Обучение через предпринимательство | Кустышева Татьяна Алиевна. Работа №210107
Автор: Кустышева Татьяна Алиевна
В данной статье описывется педагогическая технология проектной деятельности обучающихся среднего профессионального образования, которая способствует развитию профессиональной компетенции предпринимателя.
Кустышева Татьяна Алиевна,
преподаватель экономических дисциплин
ГАПОУ АО «СТСИ»
ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
В современном быстро меняющемся мире актуальными становятся такие качества человека, как предприимчивость, инициативность и самостоятельность. Социальный заказ общества ставит педагогов перед необходимостью поиска и апробации новых форм и способов организации образовательной деятельности. Насущной потребностью сегодня является подготовка энергичных предприимчивых работников, обладающих качествами лидера, способных творчески мыслить, находить нестандартные решения, достигать жизненного успеха. Превращение предприимчивых людей в работоспособных и конкурентоспособных профессиональных предпринимателей связано с приобретением ими знаний, умений и навыков, специфичных для предпринимательской профессии — иначе говоря, профессиональных компетенций.
Профессиональные компетенции предпринимателя — это совокупность знаний, умений, необходимых в сфере профессионального предпринимательства. Ключевое значение в системе профессиональных предпринимательских компетенций имеет профессиональная предприимчивость
Врожденная предприимчивость — способность, которой люди обладают от рождения и которая развивается с повышением уровня образованности, умелости, профессиональной пригодности, с накоплением собственного опыта и учетом чужого опыта предпринимательской деятельности.
Сформированная (профессиональная) предприимчивость — знания, умения, человека к обнаружению и использованию наилучших путей осуществления самостоятельных, на свой страх и риск, предпринимательских действий в среде своего бизнеса: при взаимодействии с окружением и в условиях конкуренции.
Успехов в бизнесе предприниматели добиваются благодаря не врожденной предприимчивости — она создает лишь предпосылку успеха, а сформированной (профессиональной) предприимчивости, соответствующей требованиям предпринимательской профессии.
В современной педагогической практике для формирования профессиональных компетенций предпринимателя могут быть использованы различные педагогические технологии.
Одной из наиболее эффективных технологий является обучение через предпринимательство, которое позволяет обучающимся получить серьѐзный опыт и практические навыки в области бизнеса и предпринимательства.) Основной ее принцип – стимулировать обучающихся к самостоятельной работе, выполняя проекты, предполагающие взаимодействие с реальными фирмами, предприятиями. Реальная компания становится ментором (наставником) для двух учеников на срок в два года. Регулярные контакты с компанией-ментором на протяжении всего этого периода становятся стержнем всей модели, позволяя учащимся соотносить теорию и практику и, благодаря этому, понять, для чего им нужны теоретические знания, получаемые в учебном заведении. Регулярное общение с компанией требует от обучающихся умения брать на себя ответственность, планировать свое время и работать с другими людьми, что позволяет им осознать значение этих важных навыков и лучше узнать самих себя. Такой опыт они не получили бы, если бы контакты с компанией были редкими и нерегулярными. Все основано на регулярности такого общения с реальностью, и продуктом этого общения становятся естественно возникающие вопросы, ответы на которые обучающиеся могут найти на уроках, изучая теорию. Модель требует от педагога новой для него роли. Основная творческая задача педагога – это постепенно развивать в обучающихся способность работать самостоятельно, одновременно снижая степень контроля над всеми аспектами процесса обучения. Иными словами, педагог передает часть ответственности и инициативы самим обучающимся. Этот процесс проходит постепенно на протяжении работы по программе модуля и при подготовке проектов.
Проектную деятельность позволяет успешнее реализовать введение в учебные планы за счет вариативной части курса «Основы предпринимательства», целью которого является формирование системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что подготовит обучающихся к самостоятельной предпринимательской работе.
