"Однородные члены предложения" | Шикова Ольга Николаевна. Работа №240461
Автор: Шикова Ольга Николаевна
Урок русского языка в 4 классе по УМК "Планета знаний"
Урок русского языка в 4 классе по УМК «Планета знаний»
Тема: Однородные члены предложения и знаки препинания при них.
Педагогическая цель: создать условия для развития умения распознавать в предложении однородные члены, на слух и зрительно определять, как связаны однородные члены предложения, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Планируемые результаты:
Предметные:
Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.
Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.
Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.
Личностные:
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Коммуникативные:
Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Тип урока: урок отработки умений
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, интерактивная доска, интерактивные задания из «Электронного приложения к учебнику «Русский язык». 4 класс. Л. Я. Желтовской,О. Б. Калининой», «ромашка» вопросов, карточки с текстами для работы в группах и парах (Приложение к уроку).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Сценарий урока
1.Организационный момент.
(Слайд №1) (Учащиеся читают хором слова со слайда)
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Будем думать, размышлять,
Будем грамотно писать.
2. Мотивация. Самоопределение к деятельности.
- Давайте еще раз поздороваемся, скажем друг другу: «Здравствуйте!».
- Скажите, когда мы здороваемся с людьми, что мы желаем им? (Ответы учащихся)
- Продолжите: Мы желаем….(здоровья, счастья, мира, тепла, доброты, успехов, любви).
- Что можете сказать про это предложение? (Есть однородные члены)
- Прочитайте тему урока. (Слайд № 2)
(Тема урока: Однородные члены предложения)
3.Постановка цели и задач урока.
- Cформулируйте задачи урока.
- Что надо знать? (Признаки однородных членов предложения)
- Что надо уметь? (Находить однородные члены предложения, расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи однородные члены)
(Слайд №3)
(Вспомнить, как могут быть связаны однородные члены предложения, поупражняться в постановке запятых в предложениях с однородными членами предложения.)
4. Актуализация знаний.
1) - Давайте повторим все, что мы знаем об однородных членах предложения.
- У вас есть «Ромашка», ответьте на вопросы (в группах) (Приложение к уроку № 1).
- От каждой группы отвечает один ученик на один из вопросов:
1. Однородные члены предложения — это... Продолжите определение и перечислите признаки однородных членов предложения. (Слайд № 4)
(Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления.)
2. Какие члены предложения могут являться однородными? (Слайд № 5)
(Как главные так и второстепенные (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.)
3. Какие способы связи существуют между однородными членами предложения?
- Бессоюзная связь и союзная связь.
4. Какие союзы могут связывать однородные члены предложения?
(Союзы: а, и, а, но, или, да, либо и т. д.)
5.Знаки препинания при однородных членах. (Слайд № 6)
6. Чем отличается предложение с однородными членами от сложного предложения? (Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые отделяются запятыми, в предложениях с однородными членами грамматическая основа одна.
В сложном предложении имеется бессоюзная, сочинительная или подчинительная связь.)
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
2) - Прочитайте стихотворение М. Исаковского (Слайд №7)
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
(Михаил Исаковский)
- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях.)
- Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы (Приложение к уроку № 2). Я предлагаю вам обсудить в группах.
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.
- Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)
- Какую грамматическую основу предложения вы выписали? (Слайд № 8)
- Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? (7 сказуемых при одном подлежащем)
- На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? (Что сделал? Это глаголы прошедшего времени, единственного числа, мужского рода)
- С какой интонацией они читаются? (Интонацией перечисления)
- Как называются подобные члены предложения? (Однородные члены предложения)
Работа в парах. (У учащихся на партах карточки - приложение к уроку № 3)
(Слайд № 9)
- Прочитайте предложения.
- Как можно перестроить предложения, чтобы избежать неоправданных повторов? (Составить предложение с однородными членами)
(Учащиеся работают в парах - устно составляют предложение)
Ветер-ветер-ветерок к нам зашел на огонёк.
Ветер-ветер-ветерок посидел.
Ветер-ветер-ветерок попил чайку.
Ветер-ветер-ветерок причесал вихор сынку.
Ветер-ветер-ветерок в самоваре погудел.
Ветер-ветер-ветерок куда-то улетел.
Проверка:
1 вариант ответа: Ветер-ветер-ветерок к нам зашел на огонёк, посидел, попил чайку, причесал вихор сынку, в самоваре погудел, куда-то улетел.
