Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Однородные члены предложения" | Шикова Ольга Николаевна. Работа №240461

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шикова Ольга Николаевна
Урок русского языка в 4 классе по УМК "Планета знаний"

Урок русского языка в 4 классе по УМК «Планета знаний»

Тема: Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Педагогическая цель: создать условия для развития умения распознавать в предложении однородные члены, на слух и зрительно определять, как связаны однородные члены предложения, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.

Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.

Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.

Личностные:
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

Коммуникативные:

Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Тип урока: урок отработки умений

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, интерактивная доска, интерактивные задания из «Электронного приложения к учебнику «Русский язык». 4 класс. Л. Я. Желтовской,О. Б. Калининой», «ромашка» вопросов, карточки с текстами для работы в группах и парах (Приложение к уроку).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Сценарий урока

1.Организационный момент.

(Слайд №1) (Учащиеся читают хором слова со слайда)

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.
Будем думать, размышлять,
Будем грамотно писать.

2. Мотивация. Самоопределение к деятельности.

- Давайте еще раз поздороваемся, скажем друг другу: «Здравствуйте!».

- Скажите, когда мы здороваемся с людьми, что мы желаем им? (Ответы учащихся)

- Продолжите: Мы желаем….(здоровья, счастья, мира, тепла, доброты, успехов, любви).

- Что можете сказать про это предложение? (Есть однородные члены)

- Прочитайте тему урока. (Слайд № 2)

(Тема урока: Однородные члены предложения)

3.Постановка цели и задач урока.

- Cформулируйте задачи урока.

- Что надо знать? (Признаки однородных членов предложения)

- Что надо уметь? (Находить однородные члены предложения, расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи однородные члены)

(Слайд №3)

(Вспомнить, как могут быть связаны однородные члены предложения, поупражняться в постановке запятых в предложениях с однородными членами предложения.)

4. Актуализация знаний.

1) - Давайте повторим все, что мы знаем об однородных членах предложения.

- У вас есть «Ромашка», ответьте на вопросы (в группах) (Приложение к уроку № 1).

- От каждой группы отвечает один ученик на один из вопросов:

1. Однородные члены предложения — это... Продолжите определение и перечислите признаки однородных членов предложения. (Слайд № 4)

(Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления.)

2. Какие члены предложения могут являться однородными? (Слайд № 5)

(Как главные так и второстепенные (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.)

3. Какие способы связи существуют между однородными членами предложения?

- Бессоюзная связь и союзная связь.

4. Какие союзы могут связывать однородные члены предложения?

(Союзы: а, и, а, но, или, да, либо и т. д.)

5.Знаки препинания при однородных членах. (Слайд № 6)

6. Чем отличается предложение с однородными членами от сложного предложения? (Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые отделяются запятыми, в предложениях с однородными членами грамматическая основа одна.

В сложном предложении имеется бессоюзная, сочинительная или подчинительная связь.)

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

2) - Прочитайте стихотворение М. Исаковского (Слайд №7)

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
(Михаил Исаковский)

-  Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Ветер, обычный ветер, подобен молодому  юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему  нужно двигаться, играть, лететь на  молодых крыльях.)

- Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы (Приложение к уроку № 2).  Я предлагаю вам обсудить в группах.

- Давайте проверим,   правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.

- Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)

- Какую  грамматическую  основу предложения вы выписали?  (Слайд № 8)

- Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? (7 сказуемых при одном подлежащем)

- На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? (Что сделал? Это глаголы прошедшего времени, единственного числа, мужского рода)

- С какой интонацией они читаются? (Интонацией перечисления)

- Как называются подобные члены предложения? (Однородные члены предложения)

Работа в парах. (У учащихся на партах карточки - приложение к уроку № 3)

(Слайд № 9)

- Прочитайте предложения.

- Как можно перестроить предложения, чтобы избежать неоправданных повторов? (Составить предложение с однородными членами)

(Учащиеся работают в парах - устно составляют предложение)

 

Ветер-ветер-ветерок к нам зашел на огонёк.

Ветер-ветер-ветерок посидел.

Ветер-ветер-ветерок попил чайку.

Ветер-ветер-ветерок причесал вихор сынку.

Ветер-ветер-ветерок в самоваре погудел.

Ветер-ветер-ветерок куда-то улетел.

Проверка:

1 вариант ответа: Ветер-ветер-ветерок к нам зашел на огонёк, посидел, попил чайку, причесал вихор сынку, в самоваре погудел, куда-то улетел.