В ходе изучения курса «Основы предпринимательства» обучающиеся знакомятся с понятиями: предпринимательство, предприниматель, рынок, спрос и предложение, издержки, прибыль, менеджмент, маркетинг, конкуренция, бизнес-план и т.д. Успешным предпринимателем может стать далеко не каждый, человек в бизнесе имеет определенный склад характера, для него важны такие качества как умение планирования, гибкость мышления, стрессоустойчивость, самообладание, способность к нахождению креативных идей и решений, предприимчивость, оптимизм, коммуникабельность, организационные способности, лидерские качества…
В ходе практических занятий обучающиеся знакомятся с особенностями психологического портрета предпринимателя, определяют свой тип темперамента и характера, что позволяет проанализировать предпосылки к занятию предпринимательством. Особое внимание обучающихся обращается на то, что предпринимательская деятельность предполагает ответственность за свои действия и умение организовать свое время и деятельность, поэтому будущему предпринимателю необходимы знания менеджмента, экономики, особенностей рыночной ситуации, законодательства и т.д. Разобравшись в том, кто такой предприниматель и чем он занимается, многие обучающиеся начинают интересоваться: а как им стать? Ведь, будучи предпринимателем, можно никому не подчиняться и работать на самого себя. Для обучающихся это очень заманчиво и привлекательно, но необходимо дать понять обучающимся, что для занятия предпринимательством необходимо решить ряд важных вопросов:
- выбрать подходящую сферу для осуществления деятельности и систему налогообложения
-подготовить документы для государственной регистрации
- оплатить обязательные пошлины
- отправиться в отделение налоговой службы по месту жительства
- подать подготовленные документы
- получить регистрационное свидетельство
А как решить, каким будет будущее дело? Для ответа на этот вопрос необходим бизнес-план. На уроках «Основ предпринимательской деятельности» обучающиеся не только знакомятся с основами бизнес-планирования, но и создают собственный бизнес-проект. В ходе практической работы над его созданием обучающимся предлагается решить ряд вопросов:
1.Записать все идеи, которые у вас есть относительно бизнеса.
( какими навыками вы обладаете и спрос на какие услуги или товары есть в вашем городе. Подумайте о сезонных идеях для бизнеса.)
2.Решить, что вы будете продавать – услуги или товары. Составляя список идей для бизнеса, думайте, что каждая из этих идей предполагает – товар или услугу. Вы планируете продавать что-то, сделанное своими руками? Или вы хотите оказывать услуги за деньги?
3.Выбрать идею для бизнеса, которая будет соответствовать вашим навыкам. Вы умеете обращаться с компьютерами и прочей техникой? Возможно, вам подойдет ремонт компьютеров или настройка различных устройств.
Любите животных? Попробуйте оказывать соседям услуги, связанные с уходом за питомцами.
Возможно, вы любите заниматься творчеством и умеете делать украшения или подарочные корзинки. Все это можно продать.
4.
Выбрать
название для своего дела.
Когда у вас будет идея, вам нужно будет дать название своему бизнесу. Название должно описывать то, что вы предлагаете, чтобы людям было проще вас запомнить.
5.Написать небольшой текст, который бы описывал суть вашего бизнеса и ваши цели. Как будущий владелец бизнеса вы должны знать свое дело от и до. Вам также нужно уметь объяснять другим, что вы делаете.
6.Решить, нужны ли вам наемные сотрудники. Скорее всего, вы сможете все делать сами, по крайней мере, в самом начале. Если вам потребуется помощь кого-нибудь, важно по максимуму сократить эти расходы.
Если у вас есть родственники
, которые хотят помочь, это позволит вам уменьшить расходы.
Вам нужно будет делить прибыль, поэтому вам нужно решить, сколько денег и когда вы будете платить своим работникам.
7.
Составить
список материалов или про
дуктов, которые вам потребуются для начала.
Запишите стоимость каждой единицы и посчитайте общую сумму. Это ориентировочная стоимость запуска бизнеса.
8.Составить список будущих текущих расходов. (расходы на аренду помещения, сырье, оплата коммунальных услуг, заработная плата наемных работников…. )
9.Установить стоимость товаров или услуг. Подумайте, сколько денег у вас уйдет на создание товара или оказание услуги. Чтобы получать прибыль, нужно, чтобы цена товара превышала ваши затраты
10.Определить, кто будет покупать ваш товар или услуги. Составьте список всех возможных клиентов.
11.Подумать, есть ли у вас конкуренты. Предлагает ли кто-нибудь в вашем городе схожие услуги или товары? Если да, вам придется конкурировать за клиентов. Каковы цены конкурентов и как они соотносятся с ценами, которые вы хотите установить? Почему люди будут выбирать вас, а не их?
Вы сможете выстроить эффективную стратегию, когда будете знать все о своих конкурентах.
Существует две стратегии: предлагать более низкие цены или более высокое качество.
12.Проанализировать возможные расходы на рекламу и стимулирование сбыта. Будут ли у вас визитные карточки? Будете ли вы раздавать флаеры? Если да, то сколько и где? Будете ли вы рекламировать свое дело в социальных сетях? Ходить по домам лично? Будет ли у вас свой сайт?
Работая на созданием собственного бизнес-проекта, обучающиеся сталкиваются с проблемами, анализируют эти проблемы, и учатся принимать собственные решения, что повышает самооценку и мотивацию к обучению.
Не секрет, что молодежь обладает куда большим потенциалом и способностью к предпринимательской деятельности, чем другие возрастные группы. Поэтому привлечение интереса молодых людей к предпринимательской деятельности — это не только увеличение доли малого бизнеса, но ещё и решение важной для общества проблемы занятости.