Офтальмотренаж, или гимнастика для глаз. ☼
Автор: Локтионова Татьяна Викторовна
Занятия для ребёнка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками. Ведь 90% всей информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Не секрет, что находясь дома, дети много времени проводят перед телевизором или компьютером. И это при том, что одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. При таких нагрузках формируется аномальный зрительно – двигательный стереотип, приводящий в будущем к близорукости. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает сначала функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т. е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с книгой, тетрадью) и теряет способность к чёткому видению отдалённых предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора и общепринятыми технологиями образовательного процесса, способствует массовому возникновению зрительных расстройств. В этой связи особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые целесообразно включать в учебно - воспитательный процесс.
Гимнастика полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушения зрения. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования, я в работе с детьми использую специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж, т.е. специальную систему зрительно – двигательных проекций. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям, например: использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами (на листе ватмана изображаются цветные фигуры (овал, спираль, восьмёрка), стрелочками показана траектория движения, по которой должен двигаться взгляд.) Этот плакат вешается в любом удобном месте. По моей просьбе дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. Чтобы придать этому упражнению игровой характер можно на кончик указки прилепить бабочку и вместе с ней «отправится в путешествие». Кроме этого мы с детьми ежедневно выполняем комплекс гимнастики для глаз, снимающий напряжение и совершенствующий сложные движения глаз.
Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнуться,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(посмотреть вверх, вниз, влево, вправо; голова остаётся неподвижной. Упражнение снимает напряжение)
Во вторник часики – глаза
Отводят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
(посмотреть влево, вправо; голова остаётся неподвижной. Упражнение снимает глазное напряжение)
В среду в жмурки мы играем,
Плотно глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Время глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем.
(плотно закрыть глаза, досчитать до пяти, затем открыть глаза. Упражнение снимает глазное напряжение)
А в четверг мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали –
Глазки рассмотреть должны.
(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25 – 30 см.от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку и смотреть вдаль. Упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию)
В пятницу мы не зевали,
Глаза по кругу побежали.
Остановка! Им опять
В другую сторону бежать.
(смотреть вверх, вправо, вниз, влево и вверх и в обратном порядке: влево, вниз, вправо, вниз. Упражнение совершенствует сложные движения глаз)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол, и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Свежим воздухом дышать.
(закрыть глаза, массировать веки круговыми движениями пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз; нижнее веко – от наружного края к носу, затем наоборот. Упражнение расслабляет мышцы, улучшает кровообращение)
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя.
Этот комплекс очень нравится детям, так как проводится в стихотворной форме, кроме этого с его помощью мы закрепляем последовательность дней недели.
Помимо этого комплекса мы выполняем упражнения, укрепляющие мышцы глаз.
Упражнения, укрепляющие мышцы глаз.
1. Посмотреть на кончик носа, затем на какую – нибудь отдалённую точку.
(повторить 5 раз, затем закрыть глаза)
2. Продолжительное время, смотреть на предмет, не мигая. Не смотреть на предмет в целом, рассматривать его детали.
3. Зажмуриться и сильно сжать веки, после этого сделать несколько быстрых мигательных движений.
(повторить 3 раза, затем закрыть глаза)
«Филин» На счёт 1 – 4 закрыть глаза, на счёт 5 – 6 широко открыть глаза и посмотреть вдаль (4 – 5 раз).
«Жмурки» На доске стоят маленькие игрушки или цветные фишки. Дети зажмуриваются на счёт 1 – 4. За это время ведущий изменяет расположение предметов на доске. Открыв глаза, дети пытаются определить произошедшие изменения (4 – 5 раз)
Упражнение, расслабляющее мышцы глаз.
«Метёлки» Дети часто моргают, не напрягая глаза, на счёт 1 – 5 (4 – 5 раз). Можно сопровождать моргание проговариванием текста:
Вы, метёлки, усталость сметите,
Глазки нам хорошо освежите.
Такие упражнения мы с детьми повторяем несколько раз в течение дня, перед длительной работой и после неё. Времени затрачивается немного, от 3 до 5 минут, а польза таких упражнений огромная. Цель моей работы – вооружить детей багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать в них культуру здоровья.