатель
Толстомысенский детский сад
филиал МБОУ Толстомысенской СОШ № 7
Аннотация
В современном мире духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании детей дошкольного возраста. Духовно-нравственное воспитание – это взаимодействие педагога, родителей и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре страны, региона, к родной природе.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном посёлке, крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея, целостного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к общению с музейными ценностями, на развитие способности воспринимать музейную информацию и на воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности детей.
Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Мини-музей детского сада в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста является инновационной формой познания окружающего мира, потому что только когда проникнешься духом времени, можно понять какими были наши предки, что для них было важно и ценно.
Необходимость духовно-нравственного воспитания в детском саду также определяется целью и одной из задач ФОП ДО: является разностороннее развитие ребенка <…> на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Согласно ФОП ДО к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, <…>, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Как средство духовно-нравственного воспитания может служить музей. Н.А. Рыжова считает, что «Музей в детском саду – это интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей».
Но не во всех населённых пунктах он есть, и не всегда есть возможность у детей посетить музей. Поэтому и возникла необходимость обновления и пополнения уже имеющихся в Толстомысенском детском саду мини-музеев «Русская изба» и «Хлеб – всему голова!»
Музейные экспонаты невозможно воссоздать полностью в условиях детского сада, поэтому детский сад сотрудничает с Новосёловским районным историческим музеем.
Отличительной чертой мини-музеев в детском саду является то, что дети могут не просто посмотреть экспонаты, но и потрогать их, могут поучаствовать в пополнении музея экспонатами. А также в мини-музее имеется дидактический материал, который позволяет детям проявить самостоятельную деятельность.
Мини-музей помогает расширять кругозор детей дошкольного возраста. Работа мини-музеев разнообразна, что позволяет применять в работе разные формы и методы духовно-нравственного воспитания, которые помогают воспитать в детях уважение к предкам, к культуре русского народа и его быта. Для достижения такого результата необходима систематическая, целенаправленная работа в мини- музеях с экспонатами.
Таким образом, подтверждается актуальность данной темы подтверждает необходимость пополнения и продолжения работы мини-музеев «Русская изба» и «Хлеб – всему голова!» для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Цель проекта «Русская изба и традиции русского народа»: подготовка к развлекательному мероприятию для детей и родителей «Русская изба просторна да хороша, в гости всех приглашает она» с использованием изготовленных самостоятельно и совместно с родителями элементами русской народной одежды (сарафаны, кокошники и т.д.), заученными совместно с воспитателями и родителями частушками, пословицами в мини-музее «Русская изба».
Цель проекта достигается через решение следующих задач:
на
хождение
картинк
и
одного из экспонатов музея для составления и оформления перечня экспонатов музея,
соблю
дение
правил поведения в мини-музеях,
рассматривание экспонатов мини-музеев и выполнение заданий в них.
выз
ывать
у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа
через работу в мини-музеях
;
запом
инание
разны
х
форм устного народного творчества, особенности народного
быта
,
воспитывать у детей гордость за свою страну, её
историю;
привлекать своих
родителей в совместную деятельность
для участия в оформлении мини-музеев, в пополнении экспонатами и участии мероприятиях, проводимых в мини-музеях.
Проект предполагает, что работа мини-музеев оказывает положительное влияние на формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Функции мини-музеев в детском саду:
Образовательные: активация интереса к русской народной культуре и быту, обогащение словарного запаса, развитие речи.
Развивающие: развитие мышления, интеллекта, зрительно-слухового восприятия.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, формировать патриотического и духовно-нравственные чувства.
Формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми
;
индивидуальная работа с детьми
;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Мини-музеи «Русская изба», «Хлеб – всему голова!» начинали существование в маленьких помещениях старшей и средней групп, со временем мини-музеи были совмещены в одном более просторном и светлом помещение, что позволяет проводить занятия более эффективнее и детям удобнее рассматривать экспонаты и осуществлять самостоятельную деятельность, используя дидактические материалы.
При реализации проекта «Русская изба и традиции русского народа» могут возникать проблемы: недостаточное оснащение музеев, завышенные требования к педагогу (педагог должен оформить мини-музеи, быть художником, экскурсоводом, историком, музееведом).
Но не смотря на трудности, с которыми можно столкнуть при работе с мини-музеями, духовно-нравственное воспитание дошкольников, новые впечатления и знания детей, превыше этих трудностей.
