ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Автор: Соловьева Анна Ильинична

Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение  в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

       С зачислением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.

       Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития первоклассника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста, в данном случае первоклассника, являются: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и многое другое), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.

       Образование, закладываемое в 1 классе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности навыков учиться, учиться многому, учиться серьезно и последовательно. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия как их результат.

       Особенностью содержания современного начального образования в условиях ФГОС является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

       Стандарт включает в себя требования:

1)      к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

2)      к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

3)      к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

       Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, и в первую очередь, конечно, в 1 классе, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

       Кроме основного предметного содержания ФГОС даёт определение содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации общих целей образования. В то же время такой подход позволяет предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира, который формируется у первоклассника.

       Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у первоклассников умения учиться. 

       Основными целями начального обучения математике являются:

v  Формирование системы начальных математических знаний.

v  Математическое развитие младших школьников.

v  Воспитание интереса к математике, а как следствие, к умственной деятельности.

       Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: младшие школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

       Усвоенный в 1 классе курс математики, знания и способы действий, необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

       Обучение математике в 1 классе направлено на реализацию следующих задач:

v  формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира, а именно: умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения;

v  развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

v  развитие пространственного воображения;

v  развитие математической речи;

v  формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

v  формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

v  развитие познавательных способностей;

v  воспитание стремления к расширению математических знаний;

v  формирование критичности мышления;

v  развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

       Решение названных задач обеспечит осознание учащимися 1 класса универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

       Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

       Важнейшим условием для комфортного обучения математике, соответствующего учебному темпу каждого отдельного ребёнка является создание на уроках благоприятных условий для полноценного общего интеллектуального развития каждого ученика  на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

       Математика в 1 классе должна хорошо подготовить  учащихся для дальнейшего математического образования в основной школе, это даёт учащимся владение определённым объёмом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины далее на усложняющемся уровне. Однако постановка цели – подготовка к дальнейшему обучению – не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов к обучению.

       В связи с этим в основу отбора содержания математического обучения в 1 классе положены следующие наиболее важные методические принципы:

v  анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в 1 классе;

v  возможность широкого применения изучаемого материала на практике;

v  развитие интереса к занятиям математикой.

       Главный механизм реализации ФГОС – реализация технологии учебно-методического комплекса. Это касается всех учебных предметов, но особенную роль УМК играют в математике. 

       УМК представляет систему учебных и методических пособий, нормативных документов, которые в условиях модернизации российского образования на современном этапе, реализуют цели образования по предмету, задачи развития учащихся на основе дифференциации и индивидуализации обучения, учитывая способности и интересы обучающихся. 

       УМК состоят из компонентов:

v  Основная образовательная программа образовательного учреждения.

v  Программа по предмету.

v  Учебники, тетради, пособия, справочники для школьников.

v  Методические пособия для учителя.

v  Пособия для контроля и оценки планируемых результатов обучения.

v  Электронные приложения.

       Учебно-методические комплекты по математике в 1 классе позволяют создать важные предпосылки для формирования у ребёнка, но уже школьника, универсальных учебных действий: умение работать по инструкции взрослого; умение работать по образцу; умение видеть ошибки и исправлять их с помощью взрослого; умение ориентироваться в учебной книге; умение оценить свою работу; умение работать в паре (взаимодействие); умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

       Уроки математики с использованием УМК, реализуемых по ФГОС, обеспечивают: 

1)                 разнообразие организационных форм формирования математических знаний и умений;

2)                 учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; 

3)                 обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; 

4)                 гарантированность достижения планируемых результатов;

5)                 создание основы для самостоятельного успешного усвоения учащимися 1 класса новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x