Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс | Исакова Елена Николаевна. Работа №206793

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Исакова Елена Николаевна
ввести учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса.

Конспект урока музыки в 6-м классе

Тема: «Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс».

 

Цель урока: ввести учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса.

Задачи урока:

расширить знания о понятии романс, как жанре старинной вокальной музыки;

развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов;

воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Музыкальный материал:

«Колокольчик» музыка А.Л.Гурилёва, слова И.Макарова,

«Я вас любил» музыка Б.С.Шереметева, слова А.С.Пушкина,

«Романс о романсе» музыка А.Петрова, слова Б.Ахмадулиной.

Р.н.п. «Тонкая рябина» (гитара)

Оборудование:

портреты композиторов А.Л.Гурилёва, Б.С.Шереметева;

 

Ход урока

I. Музыкальное приветствие.

 

II. Вступительная беседа.

На фоне звучания музыки «Романс о романсе» А.Петрова учитель читает стихи Б.Ахмадулиной:

 

Не довольно ли нам пререкаться

Не пора ли предаться любви,

Чем старинней наивность романса

Тем живее его соловьи.

Толь в расцвете судьбы, толь на склоне,

Что я знаю про век и про дни,

Отвори мне калитку в былое

И былым моё время продли.

 

Учитель. Сегодня на уроке, мы отвлечёмся от нашей современной жизни с её сумасшедшими и стремительными темпами и «отворим калитку в былое», окунёмся в мир старины.

Посмотрите на выставку предметов, которую я подготовила, что объединяет эти вещи? (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, перо с чернильницей, колокольчик и др.)

Дети. Эти вещи пришли к нам из старины и каждая из них может о многом рассказать.

Учитель (берёт в руки веер) -Что вы знаете об этом предмете?

Дети делятся знаниями о веере.

Учитель. По древней легенде, история вееров началась в знойный райский день, когда изнемогающая от жары Ева сорвала пальмовую ветвь и начала обмахиваться ею. По прошествии нескольких веков эта милая вещица стала популярной и в России. Светские львицы использовали веер не только для навивания прохлады - существовал особый язык вееров. С помощью его красавицы посылали своим обожателям тайные знаки. Например, приложенный к правому уху веер означал просьбу надежно хранить секрет.

-Поднимите руку, а у кого дома есть шкатулка?

Эта старинная безделушка популярна и в наше время. Шкатулка не просто коробочка для хранения украшений или мелких вещей, это настоящее произведение искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней, позже появились удивительные музыкальные шкатулки.

(послушать звучание музыкальной шкатулки).

- Ребята, а можно ли пополнить экспонаты нашей выставки музыкальным инструментом, который сейчас прозвучит?

Звучит р.н.п. «Тонкая рябина» в исполнении гитары.

- Какой музыкальный инструмент звучал? Что можете о нём рассказать?

Дети. Струнный музыкальный инструмент гитара.

Учитель. Правильно, это гитара, известный издавна музыкальный инструмент. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». (ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ В ТЕТРАДЕ)

На выставке появляется гитара, старинный музыкальный инструмент.

- А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?

Дети. Романс.

 

III. Объяснение нового материала.

Учитель. Вы знакомились с жанром романс в 5-м классе.

- Вспомните происхождение этого слова?

Дети. Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.

В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.

Учитель. Что представляет собой этот вид вокальной музыки?

Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.

Учитель. До сегодняшнего урока мы не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. По этой же причине старинный романс любили и любят за рубежом, находя в нем одно из неповторимых достижений русской музыки и поэзии.

Старинный русский романс - целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших "Очи черные", «Гори, гори моя звезда», «Калитка», «Я вас любил» и др. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композиторы, о которых мы сегодня поговорим, их имена вы услышите позже, а сейчас прочитайте текст романса «Колокольчик» русского поэта И.Макарова.

IV. Слушание и восприятие музыки.

Учитель. Почему произведение называется «КРАСНЫЙ САРАФАН»? СЛУШАЕМ Раскройте содержание?

Дети.

 Учитель. Как звучит мелодия романса (наиграть первые строки)? (поступенно, просто, искренне; близка естественной речи; с движением)

Учитель: У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминания и размышления неразрывно связаны с природой. Широта и распевность мелодий русских песен и романсов ассоциируется и с просторами России, и с открытостью, щедростью души русского человека.

