«Общение или жизнь без конфликтов». | Екатерина. Работа №326680
Формирование у обучающихся воображения, умение анализировать, делать выводы в области художественного творчества; ознакомлением с историей своего государства, религии.
Прививать уважение к культуре, религии. Воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, чтить традиции народа. Повышение интереса к истории религии, государства.
Выявлять индивидуальные творческие способности, развивать уважение к религии (ко всем конфессиям) знать традиции и обычаи своего народа, правильное название праздников, их этимологию и обычаи связанные с ними.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 66
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 66)
Д О К Л А Д
на тему
«Общение или жизнь без конфликтов».
Коломна 2023 г.
ЦЕЛЬ:
1. ОБУЧАЮЩАЯ:
Формирование у обучающихся воображения, умение анализировать, делать
выводы в области художественного творчества; ознакомлением с историей своего
государства, религии.
2. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Прививать уважение к культуре, религии. Воспитывать патриотизм, уважение к
истории своей страны, чтить традиции народа. Повышение интереса к истории
религии, государства.
3. РАЗВИВАЮЩАЯ:
Выявлять индивидуальные творческие способности, развивать уважение к религии
(ко всем конфессиям) знать традиции и обычаи своего народа, правильное название
праздников, их этимологию и обычаи связанные с ними.
Тема:
«
Жизнь без конфликтов
»
(ситуативный практикум по культуре общения)
Цели:
Развитие культуры общения, коммуникативных навыков обучающихся.
Воспитание этических норм бесконфликтного общения с младшими по возрасту, с
ровесниками, с руководителями, а также с сотрудниками исправительного
учреждения.
Оборудование.
Если есть возможность, то подготовить на каждого учащегося
тексты извлечений из книг и текста «Конфликт без насилия», листы, бумаги и
ручки.
Ход занятия.
Ситуация 1. «Умеешь ли ты управлять конфликтом?»
Уважаемые обучающиеся, хочу сегодня поговорить с вами о правилах общения со
всеми слоями нашего общества. Как правильно обходить конфликтные ситуации, а
если такая уже случилась как правильно выйти из нее. Замечу если бы ранее
изучили некоторые правила общения, то многие ситуации вам удалось бы сгладить.
Я вам зачитаю цитаты, которые можно озаглавить как: «Правила, которых следует
придерживаться в разговоре» (из книги В.В. Любимцева «Знаешь ли ты?»):
— необходимо вести разговор вежливо и ровным голосом;
— должно быть желание разговаривать;
— следует смотреть в глаза собеседнику;
— не надо перебивать или прерывать собеседника;
— не следует излишне увлекаться жестикуляцией;
— не следует излишне усложнять свою речь, используя иностранные слова или
научные термины;
— старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормотать и не глотать окончаний
слов;
— интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека.
1. Определим с вами вместе ситуации вызывающие конфликт:
— возникновение разногласий;
- возрастание напряженности в отношениях;
Но в случае осознания ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников
это уже собственно есть - конфликтное взаимодействие,
- использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов,
сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;
— исход (разрешение) конфликта. Разрешением конфликта является устранение
проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных
отношений между людьми.
2. Выяснение скрытых и явных причин конфликта, определение, что действительно
является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или
не решаются четко сформулировать главную причину конфликта.
4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция — это
то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы
— это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы — это наши
желания и заботы. Именно в них — ключ к решению проблемы.
5. Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими
проблемами. Поставьте себя на место оппонента. Будьте жестки по отношению к
проблеме и мягки по отношению к людям.
6. Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте,
что за недовольством и претензиями, как правило, стоит проблема, которая тяготит
человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.
7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий.
Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.
8. Придерживайтесь правила эмоциональной выдержки. Осознавайте и
контролируйте свои чувства. Учитывайте состояние и индивидуальные
особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистичных
конфликтов в нереалистичные. При обсуждении конфликта важно избежать
следующих серьезных ошибок:
— партнер выдвигает в качестве ошибки своего визави собственный промах;
— поведение партнера диктуется исключительно тактическими соображениями;
— партнер укрывается за «производственной необходимостью»;
— партнер настаивает на признании его власти;
— используются самые уязвимые места партнера;
— припоминаются старые обиды;
— в итоге выявляются победитель и побежденный.
