Обучение грамоте через игру | Ткачева Надежда Михайловна. Работа №238849
Автор: Ткачева Надежда Михайловна
Обучение грамоте дошкольников через наглядные игровые средства
Обучение грамоте дошкольников через наглядно- игровые средства.
Как известно игра- основной вид деятельности дошкольника. Правильно подобранные игры создают благоприятные условия для развития детей в дошкольном возрасте. Так же с помощью игры мы можем решить педагогические и часть коррекционных задач в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, речевой активности и развитию когнитивных процессов.
Наглядно- игровые средства представляют , с одной стороны, наглядное пособие, с другой- дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. В процессе игры помимо создания игровой ситуации , актуализируются знания детей, уточняются правила игры, происходит стимуляция и речевой деятельности, формируется положительное отношение к процессу обучения в школьный период образования.
С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения : ребенок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху в игре, решая для себя ту или иную учебную задачу.
В понятие « звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи , ее громкость, а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи- необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных задач. Вначале дети учатся слышать , различать и определять первый звук в слове ( игра « Определи первый звук») , затем – первый и последний звук в ряде слов ( игра « Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в слове ( в начале, середине, конце) ( игровое упражнение « Найди место звука в слове)
Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком, и дифференциации наиболее сложных звуков: с-ш, р-л. ( игра «Кто быстрее соберет вещи»).
В игровом упражнении « Найди пару» ребенок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова , близкие по звучанию: миска- мишка, усы-осы, ком-сом и т.п.
Оригинальная игра « Включи телевизор», по условиям которой ребенок составляет слово , ориентируясь на первые или последние звуки в названиях предметов: Кошка- Ослик- Мак (ком)
Завершающая игра «Поезд» является как бы контрольной. Она позволяет выяснить, умеет ли ребенок определять позицию звука в слове, количество звуков и слогов.
Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом. Учатся все делать сообща. В результате возникшего интереса к тем или иным игровым упражнениям поставленные задачи решаются быстрее , речь становится грамматически правильной. Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка.