Статья Обучение взрослых игре на фортепиано.. Автор: Котельникова Людмила Владимировна

Автор: Котельникова Людмила Владимировна

Специфика обучения взрослых игре на фортепиано заключается в дифференцированном подходе к занятиям конкретного ученика, интенсивности обучения, комплексном методе преподавания.

Целью обучения является воспитание эстетического вкуса и слушательской культуры посредством развития музыкальных способностей учащихся старшего возраста и приобретения ими навыков самостоятельного музицирования.

Задачи:

-     помочь взрослым учащимся освоить основы музыкальной грамоты;

-     сформировать основные навыки игры на фортепиано;

-     обучить исполнению доступных музыкальных произведений различных направлений, стилей и жанров;

- развить способности творческого музицирования, как способа самовыражения личности.

Взрослым, ранее окончившим музыкальную школу, следует помочь подняться на более высокий уровень и освоить новые техники и стили.


Автор: Котельникова Людмила Владимировна

ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Л.В. Котельникова

преподаватель фортепиано

высшей квалификационной категории

МБУ ДО ДШИ им. А.В. Варламова,

г. Ульяновск

Фортепианное искусство занимает важное место в развитии музыкальной культуры. Интерес к музыкальному искусству повышается по мере взросления и духовного роста человека. В настоящее время многие взрослые выражают желание и заинтересованность в овладении игрой на различных инструментах, в частности – на фортепиано. Причины разные:

воплощение детской мечты

;

желание закончить прерванное ранее обучение

;

получение навыков подбора по слуху и импровизации

;

желание сыграть по нотам саундтрек из любимого фильма и разобрать ноты мирового хита

;

подготовка к поступлению в другие учебные заведения (

педучилише

, духовная семинария и др.).

Стремление взрослого человека к игре на фортепиано вызывает огромное чувство уважения. И от того, как педагог сможет ввести своего ученика в прекрасный мир музыки, зависит дальнейшее музыкальное развитие обучающегося.

Это очень ответственная задача. С одной стороны, это идеальный ученик, осознанно стремящийся к знаниям, а с другой стороны, это человек, занятый своей основной деятельностью и не имеющий возможности играть по несколько часов в день. Поэтому методика преподавания для взрослых должна отличаться от педагогических методов обучения детей. Основные знания, их закрепление взрослый должен получать непосредственно на уроках, уделяя особое внимание совершенствованию практических исполнительских навыков.

Успешное развитие обучающегося в значительной мере зависит от правильной посадки за инструментом и выработки ощущения пластичной организованности движений всей руки. «Ставить руку» взрослым практически не требуется – у взрослого человека рука уже сформирована. Единственное, что необходимо – развивать подвижность пальцев, их чувствительность и не терять чувство удобства и комфорта при игре.

Ученик старшего возраста уже в первый месяц неплохо играет двумя руками и читает по нотам, успешно проигрывает этюды, требующие согласованной работы левой и правой рук. Уже в конце первого года обучения добросовестный ученик исполняет простые произведения разных жанров.

Педагогу необходимо постоянно работать над улучшением учебного процесса, находить новые способы, новые подходы и «ключики» к своим взрослым ученикам для успешной реализации их творческого потенциала. Для этого преподавателям-практикам следует создавать различные по уровню и направлению методические разработки, пособия, репертуарные сборники в области развития важнейших практических навыков: игры по слуху, транспонирования, чтения нот с листа, игры в ансамбле, умения аккомпанировать, сочинять и т.д. Именно развитие навыков любительского музицирования и является ядром в системе общего музыкального образования, в котором объединяются профессиональная работа преподавателя с запросами учащихся старшего возраста.

Формы работы педагогов предполагают системно-деятельностный подход к обучению с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Педагог может разработать индивидуальную систему обучения с учётом специфики каждого конкретного ученика, выходя за рамки стандартной программы. Взрослым, ранее окончившим музыкальную школу, следует помочь подняться на новый уровень, развить исполнительские и импровизационные способности, помочь освоить новые техники и стили.

Преподаватель, имеющий опыт работы, уже на первых уроках достаточно точно может оценить уровень общих музыкальных способностей, в какой степени сформированы и развиты исполнительские навыки у учащихся и определить направление дальнейшего музыкального развития.

Взрослые люди приходят учиться играть на фортепиано с полным пониманием того, что конкретно им нужно от занятий, какое музыкальное направление им интересно: нужны ли им просто навыки исполнения популярных композиций по нотам или нужны более глубокие знания, которые позволят сочинять и записывать произведения самому, т.е. развиваться в качестве профессионального музыканта.

Поэтому индивидуальная программа должна быть полностью зависима от целей и пожеланий учащегося.

Если ученик хочет обучиться игре на фортепиано исключительно для музицирования, то особое внимание нужно уделять подбору по слуху мелодий и аккомпанемента, транспонированию, чтению нот с листа, освоению буквенного обозначения аккордов, развитию музыкальной памяти.

А тем, кто хочет постичь искусство джазового исполнения, необходимо изначально включать в репертуар зарубежные и отечественные джазовые «стандарты», аранжировки популярных эстрадных мелодий, музыку к кинофильмам, джазовые этюды, а в дальнейшем – изучать основы джазовой гармонии, композиции.

Репертуар взрослых учащихся должен отвечать логике усвоения и освоения материала, поэтому важно постепенно вводить в репертуар сочинения с более сложной мелодией и развитым сопровождением, в том числе пьесы полифонического склада. Взрослые учащиеся должны познакомиться со всеми видами полифонического письма (подголосочным, контрастным, имитационным) и овладеть элементарными навыками исполнения двух, а затем и трех контрастных голосов в легких полифонических произведениях различного характера.

Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатой – одной из самых важных форм музыкальной литературы. Изучение классических сонатин является подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена. Они знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения.

Также необходимо систематическое прохождение этюдов, упражнений в виде различных позиционных фигур. Позиционная игра помогает правильной постановке рук, упрощает многие аппликатурные и технические трудности, способствует освоению разнообразных приемов звукоизвлечения и, в конечном счете, повышению художественного уровня исполнения.

Со взрослыми учащимися, имеющими начальное музыкальное образование, можно начинать изучение прелюдий и фуг из ХТК И.С. Баха, проходить октавные этюды. Наряду с пьесами композиторов-классиков, романтиков и современных авторов, желательно знакомить учащихся с произведениями импрессионистов.

К специфике обучения взрослых относится комплексный подход, поэтому преподавателю необходимо уделять большое внимание анализу музыкальных произведений (мелодия, гармония, ритм), законам композиции (музыкальная форма, средства развития), а также истории развития мировой музыкальной культуры.

«Учитель игры на любом инструменте должен быть прежде всего учителем, т.е. разъяснителем и толкователем музыки. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно необходим комплексный метод преподавания, т.е. учитель должен довести до ученика не только так называемое "содержание" произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано». Г. Г. Нейгауз.

Список используемой методической литературы:

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е изд. – М., 1978.

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. –

Ростов

-на-Дону: Феникс, 2002

Ландовска

В. О музыке. Классика –

XXI

век, Кифара, 2002.

Методические записки по вопросам музыкального образования. Сост. А. Лагутин. – М., 1991.

Милич

Б. Воспитание ученика-пианиста. – Киев, 1979.

Мухина В. Возрастная психология. – М., 1998.

Наумов Л. Под знаком Нейгауза – РИФ Антиква – М., 2002

Станкин М. Психология общения. – М., 1996.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x