Так как в романсе «Колокольчик» затрагивается тема природы и души русского человека, какой образ рисуется в этом старинном произведении? СЛУШАЕМ РОМАНС (выбрать из предложенных образов: исторический, комический, лирический, драматический, трагический, эпический)

Дети. В старинном русском романсе «Колокольчик» рисуется лирический образ.

Учитель. Чем наполнен этот образ? (размышлением о жизни, воспоминанием о дорогом, переживанием о чём-то ушедшем)

Давайте обратимся к выставке, какие предметы по принадлежности близки романсу «Колокольчик»? КАРТИНКИ НА ДОСКЕ

Дети. Колокольчик, русский платок.

Учитель. Для кого предназначался этот романс: простого народа или светского общества?

Романс «Колокольчик» был популярен в демократической среде и близок простой бытовой песне.

 

Учитель. Сейчас прозвучит ещё один старинный романс « Я вас любил», сравните его с романсом «Колокольчик» найдите сходство и различие.

Звучит романс «Я вас любил»

Учитель. Назовите общие черты прозвучавших романсов? (затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом)

-Можем определить музыкальный образ этого произведения? Какой? (Лирический)

- Но, если в первом романсе лирика затрагивает тему русской природы, то во втором …? (любви)

Любовь – великое человеческое чувство, которое вызывает в нас смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

- Что значит быть счастливым в любви? (размышления ребят)

-Может ли рождать светлые чувства безответная, неразделённая любовь?

- Образ какой любви воплощён в романсе «Я вас любил» (неразделённой) Почему?

- Продолжает ли любить герой романса свою возлюбленную? Объясните.

Повторное слушание

- Какими чувствами наполнен романс «Я вас любил»?

Дети. Любовь, нежность, искренность, волнение, благодарность, сомнение.

VI. Обобщение урока.

- Итак, вы познакомились с двумя старинными романсами, которые являются шедеврами русской музыкальной культуры, её лучшими образцами. Что вызвало затруднение?

Дети.

 

Учитель. Послушайте короткие сведения об авторах и самостоятельно определите, какой романс написал данный композитор?

1. Борис Сергеевич Шереметев (1822 – 1906 гг.) владелец имения в селе Волочаново. (портрет) Он был младшим из 10 детей Сергея Васильевича и Варвары Петровны Шереметевых, получил блестящее образование, с 1842 г. Служил в лейб-гвардии Преображенскому полку, участвовал в Севастопольской обороне. В 1875 г являлся предводителем дворянства Волоколамского уезда, организовал музыкальный салон, который посещали соседи – дворяне.

2. Александр Львович Гурилёв (1802 – 1856 гг.) (портрет). Первое музыкальное образование получил от своего отца, крепостного музыканта. Написал более 200 романсов, которые имеют преимущественно меланхолический, задушевный характер, они легко поются, имеют простой аккомпанемент.

-Кто автор романса «Колокольчик» и романса «Я вас любил», объясните, почему так решили?

Дети. Автор романса «Колокольчик» А.Л.Гурилёв, так как он сын крепостного крестьянина и общаясь с простым русским народом сочинил романс, напоминающий русскую лирическую песню. Композитор Шереметев представитель светского общества и по духу романс «Я вас любил» близок знатным дамам и господам.

VII. Итог.

- О чём сочиняли романсы русские композиторы?

- Что могут рассказать нам старинные русские романсы?

VIII. Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме «Русские романсы», 20 слов на «5», 15 слов на «4», 10 слов на «3».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________ урок № 3 План—конспект урока музыки 6 класс

Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель урока: формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве.

Задачи урока:

--воспитывать нравственно—эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы);

--развивать познавательный интерес обучающихся, творческое мышление и воображение;

- учить сравнивать художественный образ в портрете, созданный различными видами искусства.

Вид урока: «урок открытых мыслей», урок- беседа.

 

 

Ход урока:

 

( на слайде №1 стихотворение, название романса, его авторы и исполнители)

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час.

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс.

Теперь зима, и те же ели

Покрыты сумраком стоят.

А под окном шумят метели

И звуки вальса не звучат.

Где ж этот вальс старинный, томный,

Где ж этот дивный вальс.

