Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Обучение финансовой грамотности в ДОУ" | Новикова Наталья Васильевна.. Работа №238901

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Новикова Наталья Васильевна.
Для чего нужно знакомить детей с финансовой грамотностью в раннем возрасте.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Финансовая грамотность
Автор проекта:
Новикова Наталья Васильевна
воспитатель первой квалификационной категории.
МБОУ Мазуровская СОШ
Кемерово
2019
Содержание
Паспорт проекта
Этапы реализации проекта
Результаты
Выводы
Список литературы
Паспорт проектаТема проекта
Маленький финансист
Автор
Новикова Наталья Васильевна
Тип проекта:
Краткосрочный,информационно-практико-ориентированный
Участники проекта
воспитанники старшей группы Гномики, воспитатель , родители воспитанников.
Возраст участников
Воспитанники старшего подготовительного возраста (5-6 лет)
Сроки реализации:
Июнь 2019г.
Проблема:
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Актуальность
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Гипотеза
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Цель
содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи
•расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
•укрепление семейных связей;
•получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Принципы реализации проекта
принцип наглядности;
принцип доступности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип прочности;
принцип целенаправленности;
принцип новизны;
принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
Этапы реализации
проекта
Подготовительный
Знакомство с темой проекта
Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
Подбор методического материала по данной теме;
Создание развивающей среды для работы;
Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
Основной
Практический – в результате чего был реализован проект:
Коммуникативная деятельность
Восприятие художественной литературы
Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
Художественно-эстетическая деятельность
Игровая и познавательная деятельность
Трудовая деятельность
Работа с родителями
Заключительный
Обобщение и анализ результатов работы.
Новизна
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования
Условия реализации
Проект реализуется:в ходе совместной деятельности воспитателя, родителей воспитанников.
Формы реализации проекта:наблюдение, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, труд.
Методы и приёмы реализации проекта:
организационные;
мотивирующие;
словесные;
игровые;
наглядные;
нетрадиционные
Риск проекта
Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;
Неактивная позиция детей
Предупреждение рисков:
Организация мероприятий на базе ДОУ;
распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями, и родителями;
разработка стратегий и тактики привлечения родителей;
оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т.д.);
высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
добровольность участия в проектной деятельности
Продукт проектной деятельности
В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
интеллектуально-познавательная игра Путешествие по стране Экономика
сюжетно-ролевая игра Супермаркет;
коллективная работа Путешествие денежки
изготовление поделок для ярмарки
выставка Ярмарка поделок
Ожидаемый результат
• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
• дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;
• педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.
Способ оценки достижения планируемых результатов
Разыгрывание ситуаций;
Познавательные нод;
Наблюдения;
Чтение художественной литературы по теме;
Беседы;
Сюжетно ролевые, дидактические игры;
Трудовая деятельность.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
1.ЭтапИнформационно-аналитический,подготовительный
Тема
Цели, задачи
Совместная деятельность
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
•Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту Деньги-помощники.
•Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
•Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Демонстрация презентации История денег
Диагностика знаний детей
Задания, игры, упражнения,
анкеты.Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара
2 этап основной
1.НОД Что мы знаем о деньгах.
НОД Дом, в котором живут деньги
2.Просмотр мультфильмов: С. Михалков Как старик корову продавал, Барбоскины и реклама, Бизнес крокодила Гены, Простоквашино. Клад
3.Беседа с родителями В чем нам деньги помогают.
4.Экскурсия в продуктовый магазин, к банкомату.
5.Игра Купи другу подарок
6.Презентация семейный бюджет
7.НОД Путешествие денежки
8.Д\и Что быстрее купят?
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).
На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
3 этап заключительный
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры Супермаркет
начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов
 Ожидаем, что дошкольники, за этот период получат необходимые знания, и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Работа с родителями
Консультации и рекомендации для родителей.
Анкетирование по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Изготовление атрибутов к игре.
