Обучение знаково- символическому обучению в период обучения грамоте и на уроках русского языка ☼
Автор: Коптель Людмила Анатольевна
Обучение знаково- символическому обучению в период обучения грамоте и на уроках русского языка
В начале работы, в период обучения грамоте, основное внимание я уделяла переориентировке детей со смысловой стороны речи на звуковую. Дети знакомились со звучащим словом, многообразием языковых форм; узнали, что слова могут одинаково звучать и по - разному, знакомились с протяженностью слов, овладевали способом интонационного выделения звуков в слове, выделять и определять первый и последний звуки в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. И на данном этапе работы модель является бесспорным помощником в расширении знаний детей о словах и звуках. Ребёнок соотносит определённый звук или слово с определённым графическим объектом и в дальнейшем строит графические цепочки из моделей звуков и слов. Например, гласные звуки обозначаются графическим объектом красного цвета (символические изображения «человечков», которых мы зовём «звуковичками»), твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки – зелёным цветом. Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.
Работая в период обучения грамоте (1класс) по Азбуке Нечаевой Н.В., я столкнулась с тем, что в этом учебнике мало вводится различных символов, знаков,необходимых для учеников моего класса, я решила попробовать ввести в свою работу с детьми различные виды «шифровки». Так как, дети уже в первом классе знакомятся с предметами, его признаками и действиями, не называя еще к какой части речи относим то или иное слово, мы стали использовать следующие символические знаки:
предмет (имя существительное) – мы обозначали схематически знаком «глазки», вокруг видим предметы;
признак предмета (имя прилагательное) – обозначали знаком «солнышко», осветило предметы и увидели, что они разные;
действие предмета (глагол) – обозначали знаком «идущий человечек», выполнение каких либо действий.
Работая над составом слова, я вводила в урок игру « Собери поезд», где начиная с периода обучения грамоте, использовала такую схему: главный паровозик, а потом к нему «прицепляли» значимые частички слова: приставка, суффикс, окончание. Постепенно во 2 – ом классе вагончики убирались и появлялась схема: приставка, корень, суффикс, окончание.
Используя в своей работе эту символику, я разработала различные упражнения по знаково-символическому моделированию.
o «Запиши предложение условными знаками». Для слов разных частей речи у нас придуманы свои символы. Дети составляют модель предложения по частям речи. Товарищи предлагают свой вариант расшифровки, свое предложение под данную схему или определяют подходящее из оговоренного текста. (Приложение 2).
o «Собери поезд», «Знаковый конструктор». Даны условные знаки по темам «Состав слова», «Члены предложения», «Части речи». Дети конструируют схемы предложенных языковых единиц. (Приложение2).
o «Кодировщик». Играют два человека с помощью придуманных ими самими пиктограмм. Второй восстанавливает информацию по предложенным пиктограммам. Должно обязательно быть сопоставление общепринятых схем со словами второго игрока.
Далее, работая во 2 и 3-м классах по учебнику «Русский язык» Н.В.Нечаевой, анализ которого я сделала и привела в таблице (Приложение 3), я пришла к выводу, что этот учебник мало оснащен упражнениями, которые обучают знаково – символическому моделированию. Поэтому, я решила продолжить начатую работу в период обучения грамоте и усложнила работу «шифровщика». Стала подводить схематическое изображение к общепринятым обозначениям.
Созданные во 2 – ом классе на уроках модели, фиксируются в особых блокнотах, которые называются «Тетрадь открытий». После того как модель создана, т.е. теоретическое понятие зафиксировано в знаковой форме, даётся словесное определение понятия и конструируется способ действий.
Как показывает практика, рукописная «Тетрадь открытий», созданная трудом самих учеников, является порой более удобным учебным пособием, чем академические справочники и словари, поскольку содержит результаты собственной деятельности. В 3 – ем классе мы продолжаем работу в этих тетрадях и планируем работать в них до конца 4 – го класса. Я считаю, что эта тетрадь будет детям незаменимым помощником и в последующих классах.