 

I Организационный момент.

Просмотр видео фрагмента исполнения романса « Я помню вальса звук прелестный». ( слайд №2 )

 

II Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.

Скажите, что за произведение мы с вами прослушали? ( романс)

Что такое романс? ( это муз. произв. о любви, о чувствах человека, о природе)

Какие инструменты исполняют романс? ( исполняли романс в старину под аккомпанемент лютни, а в 19 веке под гитару и фортепиано)

К какому жанру относится романс по способу исполнения? ( жанр вокальной музыки)

В каком ритме написан этот романс?( В ритме вальса).

 

III Постановка цели занятия перед учащимися.

Эпоха 19 века — это мир чарующих звуков романсов русских композиторов, наполненные человеческими чувствами и переживаниями, прекрасных бальных вечеров, где дамы кружили голову кавалерам, а они посвящали им стихи, поэмы, сочиняли музыкальные произведения, и изображали их образы в картинах.

Презентация. Слайд 3 (строки стихотворения Пушкина и его портрет)

Мечта в волшебной сени

Мне милую яви,

Мой свет, мой добрый гений,

Предмет моей любви…

 

Учитель: О чём на уроке у нас с вами пойдёт речь? ( о романсах на стихи А. С. Пушкина, о картинах).

Мы рассмотрим жанр портрета в музыке и живописи.

Тема урока сегодня, ребята, «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи». Сегодня мы поговорим о прекрасных произведениях искусства М. И. Глинки и А. С. Пушкина и Фёдора Рокотова, о прекрасной эпохе 19 века. ( слайд 4 –тема урока)

IV Первичное усвоение новых знаний.

Одно из своих самых лучших стихотворений « Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн---красавице, светской львице, которая в своём доме устраивала литературные и музыкальные салоны, а молодые писатели, поэты и музыканты исполняли свои произведения.( слайд №5 А. П. Керн и салоны )

 

Учитель: Учебник стр 14, у нас на столах это прекрасное стихотворение. Сейчас мы прочитаем его. Обратите внимание— меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения. (3 ученика читают выразительно стихотворение).

Учитель: на сколько разделов можно разбить это стихотворение? (на 3)

Учитель: определите образный строй настроения каждой части (встреча, воспоминание, забвение, новое свидание, порыв вдохновения и счастья).

 

Учитель: Теперь давайте послушаем романс М. И. Глинки на стихи А.С. Пушкина. (слайд №6 –портрет М. Глинка, название романса и его исполнитель)

Учитель: Какие характеристики можно дать этой музыке? ( это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга)

Учитель: какими чертами обладает мелодия на разных этапах драматургического развития стихотворения?

Как меняется темп, ритм, динамика в каждой части?

(Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.)

Сколько получается частей в этом произведении? ( трёхчастная форма)

Учитель: Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения?

Ученики: Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. ( учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы)

Учитель: как вы думаете композитор украсил это стихотворение музыкой или всё-таки она здесь лишняя?( ответы детей).

Ученики: Музыка дополняет содержание романса.

. Презентация.( Слайд №7 « портрет Струйской» Ф. Рокотов и стихотворение Н. Заболоцкого)

Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, а можно нарисовать портрет музыкой?

К какому виду искусства относится портрет? (Портрет – это жанр изобразительного искусства.)

Какое вы подобрали бы произведение к этому портрету? Вспомните –мы с вами перенеслись в прекрасную эпоху 19 века.

 

Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра. (музыкальный фрагмент)

Учитель: Скажите—а это произведение созвучно с картиной Рокотова? Знакома ли вам эта музыка?

Ученики: (это вальс)

Учитель: Это «Вальс – фантазия» М.И.Глинки.

( слайд№8 портрет Глинка портрет Екатерины Ермолаевны Керн и слова : « Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости»)

Учитель: Ребята, постарайтесь ответить на несколько вопросов: 1)почему композитор дал своему произведению название «Вальс-фантазия»?( несколько мелодий как фантазия человека, мысли пролетающие в голове)

В какой обстановке наиболее приемлемо звучание «Вальса-фантазии» - на балу, балетной сцене, в симфоническом концерте? Почему?

Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее?

К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или «серьезной»)?

VI Вокально—хоровая работа.