Результаты работы:
Значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта;
Дети приобрели ценный опыт поведения и деятельности в общественных местах;
Трансляция фотовыставки на сайте ДОУ;
Получения детьми удовольствия от общения друг с другом;
Заинтересованность детей темой проекта, проявление их познавательной активностью: рассказывают и делятся своими знаниям с другими детьми, с родителями.Считаем, что главный результат, на который и направлена наша работа, - усвоение ребенком
Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.
Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Список литературы
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ ТЦ СФЕРА М.; 2008. № 11. с.75.
7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: Детство – пресс, 2001. – 176с.
8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
http://e.stvospitatel.ru/
приложение № 1
Консультации и рекомендации для родителей
Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?
Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным
Роберт Кийосаки
Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1. Что такое деньги
2. Где их взять
3. Как ими правильно распоряжаться
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.
Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так
как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.
В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как Чек. Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.
На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.
Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются
Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:
•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;
•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;
•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.
Рекомендации для родителей.
( Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
( Возьмите ребенка в банк.
( Поговорите с детьми о вложении денег.
( Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
( Научите детей зарабатывать деньги.
( Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
( Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
( Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
( Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
( Будьте для ребенка примером.
Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!
приложение № 2
Игры с экономическим содержанием
Игра Хочу - надо
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между хочу и надо.
Правила: определить, к какому понятию — хочу или надо, — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Игра Купи другу подарок
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
ТСО: карточка с подарками и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
Кто что делает?
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).
Угадай, где продаются
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
Магазин игрушек
Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение видеть товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Что быстрее купят?
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).
Монополия
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
приложение № 3
Конспект НОД Путешествие в страну Экономика
Задачи:
( Научить выделять главное направление использования денег людьми.
( Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.
( Расширять знания о производителях товаров и услуг
( Упражнять детей в решении экономических задач.
( Воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.
Предварительная работа:
( Рассказы родителей о бюджете семьи, об их профессиях.
( Беседа на тему Не все покупается и продается
( Организация игровой деятельности: С/ролевые игры Семья, Библиотека, Больница, Парикмахерская, Магазин, Строители…
( Чтение художественной литературы В. Пермяк Для чего руки нужны , В. Маяковский Кем быть?, С. Маршак Почта, А. Толстой Приключения Буратино, К. Чуковский Муха-Цокотуха и др.
( Заучивание пословиц по теме
( Экскурсия в магазин, на почту, в библиотеку.
Материал:
ковер-самолет , корзинка с задачками, монетки-денежки, атрибуты к игре Магазин (игрушки, ценники), карточки с изображением профессий и их результат труда, картинки к игре Что продается и не продается, большой нарисованный кошелек, Крокодил Гена, Чебурашка, Крыса Лариска, Шапокляк (игрушки или картинки), музыкальное сопровождение, мультимедийное оборудование.
Ход
В-ль: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по стране Экономика. Там очень интересно. Хотите?
Дети: Да.
В-ль: А как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?
Дети: перечисляют виды транспорта.
В-ль: Скажите, а на чем путешествовал всем известный Старик-Хоттабыч?
Дети: на ковре-самолете.
В-ль: Давайте сегодня отправимся в путешествие на ковре – самолёте
(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).
В-ль: Мы летим над полями, над лугами, над широкими реками, лесами.
Прилетели на поляну. Смотрите, на ней растёт волшебное дерево. Давайте посмотрим, что оно нам приготовило. Под деревом конверт, а в нём письмо. Сейчас прочтём его.
Здравствуйте, ребята! Обращается к Вам гном Эконом. В стране экономика Вас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти по ней надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться. Под моим волшебным деревом Вы найдёте задания. Желаю удачи! Гном Эконом
В-ль: Ребята, вы не испугаетесь трудностей? А где же здесь могут быть задания? Вот и корзинка, а в ней лежат воздушные шарики, а задания находятся внутри шаров. Мы будем лопать шарик с соответствующей цифрой и доставать задание. (Называем цифру, лопаем шар)
В-ль: Первая остановка называется Бюджетная. На ней мы с вами поговорим о бюджете. Ребята, скажите, а что же такое бюджет семьи?
