Окружающий мир | Падолочная Елена Александровна. Работа №206182
Автор: Падолочная Елена Александровна
Урок 1 класс Окружающий мир
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Урок № 25 Окружающий мир 1 класс
Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Цель урока: познакомить с источниками воды в природе и в быту, с процессами загрязнения и очистки воды
Задачи урока: систематизировать знания детей о воде; познакомить с понятием "круговорот воды в природе"; выяснить, каково значение воды в жизни человека; выявить причины загрязнения водоёмов и меры по охране водоёмов от загрязнения; формировать умение видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
развивать логическое мышление, воображение, восприятие; воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать интерес к окружающему миру.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
знать: - значение воды для жизни; что такое загрязнение и очистка воды; о пользе чистой воды для здоровья,
уметь: - прослеживать по рисунку - схеме путь воды;-очищать воду через фильтр.
Личностные УУД :
формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; формирование нравственно – этического оценивания-развитие личной ответственности за свои поступки ;развитие доброжелательности, внимания к людям.
Метапредметные УУД
Познавательные -формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения.
Регулятивные -формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;-планировать свою деятельность на уроке;-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
Коммуникативные -слушать и слышать учителя, другого ученика; доносить до собеседника свою точку зрения; формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;формировать умение признавать свои ошибки,
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Формы и методы обучения .Частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы
Оборудование: учебник «Окружающий мир» , иллюстрации по теме урока,конспект.
Ход урока
1.Организационный момент
Начинаем ровно в срок, .
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
2.Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности
- Ребята, посмотрите на…… глобус.
- Какой цвет преобладает на глобусе? (синий)
-Что обозначают, синим цветом? (воду).
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. («о воде»)
- Правильно о воде! К нам пришла в гости «капелька». Она будет помогать, нам узнавать новое.
-Ребята, кому нужна вода? (человеку, растениям, животным) Давайте составим схему.
-Вода нужна животным, растениям и конечно человеку. А как мы используем воду? (для питья, мытья )
- Ребята послушайте, кто так сказал
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым, трубочистам
Стыд и срам,
Стыд и срам».
– Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский « Мойдодыр»)
– Для чего моется человек? (Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы)
– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются микробы в организме)
Для чего нужна чистота?– Правильно, чистота – залог здоровья.
3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения
Послушаем разговор двух мальчиков.
- Привет, Ваня! А что ты такой веселый?
-Да я сейчас с другом здорово играл. Набрали целую ванну воды, и пускали кораблики!! А потом пошли на улицу.
-А кран закрыли??
-А зачем?? Воды и так много. Пусть течет, потом закроем…
-Как вы оцениваете поведение друзей? Хорошо ли они поступили? (воду нужно экономить)
- Действительно, воды на Земле много. А какая вода бывает? (на вкус? Чай – сладкий, а если соль добавить в воду - то солёная, где ещё солёная)
- Кто- нибудь летом отдыхал на море? (солёная) Можно её пить? Она является лечебной. -А много ли пресной воды, то есть ту которую мы пьем, на Земле? Ее оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая.
-Значит что нужно делать с пресной водой? (беречь)
4.Первичная проверка понимания усвоенного. первичное закрепление усвоенного
- У всех ли дома есть вода? Откуда она у вас?
- Капелька спрашивает, знаете ли вы, откуда в кране вода?(ответы детей)
-Все знаете, как вода попала в дом?
Подумайте, что мы будем обсуждать на уроке? Что узнаем на уроке? (как вода попадает в дом)
Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.
-Капелька нам будет помогать.
А). Работа с учебником.
-Давайте посмотрим, как путь воды показан в учебнике. Страница 60.
- Где же начало пути Капельки?
-Каким цветом обозначена чистая вода на рисунке? Проследите: куда именно попадает вода? А для чего вода попадает на станцию очистки? (вода грязная, в ней может быть мусор, в ней живут рыбы, растут водоросли, в ней микробы)- Можно пить воду из реки? (нет, можно заболеть)
- А какую нужно пить воду? (чистую)
-Для того чтобы вода стала пригодной для питья и для общего использования, – из нее должны быть удалены микробы, а также вещества, придающие воде неприятный вкус или внешний вид.
-Воду забирают из озер, рек или водохранилищ с помощью насосов, и по огромным трубам она поступает на водоочистные сооружения. Здесь воду фильтруют, чтобы удалить крупные инородные вещества – мусор, ветки. После этого воду очищают химическими веществами, потом пропускают через слои камня и песка, затем в воду добавляют особые бактерии, которые уничтожают микробы если они ещё присутствуют в воде и хлорируют воду. И только после этого она по трубам идёт в дома.
-Если воду не очищать, наша голубая Капелька превратится Злючку-Грязнючку.
-Откуда ещё может прийти в дом вода?( из подземных родников)
-Она проходит через камни и песок и становится чистой.
-А какой она становится после применения, после стирки, мытья рук, мытья посуды?
-Куда же она девается?
-Темным цветом на рисунке проследите путь грязной воды.
(опять в очистные сооружения и только потом опять в реку)
-Почему нельзя спускать грязную воду в реку? (чтобы не навредить жителям водоёма)
5.Физминутка.
6.Продолжение работы по теме урока
-Ребята, давайте проложим путь воды. Какая картинка первая, откуда свой путь начинает капелька
-! А теперь скажите, где мы с вами живём? (в селе)
- Откуда в селе вода приходит в дом?
Б)Практическая работа.
-Ребята, посмотрите, я вам принесла 2 стакана с водой. Какая вода в 1 стакане?
Как вы думаете откуда она?
- А эта вода какая, откуда она? Кто поселился в этом стакане? (Злючка – Грязнючка)
-Подумайте, почему у нее такое имя? Кому она может принести вред?
-Что мы можем сделать с этой водой?
-Давайте проведем Злючку-Грязнючку через «лечебницу» - через фильтр,
и когда, она очистится и подобреет отпустим ее в реку. Согласны?
Опыт. Очищаем загрязнённую воду.
-Ребята чтобы вам было удобно выполнять опыт, нужно встать. Подойдите к партам 1 ряда.
- Что мы делаем? (выливаем грязную воду в воронку с фильтром)
-Что наблюдаем? (капли воды стали чистыми)
- Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязнючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.
- Дома тоже можно фильтровать воду. Для этого используют различные фильтры. -Очищать воду можно песком, замораживанием.
- Делаем вывод. (учитель начинает вывод, ученики продолжают)
-В реке вода недостаточно.. чистая, пить ее… нельзя, поэтому на станции очистки воды её очищают. А загрязнённую воду очищают на очистных станциях, а затем вода попадает опять в реку.
Вывод :
- Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется как лечебное средство.
-Что мы можем сказать мальчику Ване, который забыл закрыть кран?
Выключай скорее кран, чтоб не вытек океан!!
Воду береги, чтоб живое все спасти!
7.Рефлексия.
Что дал урок?
Продолжите предложения.
Сегодня я узнал и меня удивило...
Теперь я могу...
Мне было трудно...
- Давайте оживим капельки, которые у вас на столах. Нарисуйте им лицо, по вашему настроению.
-А теперь капельки полетят к доске, приклеим их на облачко. Ведь облако – это тоже вода!