Исполнение песни колокольчик

VII Обобщение и закрепление знаний

Проверочная индивидуальная работа. Взаимопроверка.

IX Рефлексия .

Учитель: Что вы делали на уроке?

Что вы на уроке сегодня узнали нового или уже повторили вспомнили?

Как вы думаете вам пригодится эти знания в жизни, где вы сталкивались с вальсом в своей жизни?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!

В лунном сияньи
Снег серебрится;
Вдоль по дорожке
Троечка мчится.

«Динь-динь-динь, динь-динь-динь!» -
Колокольчик звенит
Этот звон, этот звук
Много мне говорит.

В лунном сияньи
Ранней весною
Вспомнились встречи,
Друг мой, с тобою…

Колокольчиком твой
Голос юный звенел,
О любви, о весне
Песню нежную пел.

Вспомнился зал мне
С шумной толпою,
Личико милой
С белой фатою…

«Динь-динь-динь, динь-динь-динь!» -
Звон бокалов звучит
С молодою женой
Мой соперник стоит!

«Динь-динь-динь, динь-динь-динь!» -
Колокольчик звенит
Этот звон, этот звук
Много мне говорит.

 

ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!

В лунном сияньи
Снег серебрится;
Вдоль по дорожке
Троечка мчится.

«Динь-динь-динь, динь-динь-динь!» -
Колокольчик звенит
Этот звон, этот звук
Много мне говорит.

В лунном сияньи
Ранней весною
Вспомнились встречи,
Друг мой, с тобою…

Колокольчиком твой
Голос юный звенел,
О любви, о весне
Песню нежную пел.

Вспомнился зал мне
С шумной толпою,
Личико милой
С белой фатою…

«Динь-динь-динь, динь-динь-динь!» -
Звон бокалов звучит
С молодою женой
Мой соперник стоит!

«Динь-динь-динь, динь-динь-динь!» -
Колокольчик звенит
Этот звон, этот звук
Много мне говорит.

 

ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!

В лунном сияньи
Снег серебрится;
Вдоль по дорожке
Троечка мчится.

«Динь-динь-динь, динь-динь-динь!» -
Колокольчик звенит
Этот звон, этот звук
Много мне говорит.

В лунном сияньи
Ранней весною
Вспомнились встречи,
Друг мой, с тобою…

Колокольчиком твой
Голос юный звенел,
О любви, о весне
Песню нежную пел.

Вспомнился зал мне
С шумной толпою,
Личико милой
С белой фатою…

«Динь-динь-динь, динь-динь-динь!» -
Звон бокалов звучит
С молодою женой
Мой соперник стоит!

«Динь-динь-динь, динь-динь-динь!» -
Колокольчик звенит
Этот звон, этот звук
Много мне говорит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок № 4, Класс 6, Дата _____________________

Тема урока: «Портрет в музыке и живописи». «Уноси мое сердце в звенящую даль».

Цель: Развитие общих музыкальных способностей учащихся, образного, ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Задачи урока:

Направить учащихся на осмысление музыкальных образов в произведениях

М. И. Глинки, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева;

Развивать образное восприятие и самостоятельность мышления;

Формировать готовность строить

логическое рассуждение

и делать выводы;

Развивать вокально-хоровые навыки выразительного творческого исполнения.

Тип урока: расширение и углубление темы.

 

Ход урока.

I. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

Повторить основные моменты предыдущего урока. Ответить на вопросы: О каком жанре вокальной музыке мы говорили на прошлом уроке? Что такое романс? Что такое музыкальный образ? Какой музыкальный образ мы разбирали на прошлом уроке? О творчестве какого композитора шла речь? Назовите произведения о которых шла речь на прошлом уроке.

1. Актуализация знаний.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Как вы думаете, о каком жанре изобразительного искусства сегодня пойдет речь? О портрете.

А как вы думаете, какое еще искусство может нарисовать портрет?

2. Работа над новым материалом.

-Слушание романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье», «Вальса-фантазии». Вспомните, кому М. Глинка посвятил эти произведения?

(Ответы уч-ся) - Екатерины Ермолаевны Керн.

- Эти произведения автобиографичны, они отражают жизненные события самого композитора. Музыка в произведениях звучит как взволнованная речь. Интонации «вопросов» и «ответов» делают музыку необычайно выразительной, говорящей. Музыка раскрывает не только образ самого композитора, но и образ той, кому посвящены эти произведения.