Дети: Это все деньги, которые заработали все члены семьи.
Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене.
В-ль: Давайте мы с вами поговорим о бюджете семьи крокодила Гены.
Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска и стали жить вместе. И все у них получалось. Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это….что?
Дети: Крокодил Гена получал зарплату.
В-ль: Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?
Дети: папа, мама, бабушка…
В-ль: За что они получают зарплату?
Дети: за выполненную работу (дети читают стихи)
1.Вот и месяц пролетел
Чему я очень рада
Ведь родителям моим
Положена зарплата.
2. День зарплаты наступил
Папа в магазин сходил.
Мамин пополнился гардероб,
А я получил самолет.
В-ль: Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать пилотом. За учебу Чебурашке платили, как вы думаете что?
Дети: Чебурашке за учебу платили стипендию (дети читают стихи)
1.Сегодня первое число,
Чему я очень рад:
Ведь получает в этот день
Стипендию мой брат…
2. Я объяснил своим друзьям,
Пусть знают все ребята,
Что, в сущности, стипендия –
Студенческая зарплата.
3. Студентам за учебный труд
Стипендия положена.
Брат купит много книг себе,
А мне мороженое!
В-ль: Правильно, молодцы. Старуха Шапокляк уже не работала, сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала от Государства…. Что?
Дети: Старуха Шапокляк получает пенсию (дети читают стихи)
1.Дед и бабушка мои
Потрудились от души.
Много лет они старались,
Вот и пенсии дождались.
С пенсии конечно дед
Купит вкусненьких конфет.
В гости к ним всегда хожу,
Помогаю, как могу.
В-ль: Правильно. Однажды крыса Лариска тоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решено продавать цветы на рынке. От продажи цветов она получала…что?
Дети: продавая цветы, старуха Шапокляк получала деньги
В-ль: Правильно. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Крокодила Гены, если Лариска будет продавать цветы?
Дети: доход будет больше.
В-ль: Все заработанные деньги семьи Крокодила Гены – это доход его семьи. Давайте посчитаем, сколько составляет доход его семьи.
(Дети считают до 10) (Весь рассказ сопровождается показом картинок
и выкладыванием монеток в общий кошелек)
В-ль: молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю отправиться дальше.
(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).
В-ль:Лопаем шар под цифрой 2. Остановка Денежная. На ней мы поговорим о деньгах. Скажите, за что люди получают деньги?
Дети: люди получают деньги за свой труд.
В-ль: Для чего нужны деньги?
Дети: купить продукты, заплатить за квартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр, сходить в кафе, оплачивать проезд в транспорте
В-ль: Правильно, молодцы. Вы все знаете, для чего нужны деньги. А сейчас отгадайте загадку:
Угадай, как это зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто–напросто ….(товар)
В-ль: ребята, скажите мне всё ли на свете можно купить и продать?
Дети: Нет.
Игра Что продается, что не продается [см. приложение № 2]
В-ль: Вы замечательно справились с заданием, отправляемся дальше.
(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).
В-ль: Третья остановка называется Трудовая
Хочу вас обрадовать, что на этой остановке за свой труд вы будете получать монетки, которые вам еще пригодятся.
В этой стране живут трудолюбивые люди. И гном Эконом просят, чтобы вы назвали пословицы о труде, которые они придумали?
(за правильные ответы дети получают монетки)
Дети:
( Каков работник, такова ему и плата.
( Дело мастера боится.
( Маленькое дело лучше большого безделья.
( Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
( Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.
( Труд кормит, а лень портит.
( Терпенье и труд все перетрут.
( Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
( Кто не работает, тот не ест.
( Кто сидит на печи, тот не ест калачи.
В-ль: Молодцы, много назвали пословиц. Ребята, а давайте вспомним, какие профессии бывают. А для этого мы поиграем в игру Загадки.
(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и получают монетки)[3]
( Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы стать Кто вам продаст творог, сосиски и Вискас для любимой киски?
( Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок?
( Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?
( Кто шьет из ткани сарафан для Тани?
( Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?
