образовательная программа кружка

Автор: Козлова Татьяна Александровна

МКОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

               Образовательная программа

 объединения дополнительного образования

         «Умелые руки»

      для обучающихся начальных классов

       ( возраст обучающихся 6,5 – 11 лет).

 

 

 

 

Срок реализации
образовательной программы
– 2-3 года.

 

     Автор
образовательной программы
Козлова Татьяна Александровна,   учитель начальных классов, педагог
дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

          Пояснительная записка.

 

Одной
из важнейших задач сегодняшней школы является улучшение подготовки школьников к
жизни, к труду, воспитание творческой, гармонично развитой личности. В решении
этой задачи немалая роль принадлежит объединению дополнительного образования
«Умелые руки», где закладываются основы трудовой подготовки, качества характера
творческой личности, раскрываются способности детей, идет вооружение их
общетрудовыми навыками и умениями, позволяющими сделать первые шаги в
творчестве,  воспитывается любовь и
уважение к труду.

В
данной образовательной программе труд рассматривается как источник формирования
познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть
творческой личности. Любовь  к труду,
творческое отношение к нему невозможны без привычки трудиться, без выработки
мастерства, умелости, смекалки и сноровки. Эти качества, в свою очередь,
стимулируют стремление пробовать при выполнении задач различной степени
сложности, искать дело по душе.

В
процессе занятий при изготовлении самых различных изделий у младших школьников
вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость,
настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность,
самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как лучше ее выполнить,
способность доводить дело до конца, то есть качества, без которых невозможно
творчество. Большое количество разнообразных и доступных детям этого возраста
видов работ, включенных  в содержание
программы объединения, дает пищу для ума, развития воображения, наблюдательности
– качеств, сопутствующих творчеству, расширяет кругозор, знакомит с важными
элементами профессиональной деятельности, позволяет младшим школьникам
осуществлять первые пробы в разных видах труда.

На
занятиях в объединении дополнительного образования «Умелые руки» обучающиеся
овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с
различными материалами и инструментами.

 Данная программа отражает возможность
эффективно использовать принцип межпредметных связей, формируя некоторые общие
политехнические знания и умения, необходимые для осмысленного и продуктивного
выполнения работ, включенных в программу. У школьников воспитывается
познавательный интерес к технике, развиваются технические наклонности,
формируется желание и умение трудиться, самостоятельность, инициатива,
коллективизм, культура и эстетика труда, происходит первоначальное
профессиональное просвещение обучающихся.

На
занятиях дети не только получают необходимый круг знаний и умений, но и более
успешно продвигаются в общем развитии. Это дает импульс и для проявления
творческих способностей. Успеху занятий благоприятствует постоянное поощрение
педагогом нестандартного, оригинального решения, целесообразного отступления от
образа, тренировка видеть общее в различном и различия в общих явлениях,
многократное упражнение в анализе, синтезе и обобщении, переносе приобретенных
знаний и умений в новую ситуацию.

Кроме того, объединение способствует разумной
организации досуга детей.     

 

Цели и задачи объединения
дополнительного образования «Умелые руки»:

 

-
сообщение элементарных технических сведений по видам труда;

 - расширение и углубление представлений о
гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека с его искусственно
создаваемой предметной средой;

-
расширение и углубление представлений о народной культуре и ее отражении в
бытовой среде и в отдельных предметах быта;

-
обучение доступным трудовым приемам;

-
формирование новых умений, приемов работы с инструментами, приемов обработки
материалов;

-
совершенствование общетрудовых умений;

-
формирование организационных умений и навыков;

 -привитие интереса к трудовой деятельности;

-
развитие конструктивности, вариативности, гибкости мышления и способности к
творческой деятельности;

-
развитие познавательных процессов и приемов умственной деятельности;

-
воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, умения
работать в коллективе, уважения к людям труда);

-
воспитание чувства прекрасного, эстетического вкуса.

 

В
реализации данной образовательной программы участвуют обучающиеся начальных
классов в возрасте от 6,5 до 11 лет.

 

Продолжительность
реализации образовательной программы – 2 – 3 года.