Сегодня мы обратимся к знакомым вальсам и попробуем дать характеристику каждому из них.

 

Слушание и беседа по характеру.

С. Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»

П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

Ф. Шопен «Вальс»

(ответы уч-ся)

От красок шумно и светло,

Картины воздух обступили,

Я музыку сюда бы ввёл,

Чтобы они заговорили.

Рассмотреть репродукции картин.

IV. Подведение итогов.

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

-Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ Урока 5, Класс 6, Дата_______________

Тема: Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея.

«Это не театральные маски, а человеческие воскрешаемые на каждом спектакле»

Цель: Познакомить учащихся с выдающимся певцом Ф. Шаляпиным

Задачи: на примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки; развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки; воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству

Ход урока

I. Организационный момент( музыкальное приветствие)

II. Вокальная работа изученная песня

III. Работа по теме:

- Какой жанр прозвучал на уроке?

- Песня – жанр вокальной музыки.

- Какую музыку мы называем вокальной?

- Музыку, предназначенную для голоса.

- Сегодня мы поговорим о знаменитом певце – Ф. Шалапине.

«Мозговой штурм» - Что я знаю о Шаляпине?

Дополнение – сообщение учащегося о голосе великого певца

Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина (из сб.“Шаляпин”, т.2, М. 1958):

«Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъему, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, - это его… внутренняя гибкость и проникновенность».

Обобщение сказанного

Слушание «Рондо Фарлафа» в исполнении Ф. Шаляпина

- Определите характерные особенности свойства голоса вы услышали? (мощь, сила, бархатистость)

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

- Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение?

- Можно ли говорить о правде чувства в этом исполнении?

- Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое – прекрасно», «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путем к красоте я поэтому признал для себя – правду»

Чтение отрывка из воспоминаний Шаляпина (учебник с. 26)

- Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение?

- Нужно прочувствовать то, о чем поешь

«Песня Варяжского гостя» слушание, анализ

- Каким вы представляете образ этого героя?

- Какие интонации мы слышим в музыке: величавость, размеренность, уверенность, красота

IV. Итог: анализ эпиграфа «Это не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом спектакле».

- С какими образами, созданными великим певцом мы сегодня познакомились?

- Каким по тембру голосом он обладал?

Выразительное исполнение песни «Ты человек» Е. Крылатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ урока 6, класс 6, Дата____________

Тема: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Содержание: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.

Задачи:

·         знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;

формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;

развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

• народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;

• хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

 

ХОД УРОКА

1 : организационный момент

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске).

- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?

Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

 

 

2: повторение пройденного материала

ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый.

К обрядовому фольклору относятся:

·         календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

·          семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),

·         окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).

Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.

Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.

Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

 

3: изучение нового материала

Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

 

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

- Какое настроение создаёт эта песня?

- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)

- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?

Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).

- Что вы видите на этих картинах?

- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)

- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.

Пение: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

 

Матушка, что во поле пыльно?

Русская народная песня

- Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня матушка, что во поле пыльно?

- Дитятко милое, кони разыгралися.

 

- Матушка, матушка, на двор гости едут,

Сударыня матушка, на двор гости едут!..

- Дитятко милое, я тебя не выдам!

 

- Матушка, матушка, на крылечко идут,

Сударыня матушка, на крылечко идут!..

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...

 

- Матушка, матушка, в нову горницу идут,

Сударыня матушка, в нову горницу идут!..

- Дитятко милое, я тебя не выдам!

 

- Матушка, матушка, за столы садятся,

Сударыня матушка, за столы садятся!

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!

 

- Матушка, матушка, образа снимают,

Сударыня матушка... Меня благословляют...

- Дитятко милое, господь с тобою!

 

4: домашнее задание

Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.

 

5 : подведение итогов урока

Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.

 

- Существует интонационная общность этих произведений?

 

ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ урока 7, класс 6 , Дата_________

Тема: Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Цель: создание условий для художественно- эстетической деятельности детей

Задачи урока:

- знакомство с вокальным стилем бельканто;

- освоение вокального жанра – баркаролы,

- формирование умения наблюдать за развитием музыки от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом;

- выявление средств выразительности разных видов искусства: литературного, музыкального и изобразительного в создании единого образа.