( Кто границы охраняет и наш сон оберегает?
( Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?
( Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус?
В-ль: Молодцы ребята. Предлагаю поиграть в игру Кто, что производит?
(Дети подбирают к картинке профессии - его результат труда) Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку. Открывают ее, а в ней находятся экономические задачки.
(Дети решают задачки и получают монетки за правильные ответы.)
В-ль: Молодцы, славно потрудились. Все загадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились, да еще и заработали денег. И пора нам возвращаться в детский сад.
Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку. Открывают ее, а в ней находятся письмо, зачитывает его
Ребята! Я вас всех поздравляю! Я рад, что вы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. А в награду за это я Вам приготовил этот необычный сундучок с призами.
(Поощрение детей. Дети под музыку улетают на ковре-самолете)
Воспитатель предлагает детям пересчитать свои деньги
и потратить их в Магазине
Опыт работы Обучение финансовой грамотности дошкольников
Опыт работы Обучение финансовой грамотности дошкольников
Актуальностьопыта
В 2019 году я побывала на курсах повышения квалификации в КРИП и ПРО по теме Методика преподавания основфинансовой грамотности для детей дошкольного возраста, тема оказалась очень интересной и актуальной. На одном из педсоветов я рассказала о проектеПриключения кота Белобока, или экономика для малышей(Г. Было принято решение применять на практике данный проект. Потому что не все семьи(особенно у нас в селе)имеют возможность регулярно заниматьсяфинансовым образованием детей. Поэтому я решила помочь своимвоспитанникам: ознакомить и повысить уровеньфинансовой грамотности.
Новизнаопыта
Новшествоопыта заключается в разработкеметодических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мирефинансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем.Финансовоепросвещение необходимо включать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.
Использование данногоопытавозможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, так как этотопытохватывает всех участников образовательного процесса и используется во всех возможных формах взаимодействия с ребенком. Мойопыт строится на основе программыобразовательного курсаПриключения кота Белобока, или экономика для малышейс использованием методовработыпо экономическому воспитаниюдошкольников.
Моя цельработы- показать важностьобучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, на каких ступенях развития стоит говорить офинансах.Обучение финансовой грамотности дошкольников, это необходимость для России, как процветающей страны в будущем, занимающую лидирующее место в мире по качеству жизни. Поэтому я поставила перед собой следующиезадачи:
-создать условия для формированияфинансовой грамотности у детей;
- познакомить детей с явлениями социальной действительности(понимание и оценка окружающего предметного мира);
-расширить знания детей и дать осознать на доступном уровне взаимосвязьпонятий:труд - товар - деньгиистоимость товара в зависимости от качества;
-развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, и управлять своими эмоциями;
-воспитать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту(вести себя правильно в различных жизненных ситуациях);
- развить навыки осмысленного поведения;
-сформировать правильное отношение к деньгам как предмету, необходимого для жизни.
Своюработу по обучению детей финансовой грамотностия начала с опроса родителей. Результат анкетирования среди родителей показал, что большинство 62% считают ещё рано внедрять в образовательный процессфинансовое воспитание, 20% считают, что эта тема детям не интересна, 18% ещё не думали об этом. На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка кфинансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Были проведены с родителями беседы, консультации, оформлен для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использованиифинансовой грамотностив условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи. Включение в образовательный процессработы по формированию финансовой грамотностипомогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.
Изучая проблему формированияфинансовой грамотности детей дошкольного возраста, я убедилась, что именно вдошкольныйпериод можно сформировать у ребенка правильное представление офинансовыхпонятиях и посадить зерно богатства, которое будет расти вместе с ребенком, и сможет помочь ему стать независящим успешным человеком.
В начале учебного года проводился мониторинг попрограмме обучающего курсаПриключения кота Белобока, или экономика для малышей.
Для достижения положительных результатов вработе, я применяла самые различные методы, приемы и средстваобучения, создавала наилучшие условия для развитияфинансовой грамотности.Работа по формированию финансовой грамотности у дошкольников включает в себя: перспективный план, занятия с детьми старшегодошкольного возраста, которые носят интегративный характер, позволяющие знакомить детей с основамифинансовой грамотностив тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью подготовить их кобучению в школе.