Возможные и другие ошибки, допускаемые собеседниками:
— отключение внимания: отвлечь внимание может все, что действует необычно
или раздражает. Например, наружность говорящего, его голос или произношение;
— высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее,
чем говорим. Заметьте, когда кто-то говорит, наш мозг большую часть времени
свободен, и отвлекается от речи говорящего;
— антипатия к чужим мыслям. Мы больше ценим свои мысли, для нас приятнее и
легче следовать этим мыслям, нежели заставить себя следить за тем, что говорит
другой;
— избирательность внимания. С детских лет мы привыкли слушать одновременно
многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все
была бы непосильным занятием. В порядке самозащиты мы приучаемся
попеременно выбирать то, что представляет интерес сейчас. Эта привычка
переключаться затрудняет фиксирование внимания на чем-то одном;
— потребность реплики. Слова другого могут вызвать у нас потребность ответить.
Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Мысли заняты
формулированием «разгромных» аргументов и комментариев.
Задание 1.
Со всеми ли «правилами» ты согласен?
Задание 2.
Приходилось ли тебе в какой-либо жизненной ситуации применять
некоторые из приведенных в тексте «правил»?
Ситуация 2. «Что такое такт?»
(Из книги В. В. Любимцева «Знаешь ли ты?»)
Под «тактом» прежде всего понимается чувство меры, умение ориентироваться в
тех или иных обстоятельствах. Как поступить в данный момент? Что следует
сказать, а о чем лучше промолчать? Остаться в комнате или выйти? Сделать вид,
что не заметил неудачной реплики или обратить ее в шутку?
Такт — это чуткость, скромность в поведении, результат воспитания, в основе его
— уважение к окружающим, уважение чужого мнения, бережность в отношении к
близким, друзьям, коллегам.
— своим поведением обращать на себя внимание в некоторых общественных
местах (в музее, театре, библиотеке и т. п.);
— говорить в публичном месте о личных делах своих или близких (друзей,
родственников и др.);
— навязывать свои вкусы и представления.
Задание
. Дополните своими предложениями понятие:
«бестактным считается...».
Ситуация 3. «Как заставить человека принять вашу точку зрения?»
— Убеждать человека в чем-либо не значит спорить с ним: единственный способ
победить в споре — это избегать его. Недоразумения нельзя устранить спором, их
можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего
желания понять точку зрения другого.
— Уважайте мнение других людей, никогда не говорите человеку резко, что он не
прав, особенно при людях. В таких условиях человеку трудно согласиться с вами.
— Если человек высказывает какую-то мысль, а вы уверены в ее ошибочности,
лучше обратиться к нему со словами: «Я могу ошибаться. Давайте разберемся в
фактах». Это заставит собеседника быть столь же справедливым, заставит его
признать, что он также может ошибаться.
— Если вы не правы, признавайте это быстро и решительно. Гораздо лете самому
признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со стороны
другого человека. Если вы знаете, что другой человек думает или хочет сказать о
вас что-то отрицательное, скажите это сами раньше, этим вы его обезоружите.
— Не начинайте важных разговоров с требованиями сказать «да» или «нет». Если
человек сказал «нет», его принципы требуют оставаться до конца
последовательным. Он может позднее почувствовать, что «нет» было неверным, ко
вы сами отрезали ему пути к отступлению. Поэтому очень важно повести разговор
так, чтобы собеседнику не было необходимости и возможности сказать «нет».
— Если хотите убедить людей в чем-либо, старайтесь смотреть на вещи глазами
этих людей. Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы.
Вы все сейчас обучающиеся в нашем образовательном учреждении государство
дает вам право получить профессиональное образование бесплатно. Это поможет
вам при выходе из исправительного учреждения социально адаптироваться к
условиям современного мира. Полученная вами профессия поможет вам
самоопределится.
Трудности профессионального самоопределения (классификация профессий для
ориентации в мире труда, алгоритм выбора профессии), который встает перед
выпускниками школ, вы же получите профессию востребованную на рынке труда.
Но полученная вами профессия поможет вам зарабатывать средства к
существованию, содержанию своей семьи. Десять заповедей творческой личности.
Профессиональное самоопределение, его связь с выбором пути продолжения
образования Многоступенчатость образования, позволит вам продолжить обучение
и получить, образование мечты. Следующий этап - подготовительные курсы.
« Гражданином быть обязан... Мораль и закон. Административная и уголовная
ответственность. Армия и военный призыв. Семья в жизни человека.
Правонарушения и преступления. Ответственность несовершеннолетних.