Оборудование: компьютер, проектор (для демонстрации презентации), музыкальный инструмент (фортепиано).

Ход урока:

Этап урока

Художественно педагогическая деятельность учителя

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

1.Эмоциональный настрой

Цель: создание условий для интонационного настроя на ощущение красоты и гармонии в музыке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Художественное восприятие «Песни венецианского гондольера» Ф. Мендельсона

Цель: создание условий для худ. восприятия муз. пр-ия

 

3. Худ. восприятие и анализ «Баркаролы» Ф. Шуберта

Цель: создание условий для худ. восприятия муз. пр-ия

 

 

4. Художественное исполнение «Венецианской ночи » М. Глинки

Цель: создание условий для выражения внутреннего мира через вокальное исполнение.

 

5 Итог урока

 

 

 

 

 

 

Д.з. нарисовать свои музыкальные впечатления

 

 

 

 

 

– Сегодня у нас урок необычный, я предлагаю Вам мысленно перенестись в Италию.

– Что Вы знаете об этой стране?

– Чем она прославилась на весь мир?

– С какими произведениями, связанными с этой страной, вы знакомы?

 

Сегодня нашим гидом по городу Риму будет (фамилия, имя учащегося)

 

Следующий город, который мы с вами посетим- Флоренция.

 

И наконец город вдохновивший поэтов, художников , музыкантов на создание произведений искусства. Венеция.

 

Множество музыкальных произведений, и вокальных, и инструментальных, связано с впечатлениями разных композиторов о Венеции, чудесном музыкальном городе в Италии.

И сегодня мы с вами послушаем «Песню венецианского гондольера» Ф. Мендельсона. Эта песня вошла в цикл произведений «Песни без слов» и относится к жанру баркарол. Мы с вами уже ранее встречались с этим жанром. Давайте вспомним, что такое «баркарола»

 

Да, действительно. Этот жанр появился в Венеции. И происходит от итальянского слова «барка» что значит «лодка» а итальянское «rollare» значит покачивающаяся, т. е. лодка покачивающаяся на волнах. Итак «Песня венецианского гондольера»

 

Какой образ запечатлен в этой музыке?

Какие чувства выражены?

Какую картину нарисовал композитор музыкальными красками?

 

 

Сегодня мы познакомимся с еще одной баркаролой австрийского композитора Ф. Шуберта, но это уже будет вокальное произведение. (Слушание баркаролы Ф. Шуберта)

 

Какой образ запечатлен в этой музыке? Что передает нам инструментальное сопровождение?

Ребята пение, которое вы услышали сейчас, называется «bellecanto»? что в переводе с итальянского языка значит «прекрасное пение», это большое искусство, владеть таким пением.

Ребята вы знаете мастеров, владеющих искусством такого вокала?

 

Ребята мы сегодня познакомились с прекрасными музыкальными произведениями, которые написали композиторы вдохновленные Италией , Венецией. А сейчас давайте и мы почувствуем себя исполнителями, давайте исполним ранее изученную баркаролу М. Глинки .

Исполнение «Венецианской ночи» М. Глинки

 

 

 

 

 

 

- Молодцы !

- Наше занятие подошло к концу.

- О чем вы сегодня узнали на уроке?

- Какое произведение вам больше всего понравилось?

 

Предлагаю выразить свои музыкальные впечатления в красках. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся музыкальному произведению, которое прозвучало на нашем уроке.

Свободные высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учащегося о Риме

 

 

 

Рассказ учащегося о Флоренции

 

Рассказ учащегося о Венеции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободные высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободные высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободные высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободные высказывания

Исполнение «Венецианской ночи» М. Глинки

 

 

Свободные высказывания учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ урока 8 , класс 6, Дата__________

Тема: «Старинный песни мир. Баллада « Лесной царь» Ф. Шуберта.

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа)

Тип урока: расширение  и углубление знаний.

Цели урока: продолжить знакомство с творчеством Ф. Шуберта; формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта; проследить взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий, единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа.

Ход урока

Я пел песни и пел их много, много лет, Когда пел о любви, она приносила мне страдания,

Когда я пел о страдании – оно превращалось в любовь.

Так любовь и страдания раздирали мне душу. Ф. Шуберт.

1. Музыкальное приветствие.

2. Вступительное слово учителя о Ф. Шуберте. Введение в тему урока.

(На доске висит портрет Франца Шуберта)

УЧИТЕЛЬ:

Ф. Шуберт за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные циклы, фортепьянные пьесы и т.д. Но главное место в творчестве композитора занимал жанр песни (около 600). Шуберт создал новый тип песен, которые представляли собой небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал, а иногда и иллюстрировал смысл слов. Песня в творчестве Шуберта занимает такое же место, как фуга в творчестве Баха, соната в творчестве Бетховена.

Франца отличала редкая способность: будучи лириком, не замыкаться в своем мире, а ощущать и передавать радости и скорби жизни так, как их чувствует, и хотело бы передать большинство людей. Он был певцом глубокой человечности, большую часть своих произведений композитор написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей, встречи с которыми называли «шубертиадами». (Работа по учебнику, просмотр портретов и иллюстраций с изображением композитора).

УЧИТЕЛЬ: А вам какие нибудь песни Шуберта знаете вы?

ДЕТИ: «Аве Мария», «Форель».

УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним мелодии несколько фраз из этих песен.

А сегодняшний наш урок посвятим творчеству Франца Шуберта и проанализируем одно из  его лучших вокальных  произведений балладу «Лесной царь».

3. Рассказ учителя о Ф. Шуберте. (на фоне музыки композитора)

    Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год.

   Он родился в предместье Вены в Лихтентале. Отец его школьным учителем. Дома постоянно устраивались музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, братья на разных музыкальных инструментах. Обнаружив у маленького Франца талант отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Когда Францу исполнилось 11 лет, его поместили в конвикт – школу подготовки церковных певчих. Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения – фантазия для фортепиано, ряд песен. Он признавался своим друзьям, что симфония Моцарта соль минор потрясла его. Высоким образцом для него стала музыка Бетховена. С течением времени бурное развитие музыкального таланта Франца стало вызывать у отца тревогу. Хорошо зная, как труден был путь музыкантов Моцарта, Бетховена, отец хотел уберечь своего сына от подобной участи. Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор окончательно решает посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе.

  Очень тяжело жилось Францу, у него не было знатных покровителей. Публичных концертов Шуберт не давал, издатели платили ему гроши. Но никакие невзгоды не могли сломить Шуберта, ведь у него была МУЗЫКА. Музыкальные мысли рождались непрерывно. Из-под его пера выходили песни и фортепианные миниатюры, сонаты и пьесы для фортепиано, камерные ансамбли. Не имея возможности услышать свои произведения в исполнении симфонического оркестра, Шуберт написал 9 симфоний, в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию».

УЧЕНИЦА: (смена музыкального фрагмента, сопровождающего рассказ)

- Я хочу вам рассказать о Ф.Шуберте историю, которую прочитала в «Музыкальной литературе зарубежных стран» И. Прохоровой.

- Музыкальные мысли посещали его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать их, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворен. Так, на некоторые стихотворные тексты Шуберт написал до семи вариантов песен!

-  Кроме музыки у Шуберта были друзья, которые не бросали его в трудную минуту. Он был всеобщим

любимцем. И скоро образовался кружок, в который входили поэты, художники, учёные, музыканты.

Учитель:

- Благодаря этим друзьям, музыка Шуберта постепенно завоевала Вену. Именно они распространяли его произведения, собирали и хранили ноты, переписывали рукописи, организовывали концерты. Из-за недостатка денег композитор всегда страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали его ею.

Ученица:

- Во время очередного безденежья Шуберт зашел в ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его больше не захотел. Тогда композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем попалось стихотворение, которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и тут же написал к нему музыку. Ноты композитор отдал хозяину, и тот взамен принес телятину с картошкой.

Через тридцать лет ноты, написанные тогда в ресторанчике, были проданы на аукционе в Париже за сорок тысяч франков.

Это была знаменитая «Колыбельная песня» Шуберта.

УЧИТЕЛЬ:

Спасибо за интересную информацию.        

- У каждого человека есть свой любимый поэт, писатель, который близок ему по духу. Ф. Шуберта зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.