 

Режим
занятий (2 часа в неделю):

                              Вторник – 13.00.
– 14.00.

                              Пятница – 13.00.
– 14.00.  

 

Образовательной
программой предусмотрены различные формы проведения занятий -  беседы, экскурсии, практические занятия,
творческие задания, игры, заочные путешествия.

На
занятиях  обучающиеся выполняют как  коллективные, так  и индивидуальные работы.

Итоги
реализации образовательной программы подводятся в форме выставок детских работ,
конкурсов на лучшую поделку, защиты 
представленных экспонатов.

          Содержание изучаемого курса.

 

Занятия
в объединении дополнительного образования «Умелые руки» призваны углубить и
расширить общеобразовательную подготовку школьников.

 

В ходе занятий у обучающихся должны быть
сформированы знания и умения:

 

*культуры
и организации труда, рациональной, эстетической и безопасной работы;

 

*способов
обработки материалов, понимание их утилитарно-конструктивного и
декоративно-художественного смысла; использования соответствующих ручных
инструментов;

 

*работы
по простой проектно-технологической документации (эскизу, чертежу, схеме);

 

*самостоятельного
анализа конструкции изделия и его воссоздания по образцу; усовершенствования
конструкции в соответствии с поставленной задачей;

 

*мысленного
преобразования конструкции на плоскости или в объеме и ее практического
воплощения;

 

*создания
образа по ассоциации и с целью передачи определенной художественно –
эстетической информации; воплощения образа в материале;

 

*творческого
использования декоративных и конструктивных свойств формы, материала, цвета для
решения проектно – художественной задачи.

 

Основные базовые компоненты подготовки
младших школьников в данном объединении относятся к следующим направлениям
работы:

 

*владение
основными приемами обработки материалов, грамотное использование инструментов и
приспособлений для простых работ;

 

*чертежно-графическая
грамотность (умение прочитать схему, технический рисунок, чертеж; владение
различными приемами разметки);

 

*культура
и организация труда; экономное использование материалов и рабочего времени.

Материал
и темы занятий подобраны исходя из задач, поставленных перед данным
объединением: работа с бумагой и картоном, глиной, пластилином и соленым
тестом, природными и текстильными материалами, проволокой, древесиной.

Названия
тем определены видом поделочного материала (например, «Работа с бумагой»,
«Работа с природным материалом»…). Темы чередуются, сменяя виды работ. Такое
распределение тем позволяет организовывать систематическое повторение и
постепенный переход от простого к более сложному, создавать для обучающихся
возможность применять полученные знания и умения при выполнении работ из
материала, отличного от предыдущего.

На
тему отводится определенное количество часов; содержание ее распределено по
нескольким разделам: «Бытовой труд», «Технические сведения», «Основы
художественной обработки различных материалов». Такое деление позволяет
педагогу четко установить объем сведений, которые он должен сообщить детям и
закрепить их в указанное число занятий; правильно подобрать приемы, которыми
должны овладеть обучающиеся, чтобы выполнить рекомендованные изделия. Отдельно
выделен раздел «Умения», в котором отмечается, на каком уровне
самостоятельности дети должны осуществлять ориентировку в задании,
планирование, текущий и заключительный самоконтроль.

 

Подобная
структура образовательной программы четко показывает постепенное конструктивное
усложнение изделий, повышение требований к знаниям и умениям обучающихся, с
учетом их возрастных и психофизиологических возможностей, способствует
формированию самостоятельности при выполнении трудовых заданий, развивает
общетрудовые умения.

 

В
разделе «Технические сведения»
дети получают сведения о моделях, знакомятся с технической терминологией,
производством, рабочими профессиями. Моделирование и конструирование позволяет
младшему школьнику познать мир техники, развивает конструкторские способности,
техническое мышление, способствуют познанию окружающей действительности,
расширяют политехнический кругозор.

 

Содержание
раздела «Бытовой труд»
предусматривает ознакомление с приемами обработки ткани, овладение знаниями и
умениями по шитью и вышиванию.

 

Раздел
программы «Основы художественной
обработки различных материалов»
включает овладение обучающимися
простейшими приемами и способами работы с различными материалами, развитие
творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.