В своейработеиспользую различные принципы. .
Применяю разнообразные методы и приемы.
Работапо формированию у детейфинансовой грамотностисоставлена на совместной деятельности участников образовательного процесса по следующемупринципу: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.
Схема педагог-воспитанник включает всебя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения - все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Для того, чтобы выявить, насколько дети усвоили материал, проводятся беседы, презентации. Для лучшего усвоенияпрограммыиспользую чтение художественных произведений, просмотры мультфильмов.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеифинансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложныхфинансовых явлений. Такие задания несут в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, но также доставляют радость детям, развивают их фантазию, воображение и логику. Решение логических задач увеличивает интерес ребенка кфинансовым знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
В своей группе я создала такие условия и предметно-развивающую среду, которые помогают каждому ребенку найти свой путь вэкономикучерез игру, математику, рисование, что облегчает умственному и личностному развитию.
Знакомство детей с потребностями происходит в процессе непосредственно-образовательной деятельностиПотребности первобытного человека,Потребности современного человека
1 Этап: Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или испытывают жажду, когда и зачем нужно одеться и умыться, когда хочется играть, гулять, рисовать, лепить, послушать сказку и т. д. Выяснение того, в чем именно заключаетсяпотребность: нужны ли им какие-то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т. д., откуда берутся нужные вещи, кто предоставляет те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие. Знакомство с различными профессиями, с художественными произведениями о представителях разных профессий.
На 2 этапеработызнакомлю с экономическим понятиемпотребность. Расширяю представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди. Обсуждаем с детьми, в чем заключается разнообразие потребностей людей.Например: потребности первобытных людей на земле были не велики. Еда, одежда да пещера, где можно спрятаться от бури и дождей. Потребности людей нашего времени шире, им необходимы и медицинская помощь, и транспорт, и образование.
3 этап. Решение практических задач.
На этом этапе вместе сдошкольниками выясняем причины, которые требуют обязательного удовлетворения потребностей (жилище, одежда, обувь, безопасность, еда, вода, воздух, медицинская помощь, транспорт). Знакомлю детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.
После того, как дети получили знания я выясняю, что необходимо для удовлетворения каждой из потребностей, какие для этого нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям. Выявляю зависимость между потребностями и правилами жизни.
В ходе знакомства с разделомПотребностидети усваивают основные экономическиепонятия: потребности, жизненно важные потребности, возможности.
В разделеТруддаю представление о труде, его видах(сельскохозяйственный, домашний и т. д.); учу выделять последовательность трудовых действий; воспитываю уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.
В разделеТоварформирую системные знания о предмете, выделяю новую сторону предмета - товар, как результат труда. Показываю детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; знакомлю с разными формами сбытатовара: различные магазины, рынки, ярмарки. Воспитываю бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.
В разделеДеньгимоей задачейявляется: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли- продажи). Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения экономических потребностей.Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена(бартера)для обеих семей.
В разделеСемейный бюджет, я подвожу детей к понятию новымсловам: бюджет и из чего он состоит(зарплата, пенсия, стипендия).
Даю представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показать как много их в повседневной жизни. Воспитываю бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность.
Формированиефинансовой грамотности у дошкольниковблагополучно влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка. Дети приобретают навыки правильно вести домашнее хозяйство, экономить семейный бюджет. Это было заметно, когда я провела с детьми вечердосуг:Аукцион. Таким образом, проведя целенаправленнуюработу, я убедилась, чтофинансовая грамотностьиграет важную роль в развитие детейдошкольного возраста.
Результат моегоопытазаключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированностифинансовой грамотности детей дошкольного возраста. Исходя из вышеизложенного, можно сделатьвывод: что создание условий и практическая деятельность положительно влияют на формированиефинансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры удошкольников. Этаработапозволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×