Общие требования к созданию комплексной предметно-окружающей среды в группах | Башкирева Лидия Леонидовна. Работа №359445
Основу организации воспитательно-обучающего процесса в Доме ребёнка составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных учебно-воспитательных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, в процессе проведения режимных моментов, прогулки, в самостоятельной и учебно-воспитательной деятельности детей.
Общие требования к созданию комплексной предметно-окружающей среды в группах ОКУЗ СДР
(консультация)
Подготовила: старший воспитатель Башкирева Л. Л.
Основу организации воспитательно-обучающего процесса в Доме ребёнка составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных учебно-воспитательных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, в процессе проведения режимных моментов, прогулки, в самостоятельной и учебно-воспитательной деятельности детей.
Педагогический процесс в ОКУЗ СДР оснащен необходимым дидактическим материалом, развивающими пособиями, отвечающими целям и задачам современного обучения и воспитания в каждой возрастной группе.
Основными приоритетными направлениями деятельности ОКУЗ СДР являются:
-познавательное развитие,
-речевое развитие,
- физическое развитие,
-социально-коммуникативное развитие
-художественно-эстетическое развитие
Одним из направлений Программы воспитания и обучения детей в Домах ребёнка является создание развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Познавательное и речевое развитие детей является чуть ли не главными аспектами в развитии детей. Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, наблюдении на прогулке зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском сообществе. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей обучающей среды. Познавательное и речевое развитие детей идёт по следующим линиям развития:
Сенсорное восприятие (развитие зрительного и слухового восприятия)
Развитие предпосылок
пон
. и акт
.
р
ечи
Занятия по картинкам, с книгой
Рассказывание без показа
Развитие действий с предметами и сенсорное развитие
ФЭМП
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет жизни ребенка.
В период от 0 до 6 лет у малыша закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Физическое воспитание детей идёт по следующим линиям развития:
Развитие двигательной активности
, мелкой м-
ки
Гимнастика
Физическая культура
Социально-личностное развитие детей в ОКУЗ СДР происходит в нескольких направлениях:
- получение социальных навыков;
- общение с детьми одинакового возраста;
- обучение ребенка хорошему отношению к самому себе;
- развитие в процессе игры.
Для того чтобы ребенок хорошо относился к самому себе, нужно создавать определенные условия, помогающие ему понять свою значимость и ценность для окружающих. Детям важно оказываться в ситуациях, где они будут центром внимания, они всегда к этому стремятся сами. Также каждому ребенку необходима похвала за их действия. Например, собирать все рисунки, сделанные детьми в течение месяца, а потом на групповых праздниках показывать гостям или другим детям. В день рождения ребенка все внимание должно быть обращено к имениннику.
Взрослые должны всегда видеть переживания малыша, уметь посочувствовать ему, порадоваться или огорчиться вместе, оказать необходимую помощь при затруднениях. Социально-личностное воспитание детей проводится по следующим линиям развития:
Показы (предметов с называнием, инсценировки)
Наблюдения
Экскурсии
Выполнение поручений
Д/игры на развития ориентировки в окружающем
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Художественно-эстетическое воспитание детей идёт по следующим линиям развития:
Музыкальное воспитание
Игры развлечения
, праздники
Рисование
Лепка
Аппликация
Занятия со строительным
м
атериалом
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Предметно-развивающая среда в группах ОКУЗ СДР оснащена в соответствии с возрастом детей, состоянием их здоровья, с использованием современных концепций. Среда эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей младенческого и раннего возраста. При её создании учитываются обязательно зона ближайшего развития, совмещение игровой и познавательной деятельности, яркость и насыщенность помещений. Педагоги разработали и внедрили в воспитательно-образовательный процесс систему игр-заданий, которые позволяют работать с детьми младенческого и раннего возраста.
Для воспитания и обучения детей необходима богатая предметно-развивающая среда, а для развития интегративных качеств личности воспитанников рядом с ними должен быть творческий педагог, умеющий реализовать потенциал развивающей среды и управлять развитием личности маленького человечка в разных видах детской деятельности.
Среда, окружающая малыша в Доме ребёнка, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм ее воздействия на личность, а также интегративные качества личности и способы их формирования.
При организации предметной развивающей среды Дома ребёнка, необходимо руководствоваться принципами полифункциональности и трансформируемости среды, вариативности и учета полоролевой специфики, семейности, интеграции направления деятельности, принципом информативности.
Наполняемость предметно-развивающей среды нашего дошкольного учреждения должна обеспечивать целостность воспитательного процесса и способствовать разностороннему развитию детей, формированию широкого кругозора.
Воспитательно-обучающая работа в предметно-развивающей среде ОКУЗ СДР организуется в двух основных моделях: в совместной партнерской деятельности взрослого и детей; в свободной деятельности, организуемой по инициативе самих детей, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды.
Содержание центров развивающей среды
дошкольного учреждения:
1. Игровой центр (познавательно-речевое, социально-личностное развитие): сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, развивающие игры, строительно-конструктивные и т.д.
2. Познавательный центр (познавательно-речевое, социально-личностное развитие): книжный уголок (речевой), уголок природы, уголок экспериментально-исследовательской деятельности, сенсорный уголок.
3. Центр здоровья (физическое развитие): эстетика и качество оборудования, новизна, нестандартное оборудование.
4. Центр творчества (художественно-эстетическое развитие): наличие различных видов театра, материал и оборудование для лепки, рисования, аппликации, музыкальные инструменты.