 

 

Программой
предусмотрены различные формы проведения занятий.

 

Экскурсия – особая форма занятий, связанная с наблюдениями за
окружающими предметами и явлениями. Программой предусмотрена экскурсия в
природу с целью накопления обучающимися знаний о природе и сбора природного
материала. На природе педагог сообщает детям необходимые сведения, сопровождая
свой рассказ или беседу демонстрацией разнообразных  объектов. В зависимости от места и времени
проведения экскурсии объем заданий, их количество и последовательность могут
быть различными.  Перед выходом из леса
собранные материалы необходимо рассортировать, привлекая детей к обсуждению
годности того или иного экземпляра.

 

Беседы направлены на расширение кругозора обучающихся новыми
сведениями и знаниями, ознакомление  с
неизвестными понятиями и терминами.

 

Практические
работы
позволяют отработать
навыки и приемы организации трудовой деятельности при изготовлении
разнообразных изделий, имеющих практическую значимость.

 

Творческие
задания
– это не бессмысленное
или случайное изменение или добавление к исходной конструкции и не всякая
«оригинальная» поделка, а именно целесообразная система действий. В творческих
работах ребенок решает задачу, сообразуясь с поставленной целью.
Целенаправленный поиск заставляет его думать – прогнозировать способы
достижения цели и затем проверять свои гипотезы на практике.

 

Занятия
в игровой форме
способствуют
привитию интереса, воспитанию любознательности, взаимовыручки, формированию умения
работать в группе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Список литературы.

 

 

 

§ 
Андрианова П.
Н.  Развитие технического творчества
младших школьников.  Москва «Просвещение» 2014.

 

§ 
Волков И. П.  Учим творчеству. Москва «Педагогика»2008.

 

§ 
Гай – Гулина М.
С. Бабушкин клубок. Москва «Малыш» 2009.

 

§ 
Гусакова М. А.
Аппликация. Москва «Просвещение» 2013.

 

§ 
Константиновский
М. Как ткани ткут и нити прядут. Москва «Малыш» 2009.

 

§ 
Конышева Н. М.
Секреты мастеров. Смоленск «Ассоциация
XXI век» 2004.

 

§ 
Лебедева Л.И.
Десять  маленьких друзей. Москва «Малыш» 2007.

 

§ 
Майорова Л. Если
только постараться. Москва «Малыш» 2008.

 

§ 
Максимов Ю. В.
Родник творчества. Москва «Просвещение» 2008.

 

§ 
Мартынов А.
Здравствуй, мастер! Москва «Малыш» 2007.

 

§ 
Павлова Н. П.
Трудовое обучение. Москва «Просвещение» 2013.

 

§ 
Семененко Л. А.
Развивающие задания, игры, упражнения (методическое пособие). Курск 2007.

 

§ 
Соловьёв С. А.
Декоративное оформление. Москва «Просвещение» 2007.

 

§ 
Тер - Акопян А.К.
Узор за узором. Москва «Малыш» 2013.

 

§ 
Ханашевич Д.Р.
Подружки – рукодельницы. Москва «Малыш» 2012.

 

§ 
Шевчук Я.Г.
Умелая иголочка. Киев «Веселка» 2009.

 

§ 
Шик В. Подарки.
Москва «Малыш» 2008.

 

 

         Методическое
обеспечение.

 

Учитель сам решает, какие приемы и методы применить на занятии, какую выбрать
форму организации и обучения для
успешного развития трудовой активности и
самостоятельности об
учающихся. При этом следует помнить, что воспитывающий и
раз­
вивающий
потенциал занятий по формированию трудовых 
навыков и умений снижает­ся, если ребенок привыкает работать только под
диктовку учи­
теля по принципу
«делай, как я», выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно
понимающего, какова связь между от­дельными операциями при изготовлении изделия
и конечным ре­зультатом. Безусловно, в
подражательной деятельности заложе­
ны
большие возможности для обучения учащихся, особенно на
первых этапах их обучения, но задержка младших
школьников
на этом уровне обучения
отрицательно сказывается на их разви­тии: обучающиеся становятся
интеллектуально пассивными, часто
беспомощными при самостоятельном
решении самых простых трудовых заданий.

