Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Обучение грамоте игровыми приемами детей старшего дошкольного возраста» | Филиппова Наталья Владимировна. Работа №275876

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Филиппова Наталья Владимировна
 Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

     Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.      Подготовка должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое чутье к языку. Чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.    

ГБОУ Прогимназия № 675 Красносельского района Санкт-Петербурга «Талант»

Автор: Филиппова Наталья Владимировна, воспитатель первой категории

 

 

 

Статья на тему: «Обучение грамоте игровыми приемами детей старшего дошкольного возраста»

 

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Подготовка должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое чутье к языку. Чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Организуя работу по подготовке к обучению грамоте необходимо помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.

В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит:

- ознакомление со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

- ознакомление с предложением и его словесным составом;

- деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

- членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;

- знакомство с буквами.

Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включают в себя три направления:

- развитие связной речи,

- подготовка к обучению чтению,

- подготовка к обучению письму.

Эти направления должны стать обязательными структурными компонентами занятий.

Развитие связной речи

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменить значение слова.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения словаря.

Важным направлением словарной работы в старшей группе является освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. Ребенок шестого года жизни может объяснить, почему большую белую в красный горошек, и синюю с золотистой каймой, и фарфоровую непрозрачную, и стеклянную прозрачную чашки можно назвать одним словом. В дошкольном возрасте формируются родовые понятия: мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.

Рационально упражнять детей в классификации: посуда – столовая, кухонная, чайная; одежда – летняя, зимняя, демисезонная; транспорт – пассажирский, грузовой, наземный, подземный, водный, воздушный и т.д.

Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста предполагает также освоение новых (переносных) значений известных слов. Реализация этого направления работы начинается в старшей и активизируется в подготовительной к школе группе.

Дети и раньше использовали в речи такие слова, как ручка, ключ, крыло, коса, гребешок. А теперь воспитатель показывает им, что каждым из этих слов можно обозначить несколько разных предметов: ручка у ребенка, ручка, которой пишут, ручка у мясорубки, ручка у двери; ключ, которым открывают замок, гаечный ключ, ключ в значении «родник»; крыло у птицы, у самолета, у машины; гребешок у петуха и вид расчески.

Метафорические переносы значений можно показать на примере загадок. Можно проанализировать с детьми несколько загадок, основанных на метафорах, составить альбом с рисунками, в которых закодированы загадки.

Обогащение словаря в старшем дошкольном возрасте осуществляется также при ознакомлении детей с произведениями художественной литературы, особенно с пейзажной лирикой. Воспитатель обращает внимание детей на образные сравнения, олицетворения, метафоры, позволяющие поэту передать свое настроение, красоту окружающей природы: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром» и т.п.

Активно лексика старших дошкольников обогащается за счет эпитетов, синонимов, антонимов. Дети отгадывают и сочиняют описательные загадки: «Кто это: маленький, колючий, пыхтящий, топающий, любитель молока и мышек».

Одной из важнейших задач является выбор наиболее точного слова при формулировании мысли и правильное его употребление в любом контексте. У детей формируется умение выбрать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день – горячий; жаркий спор – взволнованный), развивается понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а клубники крупные).

Необходимо работать и над уточнением понимания слов, противоположных по смыслу (что может быть глубоким? Мелким? Легким? Тяжелым?). Использование пословиц и поговорок («Март зиму кончает – весну начинает», «Вещь хорошая новая, а друг старый») закрепляет представление об антонимах, поэтому надо чаще включать их в занятия.

В старшей группе у детей развивают умение из ряда слов выбирать словообразовательную пару, например: учит, книга, ручка, учитель (слова, которые имеют общую часть). Детям предлагают задания, когда нужно образовать слово по образцу: громко – громкий или тихий – тихо. У старших дошкольников развивают умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысла слов (береза – березка – березонька); различать смысловые оттенки глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (плохой – плохонький). Это тесно связано с развитием умения догадываться о значении незнакомого слова (почему шапку называют ушанкой?).

В старшей группе вводится новый вид работы – ознакомление со словесным составом предложения. Дети подводятся к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение – из слов, слова – из слогов и звуков, то есть у детей вырабатывается осознанное отношение к речи, что является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.

С детьми седьмого года жизни уточняется правильное употребление «трудных» глаголов: одеть – надеть. При этом внимание обращается на слова антонимы: одеть – раздеть, а надеть снять. Усложняются задания и на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал – перебежал на другую сторону, забежал в дом; веселый – веселился, грустный – грустно). В образовании новых существительных обращается внимание детей на то, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа – школьник, огород – огородник) или на предмет (чай – чайник, скворец – скворечник).

В подготовительной группе закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях (у лисы – лисенок, у лошади – жеребенок) и название предметов (сахарница, но солонка).

Дети в этом возрасте учатся подбирать однокоренные слова (весна – весенний, веснушки).

Необходимо помнить, что основательное упражнение в устной речи является лучшим фундаментом и подготовкой к усвоению речи графической. «Ребенок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению» (Песталоцци).

Подготовка к обучению чтению

Основная задача работы по подготовке к обучению чтению в старшей группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

В процессе словесных игр дети учатся называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове (в начале, в середине или в конце) (фото 1).

Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «сыр» ребенок должен произнести его три раза: ссыр, сыыр, сырр.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом только произнеся слово вслух, поэтому необходимо показать им слово в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели. Дается картинка-схема звукового состава слова. На ней помещается рисунок – слово, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, в которых изображены кружочки – звуки. У каждого ребенка на столе – карточка с определенным количеством клеток, конверт с кружочками – фишками трех цветов (красный, синий, зеленый). В процессе звукового анализа ребенок будет заполнять последовательно клеточки на карточке фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема под рисунком дает возможность определить количество звуков в слове и выполняет функцию контроля. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки, их последовательность. При проведении звукового анализа, когда все клеточки будут заполнены фишками, педагог ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово; повторное «прочтение» слова по звуковой схеме осуществляется вместе с детьми.

Таким образом, при обучении звуковому анализу слова мы даем детям средства для его проведения и учим ими пользоваться: картина-схема звукового состава слова, карточки, фишки, интонационное выделение звуков в слове, «чтение» слова по звуковой схеме в соответствии с движением указки. Проведение звукового анализа слова на начальном этапе осуществляется следующим образом:

педагог предлагает детям рассмотреть картинку-схему, которую демонстрирует на доске; просит назвать слово, которое будут анализировать;

дети «измеряют» слово, делают предположение, сколько звуков в нем;

педагог произносит слово с интонационным выделением первого звука, ведя указкой по схеме и задерживая указку в первой клеточке;

дети вслед за педагогом произносят слово так же;

затем воспитатель называет первый звук так, как он слышит в слове (если слово «мак» - то М);

дети произносят звук вслед за воспитателем и кладут фишку в первую клеточку;

ведя указкой по схеме, воспитатель интонационно выделяет второй звук, задерживая указку во второй клеточке (слово произносится каждый раз полностью), называет второй звук изолированно;

дети произносят второй звук изолированно и выкладывают фишку во вторую клеточку;

так же выделяется третий звук;

когда будут выделены все звуки в слове, воспитатель предлагает детям «прочитать» слово так, как движется указка по звуковой схеме.

Сначала дети овладевают навыками звукового анализа трехзвуковых слов, потом четырехзвуковых (фото 2).

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

После того как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что этим звукам ничто «не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Звуки, которые мы произносим громко, полным голосом, называются гласными звуками – обозначим их красной фишкой.

Спустя некоторое время на последующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык.

Далее дети узнают, что у согласных звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев». Педагог учит различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. В основу методики обучения положен принцип сопоставления оппозиционных по твердости – мягкости пар: берутся для сравнения два слова (кот и кит), проводится их звуковой анализ, дети пытаются найти одинаковые звуки в этих словах. Педагог просит определить на слух, как звучит звук К в слове кот, а как в слове кит (фото 3).

Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками продолжается в процессе игр. Например, все становятся в круг. Круг – это мяч, его надувают насосом. Воспитатель предлагает детям надуть большой мяч большим насосом. Дети имитируют работу насоса, произнося: «С-с-с-с». Затем маленьким насосом надувается маленький мяч. При этом дети произносят: «Сь-сь-сь-сь».

Например, игра «Назови братца» (проводится в кругу с мячом). Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет пару звука – маленького «братца» - и бросает мяч назад. Когда дети начнут улавливать разницу по звучанию, воспитатель вводит названия твердых и мягких согласных звуков: большого братца мы будем называть твердый согласный звук, а маленького – мягкий согласный звук, твердый согласный будем обозначать синей фишкой, а мягкий – зеленой.

На занятиях по обучению грамоте в старшей группе дошкольников знакомят с предложением. Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку (первое, второе и т.д.), переставлять, добавлять или заменять слова в предложении (фото 4).

В старшей группе учат делить слова на части (слоги) с использованием различных приемов: прошагать слово, прохлопать, медленно произнести, поднеся руку к подбородку, и т.д.

В подготовительной к школе группе продолжается работа по звуковому анализу слов, детей учат вычленять и обозначать словесное ударение, проходит знакомство со всеми буквами русского алфавита, дети усваивают некоторые правила орфографии, учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции.

Таким образом, с детьми седьмого года жизни на занятиях по обучению грамоте работа продолжается по трем единицам речи: звуку, слову, предложению. Ведущей задачей остаются формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.

В подготовительной группе необходимо познакомить детей с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его фишкой на модели.

Педагог показывает детям предметные картинки, дети по очереди называют, что на них нарисовано. Произносят слово по частям, т.е. делят его на слоги, например: ры-ба, лу-на, ша-ры, ли-са, ра-ду-га, ма-ши-на.

П е д а г о г. Вы заметили, что слоги в словах звучат по-разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче. Ры-ба – вы слышите, как мой голос усиливается в начале слова - это слышится ударение.

Педагог показывает детям картинку с изображением сказочного замка.

П е д а г о г. Это сказочный замок, в котором живут принц и принцесса. А теперь выделите другой слог в слове «замок», получился «замок», который висит на двери замка. Видите, как важно правильно делать ударение в слове (фото 5).

В словесных играх можно предложить дошкольникам произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

Важно показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука делает слово бессмысленным или меняет его смысл (замок – замок, кружки – кружки).

Правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

В подготовительной к школе группе ставится задача в течение года познакомить детей со всеми буквами русского алфавита.

Буква демонстрируется (показывается) детям в виде заглавной и строчной (большой и маленькой), черного цвета. В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта (фото 6).

Важное правило, которое нужно донести до сознания детей: звуки мы говорим и слышим, а буквы читаем и пишем.

Изучение буквы предполагает восприятие и запоминание ее целостного образа. Ребенка нужно научить узнавать букву: целую, по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Умение ребенка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению.

Например, буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать» горсткой песка или крупы, высыпая тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные буквы», «лесные буквы», «макаронные буквы». Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками. Буквы можно печь из соленого теста. Готовые буквенные изделия можно повесить на «буквенное дерево». Буквы можно лепить из пластилиновых колбасок и делать из них лепные барельефы. Такие барельефы могут стать достойным украшением фамильных гербов, рыцарских щитов, сказочных замков. Можно затеять игру: предложить детям отгадать, как зовут персонажа (рыцаря, волшебника, принцессу), на дверях замка которого красуется такой герб. Педагог может взять небольшой поднос с бортиками, в который насыпается мелкий песок или манка. Дети по очереди рисуют буквы пальцами на сыпучем материале. Можно раздать детям карточки с зеркально написанными буквами, узнать которые можно, только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточках с зеркальными буквами будут написаны слова.

Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через выбор буквы из цепочки букв разной величины, цвета, материала; украшают, раскрашивают буквы, вырезают их из различных печатных источников т.п. Дети ищут образы знакомых букв в зашифрованных рисунках, что позволяет им дифференцировать схожие по изображению буквы.

 

https://detstvo-press.ru/books/pdf/978-5-89814-682-5.pdf

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×