Статья Общая характеристика нормативных и организационных основ координационной деятельности прокуратуры РФ по противодействию преступности. Автор: Тарасов Александр Владимирович

Автор: Тарасов Александр Владимирович
координация деятельности органов прокуратуры


Автор: Тарасов Александр Владимирович

Тарасов А.В.

 

Общая характеристика нормативных и организационных основ координационной деятельности прокуратуры РФ по противодействию преступности

 

С учётом места и роли органов прокуратуры РФ в правоохранительной системе государства и в системе правоохранительных органов, вполне закономерно, что одним из ключевых направлений деятельности прокуратуры, которое позволяет эффективно противодействовать общественно опасным проявлениям в обществе является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В науке существует следующее определение координационной деятельности: «это взаимосогласованная деятельность различных органов, обусловленная общей целью»1.

Как верно отмечено в научных публикациях, «в ходе координационной деятельности разрабатываются совместные мероприятия по раннему предупреждению преступности, происходит оперативный обмен информацией, согласовываются самостоятельные действия субъектов предупреждения преступности»2.

В основе нормативного регулирования данного направления деятельности лежат положения Сегодня правовая основа прокурорской координации базируется на ст. ст. 1 и 8 Закона о прокуратуре, Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденном Указом Президента РФ от 18.04.1996 г. №567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»3, в котором определены цели, принципы, направления, формы координации и круг полномочий участников координационной деятельности, и Приказе Генпрокуратуры России от 16.01.2012 г. №7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности»4.

На основании ст. 8 Закона о прокуратуре, Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по противодействию преступности.

Ряд важнейших вопросов, связанных с организацией такой деятельности регламентируется в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утверждённом упомянутым выше Указом Президента РФ от 18.04.1996 г. №567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».

В соответствии с данным нормативным документом, в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов, прокурор:

созывает координационное совещание;

истребует информацию, необходимую для организации координационной деятельности;

организует рабочие группы из представителей правоохранительных органов;

назначает из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания (п. 9 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью).

Обозначенный нормативный документ детализирует комплекс вопросов, связанных с координационной деятельностью прокуратуры в обозначенном направлении.

В рамках координационной деятельности по противодействию преступности, правоохранительные органы осуществляют:

совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;

выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;

разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;

подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления;

обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в

борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений;

изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.

Координация деятельности правоохранительных органов может осуществляться в следующих основных формах:

проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

5

Выбор конкретных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки. При этом, перечень форм координационной деятельности, содержащийся в анализируемом выше Положении является открытым.

В органах прокуратуры обозначилась достаточно устойчивая практика проведения различных координационных мероприятий, посвящённых самым насущным и требующим реагирования со стороны государства проблемам противодействия современной преступности.

Отдельные правоохранительные структуры государства объединяет общность их задач в области противостояния преступным проявлениям в обществе, что обуславливает совместное создание и реализацию эффективных мер по противодействию преступности.

При этом, как верно указывает В.В. Олейник, «координация действий органов правоохранительной системы осуществляется в пределах предоставленных им существующим законодательством полномочий, присущих каждому из органов правоохранительной системы прав, ответственности, и смешение функций, участников координирующего органа и исполнительных органов по противодействию преступности не допускается»6.

Немаловажными аспектами состояния координационной деятельности являются уровень организационного обеспечения данного вида деятельности, наличие стратегии и правильной тактики осуществления определенных действий участников координации, эффективность сил и средств органов правоохранительной системы в пресечении преступных проявлений.

Нормативное обеспечение прокуроров вышеназванными координационными полномочиями связано с тем правовым положением, которое имеют органы прокуратуры в системе органов государственной власти, с наличием у прокуратуры актуальной и достоверной картины об уровне и иных показателях преступности.

Должный уровень противодействия преступности возможен лишь на основе слаженного взаимодействия совокупности всех правоохранительных органов по разработке и реализации организационных мер по обеспечению противодействия преступности.

О значении взаимодействия предельно четко и ясно обозначено в уже упомянутом Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2012 г. №7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности», а именно: прокурорам всех уровней предписано организовать должное взаимодействие и системный обмен информацией с правоохранительными органами по актуальным проблемам борьбы с преступностью и профилактики правонарушений.

В контексте осуществления противодействия преступности, как представляется, прокурорам следует опираться как на отечественный, так и на зарубежный опыт осуществления профилактических мероприятий. Также следует отметить, что органам прокуратуры необходимо активнее применять те формы правового сотрудничества по уголовным делам, которые нашли своё закрепление в международных договорах и УПК РФ.

«Необходимо совершенствовать организационное взаимодействие в целях улучшения результатов совместной работы правоохранительных органов по противодействию коррупции, экстремизму и терроризму, преступлениям в сфере экономики, а также преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, оружия, иных запрещенных предметов и веществ»7 – подчёркивается в литературе.

Не вызывает сомнений вывод о том, что добиться минимизации показателей преступности можно только объединяя усилия различных правоохранительных органов путём налаживания организационного взаимодействия. А в рамках противодействия отдельным категориям преступлений (например, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ), взаимодействие должно быть организовано не только между отдельными правоохранительными органами, но и между службами внутри правоохранительного органа. Особого внимания в этом контексте требует налаживание качественного взаимодействия следователя с оперативными подразделениями.

Роли и значению такого взаимодействия должное внимание уделяет С.А. Карнович, отмечая, что вопросы взаимодействия правоохранительных органов и служб при расследовании преступлений всегда являлись и являются приоритетными в процессе раскрытия преступлений.8

Безусловно, организационное взаимодействие в правоохранительной сфере, в том числе, взаимодействие органов прокуратуры в контексте противодействия преступности представляет собой не разовое мероприятие, а последовательный, сложный и непрерывный во времени процесс, построенный на согласованных действиях всех субъектов такого взаимодействия.

Каждая правоохранительная структура должна чётко понимать своё место и роль в подобной совместной деятельности, и, будучи включённой в эту деятельность, проявлять разумную инициативу.

Это означает, что согласованность действий во времени подразумевает активность всех субъектов координационной деятельности, а не только прокурора.


Кобзарев Ф.М. Правовые и организационные основы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. - М., 1999. С. 5.

Каширина О.Н. Прокуратура как субъект ранней профилактики преступности // Законность. 2012. №9. С. 16.

Указ Президента РФ от 18.04.1996 г. №567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // СЗ РФ. 1996. №17. Ст. 1958.

Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2012 г. №7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. №3, 2012

Халиуллина Э.Г. Координационная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2011 г.) - М., 2012. С. 417.

Олейник В.В. Противодействие преступности как одно из основных направлений работы органов прокуратуры по защите прав личности в уголовном судопроизводстве // Российский следователь. 2014. №15. С. 13.

Олейник В.В. Противодействие преступности как одно из основных направлений работы органов прокуратуры по защите прав личности в уголовном судопроизводстве // Российский следователь. 2014. №15. С. 15.

Карнович С.А. Роль и значение взаимодействия следователя с оперативными подразделениями при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ / С.А. Карнович // Российский следователь. 2013. №16. С. 11.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x