Развивающий потенциал занятий 
значительно повышается, если учитель уделяет внимание воспи­
танию у детей стремления к активной
трудовой деятельности, приобретению навыков
культуры труда, самостоятельности при пользовании графической грамотой — у
словными обозначениями линий чертежа.

                        В этом большую помощь оказывают включаемые
в процесс обу­чения инструкционные и технологические карты. Они позволяют увеличить время на практическую работу, а наиболее
подготов­
ленным обучающимся — работать
самостоятельно, соединяя «рабо­
ту ума
с работой рук», а учителю — оказать помощь менее подго­
товленным детям.

 

Следует
помнить, что при изготовлении любого изделия ребе­
нок учится предварительному
планированию предстоящих трудовых действий;
организации рабочего места;

выполнению
тру­
довых действий  изготовления  изделия;

подведению  итогов.

Уметь устанавливать последовательность выполнения дей­ствий, порядок работы
инструментами очень важно, так как
пропуск самой незначительной операции или выбор не того инст­румента, который нужен в данный момент,— все это
сразу же
сказывается на качестве
работы. Ребенок действует в системе на­
глядно
выраженных требований, выбирает и сопоставляет вари­
анты действий, отбирает наиболее рациональные пути
решения
задания, сравнивает
полученный результат с планируемым ра­
нее, оценивает его. Это
способствует формированию у обучающихся способности
к планированию, выполнению действий «про себя»,
во внутреннем плане,
что, как подчеркивают психологи, является существенным
в развитии личности школьника. Значение уме­
ния планировать велико. Оно предупреждает ошибочные дейст­вия,
способствует более четкому представлению порядка опера­
ций, что сказывается на качестве изделия
обучающегося, позволяет
ему познать
радость труда.

         На занятиях в объединении «Умелые
руки»   предусмотрено строго продуманное сочета­ние репродуктивных и творческих
методов.

  В тех случаях, где это уместно и необходимо,
задания даются детям как своеоб­разные задачи,
которые требуют смекалки, пространственно­
го мышления,
наблюдений и анализа информации. А предмет­
но-практическая форма выполнения этих задач лишь облегчает их решение, поскольку позволяет моделировать
сложные аб­
страктные действия в
наглядном и понятном ребенку предмет­
но-практическом
виде.

Поскольку репродуктивные методы руководства работой обучающихся
занимают   много места, учителю
на таких
занятиях  придется демонстрировать и
подробно разъяс­
нять приемы, а обучающиеся должны как можно точнее повторять, воспроизводить его
действия и запоминать их. При этом 
учитель соотносит поэтап­
ную демонстрацию работы с инструкцией.  В этом случае репродуктивная организация
деятельности де­
тей одновременно направлена и на отработку приемов, и на  обучение работе с текстом инструкций. А это означает, что в данном
объединении предусмотрено специальное
обучение приемам анализа,
отбора и
использования информации в познавательной дея­
тельности. Для закрепления нового способа действия обычно предлагается часть работы выполнить
самостоятельно.

По мере освоения всех этих приемов они используются в более
самостоятельной, творческой деятельности детей.

Поисковые (или творческие) методы предполагают поста­новку и решение
проблемных ситуаций. Новые знания и уме­ния открываются ребятами
самостоятельно, непосредствен­
но в ходе решения практических задач.

     Кабинет  достаточно полно оснащен  в
методическом плане: литературой
, ме­тодическими разработками и наглядными пособиями.

 Важную роль в оптимизации процесса обучения играет использование средств наглядности. По цели
использова­
ния на занятиях в младших
классах они делятся
на несколько
групп:

 

1.   
Наглядные средства, 
помогающие объяснить  конеч­
ную   цель  
работы   (образцы   изделий,  
натуральные   пред­
меты, 
чучела,    муляжи,   рисунки,  
игрушки,   технические рисунки).

 

2.   
Наглядные   средства,    
применяемые    для   обучения планированию   (планы  
в  таблицах,  предметно-операцион­ные, графические планы).

 

3.   
Наглядные
средства, способствующие      выполнению
двигательного  трудового  приема  
(макеты,  демонстрирую­щие 
правильный  прием  работы 
инструментом;  узлы  различных соединений; плакаты, показывающие,
как надо дер­
жать инструмент).

 

4.   
Наглядные  
средства   иллюстративного     характера
(коллекции, гербарии, образцы готовой
продукции и т. д.).

 

Для занятий в объединении «Умелые руки» много сделано руками учи­теля. Помимо образцов изделий, это  предметно-операционные планы на изготовление
ряда объектов из бу­маги, картона,
текстильных материалов, планы в таблицах,
плакаты с правилами безопасной работы, макеты стеж­ков, соединений, технические рисунки. 

Чаще всего изделия выполняются обучающимися по демонстрируемому образцу, к
которому предъявляются оп
ределенные требования:

 

образец должен быть выполнен аккуратно и красиво из тех же материалов,
которые будут использованы детьми
;

 

в изделии должны быть соблюдены все инструкции, ус­тановленные для
выполнения подобных работ детьми (на­
пример, детали из бумаги полностью покрыты клеем и плот­но приклеены, нитка в начале шитья закреплена
способом
прошивания два-три раза на
одном месте, разметка дета­
лей
произведена по изнаночной стороне бумаги и т. д.);

 

по уровню
сложности образец должен соответствовать программе;

 

размеры образца должны быть таковы, чтобы дети могли их соблюсти в
своих изделиях;

 

на  плоскости, 
где  размещены  аппликация,   
вышивка,
детали
макета, должны быть указаны пространственные ориентиры.
На глаз правильно разместить изделие на
плоскости обучающимся трудно, поэтому 
 учителю нужно предусмотреть ориентиры, по которым ученик будет размещать детали своего
изде­
лия (вдоль нижней кромки, по
начерченной линии, от пра­
вого
нижнего угла, вплотную друг к другу и т. д.).

 

Подведение
итогов работы в форме организации выставок работ обучающихся, конкурсов на лучшие
изделия раскрывают для детей значимость их труда, формируют положительные
мотивы к трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

        Учебно – тематический план.

 

Название

раздела

Название

темы

Кол-во

часов

Вид

работы

Форма

проведения

Технические

сведения

Цели и задачи объединения
«Умелые руки». Какие поделки мне хотелось бы выполнить.

1

 

Беседа

 

Первоначальные
переплетные работы. Изготовление овощей и фруктов.

2

Работа
с бумагой и картоном

Практическая
работа

 

Плетение.
Изготовление шашечницы с выдвижными ящиками.

2

Работа
с бумагой и картоном

Практическая
работа

 

Приемы
сгибания бумаги. Оригами.

1

Работа
с бумагой

Практическая
работа

 

Изготовление
подарочной коробки с крышкой по чертежу.

2

Работа
с   картоном

Практическая
работа

 

Украшение
коробки.

1

Работа
с бумагой 

Творческая
работа

 

Совершенствование
навыков работы с клеем и бумагой. Художественная обработка бумаги.
Изготовление тарелочки (Папье-маше).

3

Работа
с бумагой и  картоном 

Практическая
работа

 

Украшение
тарелочки.

1

Роспись  изделия

Творческая
работа

 

Знакомство
со свойствами бумаги. Изготовление записной книжки.

2

Работа
с бумагой и картоном

Беседа,

практическая
работа

 

Мозаика.
Техника выполнения мозаики.

2

Работа
с бумагой и картоном

Беседа,

практическая
работа

 

Конструирование
фигурок из спичечных коробков.

1

Работа
с бумагой и картоном

Практическая
работа

 

Изготовление
цветов путем сгибания и складывания бумаги.

1

Работа
с бумагой 

Самостоятельная

практическая
работа

 

Игрушка
с вращающимися деталями.

2

Работа
с бумагой и картоном

Практическая
работа. Опыты «Выявление способов крепления деталей при подвижном
соединении».

 

Конструирование
парашюта в процессе обработки различных материалов.