2 вариант ответа: Ветер-ветер-ветерок к нам зашел на огонёк, посидел, попил чайку, причесал вихор сынку, в самоваре погудел и куда-то улетел. (Слайд №10)
- Чем отличаются эти два составленных предложения? (Связью однородных членов предложения: 1вариант ответа - бессоюзная связь, 2 вариант ответа - бессоюзная и при помощи союза И)
- Это стихотворение Л. Эдельберга дано в учебнике: упражнение 239 с.106.
(Учащиеся отвечают на вопросы упражнения, составляют схемы предложений, 1 ученик работает на интерактивной доске.)
- Назовите однородные члены предложения. ( Зашел, посидел, попил,
причесал, погудел, улетел)
- Определите, какими членами предложения они являются? (Сказуемыми)
- Как связаны однородные члены предложения? (Союзом И, без союза -интонацией перечисления)
- Где нужно поставить запятые?
- Составьте схему однородных членов предложения. (Проверка проводится на интерактивной доске)
5. Закрепление в знакомой ситуации (типовые).
Самостоятельная работа
- Упражнение 242 с. 107. Прочитайте предложения, запишите их, раскрывая скобки.
- Объясните постановку запятых. (3 ученика работают на интерактивной доске, затем проводится проверка)
6.Физминутка.
Учащиеся встают с места, расходятся по классу, по сигналу образуют пары, составляют предложения с однородными членами, говорят друг другу, по сигналу образуют другую пару.
Садятся на свои места, в группе выбирают и записывают лучшее предложение. Каждая группа зачитывает предложение, выбирается лучшее предложение. Все учащиеся записывают предложение, составляют схему.
7. Закрепление знаний в измененной ситуации (конструктивные).
Самостоятельная работа в парах.
- Ребята, сейчас мы поработаем в парах. (На партах у учащихся - приложение к уроку № 4)
(Слайд № 11)
- Обсудите, пожалуйста, в парах, какие ошибки есть в предложениях. Необходимо списать предложения, правильно расставляя знаки препинания. Найти однородные члены и подчеркнуть их. Потом мы прокомментируем ваши записи.
- Ветер по морю гуляет, да кораблик подгоняет.
- Птицы живут в лесах, в полях на болотах.
- Листья осины не желтеют а, краснеют.
- Мы хотели пойти на речку да раздумали.
- Давайте проверим (устное комментирование с места).
(Ветер по морю гуляет да кораблик подгоняет. (лишняя запятая)
Птицы живут в лесах, в полях, на болотах. (забыл поставить запятую)
Листья осины не желтеют ,а краснеют. (запятая ставится не после союза, а перед ним)
Мы хотели пойти на речку, да раздумали. (перед да ставим запятую, да=но)
8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
Слайд № 12
- Составьте текст, озаглавьте, расставьте знаки препинания. Поработайте в группах. (Приложение к уроку № 5)
Так и прошла зима. Мы кормили его молоком супом хлебом. А весной мы оставили ежа в роще под деревом. Всю зиму у нас в доме жил ёж. Наестся ёж свернётся в клубочек за печкой и спит.
- Проверяем выполнение задания. (Слайд № 13)
Ёжик.
Всю зиму у нас в доме жил ёж. Мы кормили его молоком, супом, хлебом. Наестся ёж, свернётся в клубочек за печкой и спит. Так и прошла зима. А весной мы оставили ежа в роще под деревом.
- Дополните текст предложением с однородными членами по схеме упражнения 255 С.111.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Дополнить предложения однородными членами предложения:
упражнение 254 с. 111 (Слайд № 14)
10. Подведение итогов урока.
- Наш урок подошёл к концу.
- Какие задачи мы поставили в начале урока? (Что надо знать? Признаки однородных членов предложения)
- Что надо уметь? (Находить однородные члены предложения, расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи)
- Что знаем?
- Что умеем? (Слайд № 15)
11. Рефлексия (Слайд № 16)
- Оцените работу группы, класса на уроке. (Устная словесная оценка)
Я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
Я могу себя похвалить…
Я могу похвалить одноклассников…
Меня удивило…
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из цветов: зелёный, красный, жёлтый. Нарисуйте на полях в тетради желтый смайлик, если на уроке вы работали хорошо, зеленый - могли бы работать лучше, красный - работать не хотелось, было тяжело.
(Слайд № 17) – Спасибо за урок!