Работу по реализации данного проекта можно разделить на три этапа:
подготовительный этап,
основной этап,
заключительный этап
Содержание этапа
Сроки
1 этап - подготовительный
Изучение методики особенностей работы музейной педагогики.
Курсы повышения квалификации по программе «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации», «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации».
Подбор методической литературы для изучения.
Составление и утверждение плана работы на учебный год, разработка различных форм работы с детьми и родителями (совместной деятельности, экскурсий, выставок и т.д.)
Сентябрь-октябрь
2 этап - основной
Пополнение/обновление мини-музея в ДОУ "Русская изба": оформление мини – музея, сбор и подборка экспонатов, составление «Перечня экспонатов»;
организация работы мини – музея (режим и расписание работы, приглашение детей и родителей, проведение запланированных мероприятий).
В течение года
Занятие «День хлеба» в мини-музее «Хлеб – всему голова!»
Консультация для родителей «Как жили люди на Руси»
Экскурсия «Мир старинных вещей» в мини-музей «Русская изба»
Чаепитие совместное с родителями «Самовар кипит – уходить не велит» (день чая, самовара).
Экскурсия в Новосёловский районный исторический музей на выставку предметов русского быта разных времён «Жизнь и быт сибирского крестьянина» (совместно с родителями).
Беседа «Русский наряд: раньше и сейчас». Выставка рисунков «Кукла в национальном костюме».
«Зиму провожаем – весну встречаем!»
«Антошка, готовь к обеду ложку!» (день ложки)
Мастер-класс для родителей «Изготовление куклы берегини».
«День русской печки».
Спортивное мероприятие на улице «Русские народные игры».
16 октября
Ноябрь
Декабрь
13 декабря
Январь
Февраль
2 апреля
Март
19 мая
Май
3 этап – заключительный
Мониторинг «Традиции, культура и быт русского народа»
Развлекательное мероприятие для детей и родителей «Русская изба просторна да хороша, в гости приглашает она».
Май
Май
В 2024 г. в мини-музее «Русская изба» проводились следующие мероприятия:
Масленица (март), мероприятие было проведено с целью приобщения детей к русской культуре, традициям русского народа;
День деревянной ложки (апрель), познавательное мероприятие было проведено с целью приобщения детей к истории, познакомить детей с историей появления ложки.
Ожидаемые результаты реализации данного проекта:
получение воспитателем знаний и практический материал для работы в мини-музеях, обмен опыта с другими педагогами
;
овладение навыками оформления мини-музеев;
пополнение
мини-музеев экспонатами
;
повышение уровня знаний детей о музеях, о русской культуре, традициях и быте русского народа,
повышения познавательной активности детей;
обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста, использование русского фольклора;
формирование чувства
уважения к предкам, традициям;
знание русских праздников и их традиций;
активное участие родителей в пополнении и оформлении мини-музеев:
повышение заинтересованности родителей в формировании
духовно-нравственного
воспитания детей.
При использовании мини-музеев в детском саду для детей слово «музей» становится привычным. Мини-музей для детей является местом для познания, исследования чего-то нового, общения, совместного и самостоятельного творчества. У дошкольников формируется интерес к родине, расширяются знания о стране, традициях, народных праздниках.
Духовно-нравственная культура возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Оно формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, детскому саду, родным местам, родной стране.
Поэтому, в воспитательной работе важно целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, как и в детском саду, так и дома.
Работа в мини-музеях становится частью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. На базе мини-музеев или при использование его экспонатов можно проводить образовательную деятельность различной направленности, организовывать и проводить экскурсии не только для детей старшего дошкольного возраста, но и для детей младшего дошкольного возраста.
Работа с мини-музеями помогает педагогам найти новые формы работы с детьми и родителями, которые помогают в формировании духовно-нравственного воспитания, а также расширить кругозор и словарный запас детей.
Духовно-нравственная культура не является врождённым качеством человека, она развивается в процессе воспитания под влиянием окружающей среды ребёнка, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. И поэтому формирование нравственно-патриотического воспитания можно успешно решить в рамках музейной педагоги.
Список литературы
Алёшина Н.В.
П
атриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алёшина. – М.:
ЦГЛ
, 2011.
– 256 с.
Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.
Рыжова, Л.В.
Логинова. – М.: Линка-Пресс. – 2008.
Рыжова Н.А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. – 96 с.