2 вариант ответа: Ветер-ветер-ветерок к нам зашел на огонёк, посидел, попил чайку, причесал вихор сынку, в самоваре погудел и куда-то улетел. (Слайд №10)

- Чем отличаются эти два составленных предложения? (Связью однородных членов предложения: 1вариант ответа - бессоюзная связь, 2 вариант ответа - бессоюзная и при помощи союза И)

- Это стихотворение Л. Эдельберга дано в учебнике: упражнение 239 с.106.

(Учащиеся отвечают на вопросы упражнения, составляют схемы предложений, 1 ученик работает на интерактивной доске.)

- Назовите однородные члены предложения. ( Зашел, посидел, попил,

причесал, погудел, улетел)

- Определите, какими членами предложения они являются? (Сказуемыми)

- Как связаны однородные члены предложения? (Союзом И, без союза нтонацией перечисления)

- Где нужно поставить запятые?

- Составьте схему однородных членов предложения. (Проверка проводится на интерактивной доске)

5. Закрепление в знакомой ситуации (типовые).

Самостоятельная работа

- Упражнение 242 с. 107. Прочитайте предложения, запишите их, раскрывая скобки.

- Объясните постановку запятых. (3 ученика работают на интерактивной доске, затем проводится проверка)

6.Физминутка.

Учащиеся встают с места, расходятся по классу, по сигналу образуют пары, составляют предложения с однородными членами, говорят друг другу, по сигналу образуют другую пару.

Садятся на свои места, в группе выбирают и записывают лучшее предложение. Каждая группа зачитывает предложение, выбирается лучшее предложение. Все учащиеся записывают предложение, составляют схему.

7. Закрепление знаний в измененной ситуации (конструктивные).

Самостоятельная работа в парах.

- Ребята, сейчас мы поработаем в парах. (На партах у учащихся - приложение к уроку № 4)

(Слайд № 11)

- Обсудите, пожалуйста, в парах, какие ошибки есть в предложениях. Необходимо списать предложения, правильно расставляя знаки препинания. Найти однородные члены и подчеркнуть их. Потом мы прокомментируем ваши записи.

- Ветер по морю гуляет, да кораблик подгоняет.

- Птицы живут в лесах, в полях на болотах.

- Листья осины не желтеют а, краснеют.

- Мы хотели пойти на речку да раздумали.

- Давайте проверим (устное комментирование с места).

(Ветер по морю гуляет да кораблик подгоняет. (лишняя запятая)

Птицы живут в лесах, в полях, на болотах. (забыл поставить запятую)

Листья осины не желтеют ,а краснеют. (запятая ставится не после союза, а перед ним)

Мы хотели пойти на речку, да раздумали. (перед да ставим запятую, да=но)

8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Слайд № 12

- Составьте текст, озаглавьте, расставьте знаки препинания. Поработайте в группах. (Приложение к уроку № 5)

Так и прошла зима. Мы кормили его молоком супом хлебом. А весной мы оставили ежа в роще под деревом. Всю зиму у нас в доме жил ёж. Наестся ёж свернётся в клубочек за печкой и спит.

- Проверяем выполнение задания. (Слайд № 13)

Ёжик.

Всю зиму у нас в доме жил ёж. Мы кормили его молоком, супом, хлебом. Наестся ёж, свернётся в клубочек за печкой и спит. Так и прошла зима. А весной мы оставили ежа в роще под деревом.

- Дополните текст предложением с однородными членами по схеме упражнения 255 С.111.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Дополнить предложения однородными членами предложения:

упражнение 254 с. 111 (Слайд № 14)

10. Подведение итогов урока.

- Наш урок подошёл к концу.

- Какие задачи мы поставили в начале урока? (Что надо знать? Признаки однородных членов предложения)

- Что надо уметь? (Находить однородные члены предложения, расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи)

- Что знаем?

- Что умеем? (Слайд № 15)

11. Рефлексия (Слайд № 16)

- Оцените работу группы, класса на уроке. (Устная словесная оценка)

Я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
Я могу себя похвалить…
Я могу похвалить одноклассников…
Меня удивило
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из цветов: зелёный, красный, жёлтый. Нарисуйте на полях в тетради желтый смайлик, если на уроке вы работали хорошо, зеленый - могли бы работать лучше, красный - работать не хотелось, было тяжело.

(Слайд № 17) – Спасибо за урок!

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×