С одним из таких  произведений написанных Шубертом мы сегодня с вами познакомимся. Это баллада «Лесной царь». Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот так описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом». В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.

 

4. Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта и беседа о ней.

Учитель: Знаком ли вам такой жанр?

ДЕТИ: Мы знакомились с ним на уроках литературы.

УЧИТЕЛЬ: Тогда охарактеризуйте мне его.

ДЕТИ: Баллада – это один из жанров народного творчества. Баллада – это повествование. Но в нём обязательно должны присутствовать элементы фантастики.

Учитель:

А в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность  и фантастика, эпос и лирика. (Дети записывают в музыкальный словарик новый музыкальный термин жанр баллады).

Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

Звучит баллада «Лесной царь» на немецком языке.

Опережающее задание: произведение звучит на немецком языке, определите количество действующих лиц. ( Если мнения разделяются, можно прочитать текст в переводе на русский язык В. Жуковского).

ДЕТИ:

В балладе  4  действующих лица.

УЧИТЕЛЬ:

Молодцы. А теперь давайте прочитаем балладу по ролям, а затем ещё раз прослушав, определим какие интонации, эмоциональные краски  каждому персонажу дал Шуберт.

А знаете, кто перевёл это произведение на русский язык? В. Жуковский, современник Александра Сергеевича Пушкина. ( Дети смотрят иллюстрации к балладе , помещенные в учебнике; читают балладу по ролям и ещё раз  прослушивают ).

УЧИТЕЛЬ:

Охарактеризуйте темы, интонации героев. У кого они меняются, а у кого остаются неизменными? Если бы вы были композиторами, какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады? как вы думаете, мелодия какого героя должна быть самой красивой? Почему?

ДЕТИ:

Рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный; сын – безумно испуганный, задыхающийся. Напряжение усиливается к концу произведения. Лесной царь – мягкая интонация, сладостно-завлекательная, плавная, закруглённая.

УЧИТЕЛЬ:

Какой инструмент аккомпанировал, и что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть? Можно ли охарактеризовать аккомпанемент как стремительное, драматически напряженное движение?

ДЕТИ:

Сообщают, что они услышали изобразительную интонацию несущегося галопом коня, а может быть  даже стук сердца, прослеживается стремительность, драматическое напряжение.

УЧИТЕЛЬ:

    Давайте ещё раз прослушаем эту интонацию (Учитель играет на фортепиано фрагмент вступления). Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

   А теперь попрошу класс разделиться на две половины. Попробуем этот аккомпанемент выстучать ритмически в ладоши. А кто хочет попробовать сыграть? (Дети выстукивают аккомпанемент, играют).

Давайте попробуем напеть по нотной записи учебника интонации ребёнка, отца, лесного царя.

Настало время провести музыкальный анализ произведения. (На доске вывешивается схема, по которой дети  выстраивают свой ответ).

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика -  от РР до FFF

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Образ – драматический.

Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Характер музыки – стремительный, взволнованный, несущийся, быстрый, будоражащий, завораживающий, безумный, испуганный.

УЧИТЕЛЬ:

Литература использует слово, музыка - звуки, живопись – колорит. Каждый из трёх видов искусства смогли создать драматический образ.

ВЫВОДЫ: Как видим, в стихах, в живописи, в музыке нарисована большая драматическая картина, сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.

УЧИТЕЛЬ:

Если бы вам представилось право дописать финал баллады, каким бы вы его  сделали? (Дети  рассказывают свою версию финала баллады и аргументируют её).

УЧИТЕЛЬ:

Теперь мне интересно узнать у вас понравился ли вам сегодняшний урок? Тогда, я попрошу  вас ответить мне  на эти вопросы. (Каждый ребёнок  (или по желанию) берёт по одной карточке из рук учителя, зачитывает её, отвечает на поставленный вопрос).

Примерные вопросы на карточках (рефлексия): 

1.Что ты узнал нового на сегодняшнем уроке?

2. Понадобятся ли тебе знания, полученные на сегодняшнем уроке в жизни?

3. Как и где ты можешь применить знания, полученные на уроке музыки?

4. Какой вид деятельности больше всего тебе понравился на сегодняшнем уроке?

В заключение урока учащиеся могут по собственному выбору спеть ранее выученные песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×