Статья «Общение малыша в коллективе сверстников». Автор: Бублик Любовь Михайловна

Автор: Бублик Любовь Михайловна
    Общение  - один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя.С первых дней жизни общение является основным условием развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. 


Автор: Бублик Любовь Михайловна

Составил: Л.М.Бублик

«Общение малыша в коллективе сверстников»

Общение - один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя. С первых дней жизни общение является основным условием развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности. Во время общения с ребенком взрослые оказывают на него влияние. Они ставят перед ним задачи на познание и овладение какими-либо действиями, в результате выполнения их дети получают определенные знания, одобрение или неодобрение. Оценка взрослого посредством общения являются одним из путей воздействия на ребенка.

В жизнь ребенка в дошкольном возрасте прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Они играют-дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача взрослых - родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками. Как происходит общение малышей?

Даже самые маленькие дети во время общения с взрослыми придерживаются определенных норм поведения. А когда происходит встреча и малыш вступает во взаимодействие со сверстниками, то часто, чтобы привлечь внимание он использует громкие и порой самые невообразимые звуки и непредсказуемые движения. Дети начинают бегать, валяться по полу, подбрасывать и разбрасывать игрушки, кричать, передразнивают друг друга. Естественно, что взрослому это не нравится. Они думают, что такая бесполезная игра только нарушает покой, и не несет никакой пользы. И конечно, никакого отношения к развитию ребенка.

Что дает детям такое странное поведение?

Ребенок хочет самоутвердиться. Первое, что бросается в глаза - это яркое эмоциональное общение между детьми. Ребенок ищет сверстника - соучастника своих игр и забав. Ждет, когда другой ребенок откликнется и присоединится, поддержит и усилит его «бесполезное веселье». Они совершенно по-другому смотрят друг на друга, разговаривают, иначе ведут себя. Такое нестандартное общение дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность. Глядя на него, другие дети быстро подхватывают инициативу ребенка, и с удовольствием приумножают ее. В общении со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, навязывать собственные образцы поведения, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться. Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя с взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника играет положительную роль в развитии речи детей. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. Именно ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри личностные конфликты.

В общении с взрослым ребенок постоянно управляем и направляем им. Однако для полноценного развития ребенка необходимо как общение со сверстниками, так и с взрослыми.

Литература:

Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008

Галигузова Л.Н. Смирнова Е.О. Ступеньки общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 2002

Коротаева Е.В. Основы педагогического взаимодействия. Екатеринбург, 2006.

Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб. научн. тр. / Под ред. В.В. Давыдова, И.В.Дубровиной. М.: Б.и., 1980

Общение детей в детском саду и семье /Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 2000

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x