2

Работа
с бумагой, древесиной

Практическая
работа, наблюдение

 

Приемы
обработки древесины. Модель колодца.

2

Работа
с   древесиной

Практическая
работа, беседа

 

Новые
приемы бумагопластики.

1

Работа
с бумагой

Беседа,
наблюдения, практические задания

 

Складывание
бумаги. Составление сложной формы из отдельных элементов.

2

Работа
с бумагой

Беседа,
наблюдения, практические задания

 

Прием
наклеивания листа большой площади на картон. Работа с разверткой.

2

Работа
с бумагой и картоном

 Наблюдения, практические задания, работа по
чертежу

Бытовой труд

Разновидности
ниток, их свойства.

1

 

Беседа

 

Изготовление
цветов из ниток.

1

Работа
с нитками

Творческая

практическая
работа

 

Изготовление
осьминога из связанных пучков ниток.

1

Работа
с нитками

Практическая
работа

 

 

Знакомство
с основными операциями по шитью.

1

Работа
с тканью

Сообщение
сведений,

практическая
работа

 

Изготовление
выкроек.

1

Работа
с тканью

Практическая
работа

 

Мягкая
игрушка «Утенок».

3

Работа
с тканью

Практическая
работа

 

Знакомство
с тканями растительного происхождения. Изготовление «подушечек» для ухода за
доской.

2

Работа
с тканью

Беседа,

практическая
работа

 

Техника
выполнения ручных швов. Вышивание салфетки.

2

Работа
с тканью

Практическая
работа

Основы художественной обработки
различных материалов

Сбор
природного материала.

1

 

Экскурсия
в природу.

 

Оформление
макета «Птицы на озере».

2

Работа
с природным материалом

Коллективная
творческая работа

 

Что
такое аппликация. Виды аппликаций.

1

 

Беседа

 

Аппликация
из засушенных растений.

 

 

 

Работа
с природным материалом

Творческая
работа

 

Техника
выполнения полуобъемной аппликации из разных материалов.

2

Работа
с разными материалами

Практическая
работа

 

Технология
выполнения аппликации из соломы.

1

Работа
с разными материалами

Творческая

практическая
работа

 

Сюжетная
аппликация из ткани по прочитанным сказкам.

2

Работа
с тканью

Творческая

практическая
работа

 

Приемы
работы с соленым тестом. Лепка игрушек.

2

Работа
с соленым тестом

Творческая

практическая
работа (лепка)

 

Роспись
вылепленных игрушек.

1

Роспись

Творческая

практическая
работа

 

Работа
с глиной. Лепка по представлению стилизованной фигуры человека. Роспись
изделия.

2

Работа
с соленым тестом, роспись

Творческая

практическая
работа (лепка)

 

Приемы
работы с пластилином. Лепка фигурок птиц.

1

Работа
с пластилином

Творческая

практическая
работа (лепка)

 

Обработка
тонкой проволоки. Изготовление каркасов птиц.

1

Работа
с разными материалами

Творческая

практическая
работа

 

Игровое
занятие «Путешествие в лес».

1

 

Заочное
путешествие- игра

 

В
гостях у Самоделкина.

 

 

 

 

1

Работа
с разными материалами

Игра

 

 

Умения

Выполнение
растительного орнамента. Аппликация.

 

1

Работа
с разными материалами

Творческая
работа

 

Декоративная
аппликация с подклеиванием канта.

1

Работа
с бумагой и картоном

Творческая
работа

 

Изготовление
поделок из дерева.

2

Работа
с древесиной

Коллективная

творческая
работа

 

Закрепление
приемов бумагопластики. Цветы из крепированной бумаги.

1

Работа
с разными материалами

Творческая
работа

 

Работа
с выкройками. Разметка ткани по выкройке и раскрой.

1

Работа
с тканью

Самостоятельная  работа

 

Выполнение
ручных швов.

1

Работа
с тканью

Контрольное
задание

 

Творческое
задание на рационально – логическое мышление.

1

Работа
с разными материалами

Выставка
детских работ

 

Итоговое
занятие

 

 

1

 

Конкурс
поделок

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x