Статья Очерк,эссе, рецензия. Урок в 9 классе. Автор: Фроленко Ирина Петровна

Автор: Фроленко Ирина Петровна
урок русского языка по теме "Очерк,эссе,рецензия2 Материал предназначен для урока в 9 классе


Автор: Фроленко Ирина Петровна
ОЧЕРК. ЭССЕ. РЕЦЕНЗИЯ 9 класс
Цели:знакомить с особенностями публицистических жанров; развивать умения работать с текстом, совершенствоватьнавыки создания собственного текста в заданном стиле.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Эссе(нескл., ср. р., от франц.essai– буквально опыт) – это разновидность очерка: научного, исторического, критического, публицистического характера. Однако в отличие от обычного очерка, где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя,в эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе.
В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В этом прелесть и трудность жанра. Эссе можно назвать прозаическим этюдом, отличающимся свободной, индивидуально-авторской трактовкой темы и отточенностью формы.
Чаще всегоэссе по форме представляет собой рассуждение-размышление.В этом случае в нем активно используются такие речевые приемы, как вопросно-ответная форма изложения, цепь вопросов, именительный представления, параллельный способ связи предложений, ряды однородных членов, расчленение предложения; субъективный характер изложения подчеркивается частым использованием вводных слов.
Отзыв– речевое произведение, основанное на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
Отзыв – вторичный текст, передающий впечатление пишущего о книге(спектакле, фильме и др.), мнение о сюжете и героях произведения(без детального разбора).
В зависимости от целей, которые ставит перед собой автор отзыва, различаются их виды. Поделиться своими впечатлениями о литературном произведении и обосновать свое мнение о нем можно вписьме. Информировать читателя о книге можно взаметке.Повлиять на чувства, мысли, поведения читателей лучше всего можно в том случае, если написать отзыв в видеобращения.
Рецензия(от лат.recensio– рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги.(Толковый словарь русского языка.)
В рецензии на книжное издание обычно даются его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения. (Литературный энциклопедический словарь.)
Рецензия:
содержит данные об авторе и его произведении;
дает анализ произведения, указывает на его общественную значимость;
оценивает речевое произведение, мастерство писателя;
представляет собой единство аналитической мысли и глубокой внутренней убежденности критика;
сочетает концептуальные и эстетические критерии оценки.
Любой человек, пишущий рецензию, должен придерживаться определенныхэтических правил:
1. Работа рецензента требует большого труда и серьезной подготовки: необходимо освежить свои знания по теме, вникнуть в суть излагаемого материала, обратить внимание на все стороны сообщения.
2. По ходу чтения рецензенту следует делать краткие замечания, которые помогут восстановить в памяти подробности исходного текста.
3. Проверить все цифры, даты, имена, приведенные автором.
4. Рецензия должна быть деловой, конкретной, доброжелательной.
5. Неэтично навязывать автору рецензируемой работы свои вкусы.
6. Мнение рецензента не должно зависеть от личных отношений.
7. Рецензент – не ревизор, получивший задание осуществить внезапную проверку, и не судья, выносящий приговор. В рецензии должна быть выражена позиция ее автора. Авторитет рецензента определяется его компетентностью и доброжелательностью. Поэтому категоричность замечаний(если они даже правильны по существу), нежелание выслушать автора недопустимы.
8. После чтения рецензент должен побеседовать с автором, кратко сообщить ему свой отзыв о сочинении.
В рецензии обычно дается анализ произведения, высказывается и обосновывается его оценка. Всё это требует от автора рецензии хорошего знания предмета, того, о чем он пишет, – литературы, театра, кино. Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер, настроение. Врецензии обычно отмечаются художественные особенности произведения(сочинения, спектакля, фильма), его построения, авторского языка.
В рецензии используют публицистический или научный стиль речи.Это зависит от цели, ради которой пишется рецензия. Если цель рецензирования состоит в том, чтобы привлечь внимание читателей (или зрителей) к произведению, заинтересовать их, то обычно выбирают публицистический стиль. Если же перед рецензентом стоит иная задача – помочь читателю понять книгу или спектакль, помочь автору усовершенствовать сочинение, то рецензия пишется в научном стиле.
По типу речи рецензия, как правило, бываетрассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме. Содержаниерецензиисоставляетанализ произведения; содержаниеотзыва–общая оценка произведения; содержаниеэссе–впечатления и раздумья его автора, вызванные восприятием произведения.
Более жесткие требования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе она пишется по определенному плану, в ней обычно используется книжная, часто научная речь, сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии.
Как строится научная рецензия.
ПАМЯТКА
Рецензия строится по определенному плану. В роли опорных конструкций в ней употребляются специальные обороты речи(клише), которые обеспечивают связность и логичность, свойственные научной речи.
Содержание (план)
Клише
1. Вступление.
Чему посвящено произведение.
…посвящено
рассмотрению вопроса…
решению вопроса…
проблеме…
…написано
на актуальную тему
…затрагивается тема (вопрос)
Исходные данные об авторе
произведения.
Какова цель автора, какие задачи им ставятся.
Цель автора –
Автор ставит задачу:
описать…
обосновать…
раскрыть…
уточнить…
2. Центральная часть.
Каково основное содержание произведения;
В центре внимания (находятся)…
Главные усилия направлены…
основные проблемы…
Автор ставит и решает,
по существу, одну задачу…
…отмечает (что?)
…описывает (что?)
…касается (чего?)
…обращает внимание (на что?)
…напоминает (о чем?)
…анализирует (что?)
Что удалось автору.
Постараемся теперь объяснить…
Далее подчеркнем…
Необходимо остановиться на…
Особо хочется выделить…
Приведем пример…
Наконец, можно еще отметить…
Достоинством…является…
Есть ли недостатки, в чем они заключаются
К сожалению, работа не лишена
недостатков…
К существенным недостаткам,
на наш взгляд, относятся…
3.Заключение.
Работа завершается…
В заключение отметим…
Слова-синонимы, которые можно использовать в рецензии:
Рассказывать– описывать, показывать, изображать, рисовать, знакомить с …, вводить в …
Понравиться– произвести большое впечатление, глубоко взволновать, привлечь внимание, запомниться, запасть в память.
Интересный– увлекательный, занимательный, занятный, замечательный, любопытный.
Исключительный– необыкновенный, выдающийся, редкий, редкостный, недюжинный, незаурядный.
Выделить– особо отметить, подчеркнуть.
материал для анализа ответа; вторые воспроизводят ход ответа,
Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся Проверь себя:работа над сочинением по исходному тексту на примере статьи Д. Гранина О милосердии
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x