Конституционные права и обязанности граждан. Правовая культура человека.
Гражданственность», это то чем вы будите руководствоваться в дальнейшей
жизни.
Какой смысл вкладывается в это понятие? – решать только вам. Но все же
попробую довести до вас следующие тезисы – «Скажем «НЕТ» наркотикам. О
вреде курения. О вреде алкогольной зависимости. Стресс - неизбежная часть
жизни. СПИД и венерические болезни. Взаимоотношения с полицией. Здоровье.
Как его сохранить? Косвенные признаки употребления наркотиков и
наркотической зависимости. Поведение в экстремальной ситуации».
На этом я хочу закончить наш урок, или классный час и надеюсь на то, что вы
полученную от меня информацию вы переработаете. И сделаете правильные
выводы.
Приложение 1.
Задание 1
. Согласны ли вы с приведенными правилами?
Задание 2
. По вашему мнению, эти правила всегда «срабатывают»?
Ситуация 4. «Помогут ли вам приведенные рекомендации по ускорению
процесса разрешения конфликта?»
— Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению
содержательных вопросов,
— Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной
напряженности.
— Стороны должны демонстрировать взаимное уважение.
— Участники переговоров должны стремиться превратить скрытую часть
конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг
друга и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обмена
мнениями.
— Все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу.
Особое значение имеет заключительная, послеконфликтная стадия. На этой стадии
должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий
интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая
напряженность и прекращена любая борьба.
Задание
. Согласны ли вы с данными рекомендациями?
Ситуация 5. «Как надо приветствовать встретившегося знакомого человека?»
Задание:
1. Какие способы приветствия вы знаете?
2. Отличаются ли приветствие в среде молодежи от приветствия взрослых?
3. Вы выбираете данный способ приветствия со знакомыми только по возрастным
признакам или по личностным качествам этого человека?
4. Примите к сведению приведенную ниже информацию.
«Почему люди здороваются за руку?»
(Из книги В.И. Малова «Загадки и тайны»)
Существуют и многие другие способы приветствовать друг друга. В кинофильмах
вы, вероятно, видели, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные
девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены приподнимают при встрече
шляпу.
Известны и более экзотические формы приветствия: у некоторых народов,
например, при встрече было принято... тереться носами или даже исполнять
особый танец. Однако одно только рукопожатие пережило все времена и получило
широкое распространение. Случилось так потому, что это самый миролюбивый,
самый дружеский жест, понятный каждому.
Протягивая открытую ладонь, человек как бы показывал другому, что у него нет
оружия, что намерения его чисты. И если эти намерения не отвергались, следовал
точно такой же ответный жест. А обмениваясь рукопожатием, люди убеждались в
том, что в руке другого действительно не спрятано оружие. Поэтому и принято
снимать перед рукопожатием перчатку — ладонь должна быть открытой.
От очень древних времен дошло до нас и стойкое предубеждение: нельзя
здороваться за руку через порог. Смысл же его таков — у себя дома человек
надежно защищен стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что
если кто-то приходит в дом, пусть сначала войдет внутрь, на свет, где можно
хорошо рассмотреть пришедшего и вовремя распознать угрозу, если она есть. А
если нет — обменяться крепким рукопожатием.
Приложение 2
«Поможет ли тебе при общении тест?»
Тест «Конфликт без насилия»
Выберите, на ваш взгляд, правильные ответы.
1. Являются ли постоянные споры с друзьями проявлением свободы вашего
выбора?
A. да, являются;
Б. нет, не являются;
B. все зависит от культуры человека, страны, где он живет, и законодательства.
2. Дети имеют право свободно делать свой выбор:
А. во всех сферах жизни и деятельности;
Б. только в среде своих друзей;
В. только в семье.
3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?
A. потому что так принято в обществе;
Б. потому что это совпадает с его желаниями;
B. потому что так получается.
4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:
A. ссорятся;
Б. отстаивают свои позиции;
B. вырабатывают правила.
5. Почему человек не соблюдает правил?
A. жить по правилам неинтересно;
Б. он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;
B. считает, что соблюдение правил — это проявление слабости.
6. Каковы причины конфликтов?
8. К какому понятию относится определение «состояние взаимной вражды,
серьезная размолвка»:
A. конфликт;
B. противоречие.
По мнению психологов и педагогов, правильными ответами являются:
1.б; 2.а; З.а; 4.в; 5.в; 6.а, в, е; 7.б; 8.б.