Для отработки действия моделирования организую деятельность учащихся, выбираю задания с последовательным переходом от материальных (предметных) форм к схемам и далее символам и знакам.
Овладение учащимися знаково-символическим моделированием на ступени основной школы становится действенным инструментом развития у них функциональной грамотности и последующих уровней образованности. (Приложение4)
Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.
Использую разнообразные формы рефлексии: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение и различные варианты игровой рефлексии. Привожу один из примеров рефлексии, которую использую и больше всего нравится моим ученикам. В данной форме дети более подробно могут раскрыть себя, эта форма мне помогает найти минусы и плюсы в работе. (Приложение 5)
Заключение
Итак, мы делаем вывод.Овладение знаково- символическим моделированием очень важно в свете требований ФГОС НОО. Знаково- символическое моделирование подразделяется на такие виды: замещение, кодирование, схематизация,моделирование.
На уроках очень важно построить работу по формированию всех видов знаково- символического моделирования. Это мы делаем с помощью различных приемов. Диагностика помогает определить пути дальнейшего развития, выделения и решения проблем.
Приложение
Итоги анкетирования «Я и школа» (Приложение 1 )
№ |
Вопросы |
2009-2010уч.год |
2010-2011уч.год |
1. |
Нравится учиться |
88 % |
92% |
2. |
Когда как |
12,5% |
8% |
3. |
Не нравится |
- |
- |
4. |
Мой любимый предмет: -русский язык
|
68%
|
79%
|
Запиши предложение знаками ( Приложение 2)
Придумай предложение по данной схеме:
Глаза человечек солнышко глаза.
Например: Девочка взяла красивый мяч.
«Собери поезд»:
Анализ учебника «Русский язык» Н.В. Нечаевой (Приложение 3)
Виды заданий по знаково-символическому моделированию. |
Страница и № упражнения |
Какое умение формирует |
Правильно ли составлена схема к предложению |
Упр.15, стр.9 |
Умение декодировать информацию. |
Найди слова по их схемам. |
Упр. 67, стр. 38 |
Умение кодировать информацию |
Выпиши слова к схеме. |
Упр.68, стр. 39 Упр.95, стр. 49
|
Умение кодировать информацию |
Какими грамматическими признаками обладают слова, соответствующие данной схеме. |
Упр. 120, стр. 60 |
Умение извлекать информацию из модели. |
Группируй слова по схемам. |
Упр. 143, стр. 71 |
Классификация по схемам. |
Найди предложение по схеме однородных членов. |
Упр. 563, стр. 147, часть 2. |
|
Диагностика уровня сформированности УУД «знаково-символического моделирования» (Приложение 4)
|
2009-2010 Справились |
2009-2010 Не справились |
2010-2011 Справились |
2010-2011 Не справились |
Умение кодировать информацию |
24, 4% |
75,6% |
81,8% |
18,2% |
Умение извлекать информацию из схемы или модели |
18,2% |
81,8% |
86,4% |
13,6% |
Результаты диагностики показывают, что с каждым годом умение кодировать и извлекать информацию у учащихся возрастает.
Рефлексия (Приложение 5)
Плюс, минус, интересно. Это упражнение придумал доктор медицинских наук, доктор философии Эдвард де Боно.
ПЛЮС |
МИНУС |
ИНТЕРЕСНО |
Что понравилось |
Что не понравилось, что показалось скучным, непонятным |
Вписываются все любопытные факты, о которых учащиеся узнали, что бы хотелось еще узнать |
В первом классе мои ученики сами придумали такой способ рефлексии и до сих пор некоторые из детей им пользуются: схематически обозначаем знаком «солнышко» - все здорово,замечательно! Если «солнышко» зашло за тучку, то что то не так, надо над чем то еще поработать на следующем уроке.