Офтальмотренаж, или гимнастика для глаз.

Автор: Локтионова Татьяна Викторовна

    Занятия для ребёнка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками. Ведь 90% всей информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.

   Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.  Не секрет, что находясь дома, дети  много времени проводят перед телевизором или компьютером. И это при том,  что одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки.  При таких нагрузках формируется аномальный зрительно – двигательный стереотип, приводящий в будущем к близорукости. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает сначала функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т. е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с книгой, тетрадью) и теряет способность к чёткому видению отдалённых предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора и общепринятыми технологиями образовательного процесса, способствует массовому возникновению зрительных расстройств.  В этой связи особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые целесообразно включать в учебно - воспитательный процесс.

  Гимнастика полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушения зрения. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования, я в работе с детьми  использую специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж,  т.е. специальную систему  зрительно – двигательных проекций. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям, например: использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами (на листе ватмана изображаются   цветные фигуры (овал, спираль, восьмёрка), стрелочками показана траектория движения, по которой должен двигаться взгляд.) Этот плакат вешается в любом удобном месте. По моей просьбе дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. Чтобы придать этому упражнению игровой характер можно на кончик указки прилепить бабочку и вместе с ней «отправится в путешествие». Кроме этого мы с детьми ежедневно выполняем комплекс гимнастики для глаз, снимающий напряжение и совершенствующий сложные движения глаз.

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнуться,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(посмотреть вверх, вниз, влево, вправо; голова остаётся неподвижной. Упражнение снимает напряжение)

Во вторник часики – глаза

Отводят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

(посмотреть влево, вправо; голова остаётся неподвижной. Упражнение снимает глазное напряжение)

В среду в жмурки мы играем,

 Плотно глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Время глазки открывать.

Жмуримся и открываем,

Так игру мы продолжаем.

(плотно закрыть глаза, досчитать до пяти, затем открыть глаза. Упражнение снимает глазное напряжение)

А в четверг мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали –

Глазки рассмотреть должны.

(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25 – 30 см.от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку и смотреть вдаль. Упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует  их координацию)

В пятницу мы не зевали,

Глаза по кругу побежали.

Остановка! Им опять

В другую сторону бежать.

(смотреть вверх, вправо, вниз, влево и  вверх и в обратном порядке: влево, вниз, вправо, вниз. Упражнение совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(посмотреть в верхний правый угол окна, затем в  нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол, и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Свежим воздухом дышать.

(закрыть глаза, массировать  веки круговыми движениями пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз; нижнее веко – от наружного края к носу, затем наоборот. Упражнение расслабляет мышцы, улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя.

  Этот комплекс очень нравится детям, так как проводится в стихотворной форме, кроме этого с его помощью мы закрепляем  последовательность дней недели.

   Помимо этого комплекса мы выполняем упражнения, укрепляющие мышцы глаз.

 

Упражнения, укрепляющие мышцы глаз.

1.     Посмотреть на кончик носа, затем на какую – нибудь отдалённую точку.

(повторить 5 раз, затем закрыть глаза)

2.     Продолжительное время, смотреть на предмет, не мигая. Не смотреть на предмет в целом, рассматривать его детали.

3.     Зажмуриться и сильно сжать веки, после этого  сделать несколько быстрых мигательных движений.

(повторить 3 раза, затем закрыть глаза)

«Филин»   На счёт 1 – 4 закрыть глаза, на счёт 5 – 6 широко открыть глаза и посмотреть вдаль (4 – 5 раз).

 «Жмурки»   На доске стоят маленькие игрушки или цветные фишки. Дети зажмуриваются на счёт 1 – 4. За это время ведущий изменяет расположение предметов на доске. Открыв глаза, дети пытаются определить произошедшие изменения (4 – 5 раз)

 

Упражнение, расслабляющее мышцы глаз.

«Метёлки»   Дети часто моргают, не напрягая глаза, на счёт 1 – 5 (4 – 5 раз). Можно сопровождать моргание проговариванием текста:

Вы, метёлки, усталость сметите,                                                                                        

Глазки нам хорошо освежите.

 

  Такие упражнения мы с детьми повторяем несколько раз в течение дня,  перед длительной работой и после неё. Времени затрачивается немного, от 3  до 5 минут, а польза таких упражнений огромная. Цель моей работы – вооружить детей багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать в них культуру здоровья. 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x