Статья Окружающий мир . Автор: Полюшко Екатерина Александровна

Автор: Полюшко Екатерина Александровна
Проект по окружающему миру в подготовительной группе 


Автор: Полюшко Екатерина Александровна

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОЬРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Города Москвы

«Школа №536»

Дошкольное отделение №5

 

 

 

 

 

 

Проект: «Окружающий мир»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: Глушко Г.Н.

Полюшко Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2016-2017

Содержание

 

 

Октябрь – злаки (мастер-класс по выпечке)

Ноябрь – деревья (паспорт деревьев)

Декабрь – кустарники (викторина по 2 темам)

Январь – птицы (конкурс кормушек, выставка рисунков «Наши птицы»

Февраль – рыбки (аквариум)

Март – Цветы («Цветочный мир»)

Апрель – Насекомые («Муха-Цокотуха»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность проекта: 

Окружающий мир очень красочен, ярок, но напрямую не всегда доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.

 

Цель проекта:

Формировать основы экологической культуры дошкольников, бережное отношение к природе.

Уточнять и обобщать знания детей о живой и неживой природе, взаимосвязях в природе, жизни насекомых, птиц, растений.

Развивать познавательно –поисковую деятельность детей, способность к наблюдениям  и моделированию.

 

Задачи проекта:

Провести цикл занятий и мероприятий по теме;

Организовать мастер – класс;

Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по теме.

 

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Где мы может это все узнать?

Хлеб не растет на дереве

Деревья состоят из корней, ствола и кроны

На кустарниках есть ягоды

Птицы улетают в теплые края

Рыбы живут в воде

Цветам нужна вода

Насекомые просыпаются весной

 

 

 

Как получается хлеб?

Чем полезно дерево?

Чем отличаются деревья от кустарников?

Какие птицы улетают, какие прилетают?

Какие рыбы существуют и у кого какой дом?

Где пропадают насекомые и для чего они нужны?

•Сходить в лес, в парк, океанариум, дельфинарий.

•Посмотреть в интернете, по телевизору;

•Прочитать в книгах и энциклопедиях;

•Информация на дисках;

 

Вид проекта: социальный, детско-взрослый, коллективный, долгосрочный.

Срок реализации: октябрь 2016-май 2017

Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования уделено особое внимание проектной деятельности дошкольника. Воспитание любви к окружающей природе один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенка проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, экологической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы над проектом.

Содержание деятельности

Цель

Участники

этап. Организационный.

 

1.Создание проблемной ситуации.

2. Определение задач воспитательно-образовательной работы.

3.Анализ проблемы.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Где мы можем это все узнать?

4.Формулировка проблемных вопросов.

 

5.Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.

 

6.Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта.

 

 

7.Подбор подвижных и дидактических игр, стихов, загадок.

Заинтересовать детей данной темой.

 

 

 

 

Выявить у детей знания об окружающем мире.

 

Учить ставить проблемные вопросы.

 

Составить план работы, обсудить способы оформления конечных результатов.

 

Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность, кругозор.

Воспитатели, дети.

Воспитатели.

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

Воспитатели, дети.

 

Воспитатели, родители.

 

 

 

 

Воспитатели, дети, родители.

 

2 этап. Реализация проекта.

 

Организованная форма деятельности.

1.Коммуникация:

«Деревья», «Злаки», «Рыбы»

 

 

 

 

 

 

«Морское путешествие»

 

 

2. ФЭМП:

«Решение задач»

 

 

 

 

«Ориентировка в пространстве»

 

Формирование целостной картины мира:

«Где живет Капелька?»

 

 

 

Художественно-эстетическая деятельность:

• Рисование:

«Рыбки играют, рыбки сверкают» (с элементами аппликации);

«На дне морском» (сюжетное);

•Лепка:

«По щучьему велению» (сценка из сказки);

•Конструирование из бумаги (оригами):

«Рыбки».

 

Непосредственная образовательная деятельность.

Беседы с детьми:

 «Что такое подводное царство?».

Подводное царство – богатое государство?».

«Чем питается рыбы?».

«Почему море соленое?».

«Где можно найти нужную информацию?», и др.

 

Чтение художественной литературы:

Чтение энциклопедической литературы о рыбах подводного мира;

Чтение:

С.Сахаров «Морские сказки»;

С.Воронина «Добрая раковина»;

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Сказка «По щучьему велению».

Разучивание стихов, загадок о рыбах.

 

Игровая деятельность.

Дидактические игры:

«Узнай рыбу по описанию».

«Чей плавник? Чья голова? Чье туловище?».

«Кто чем питается?».

«Поймай больше слов».

«Четвертый лишний».

«Да - нет».

• «Царство рыб».

• «Расшифруй рыбку».

      

Сюжетно ролевые игры:

«Экскурсоводы».

• «Подводное плавание».

• «Путешественники».

«Кругосветное путешествие».

Подвижные игры:

«Удочки».

«Рыбы».

 

Взаимодействие с родителями:

•  Изучение энциклопедий.

Беседа с детьми о подводном мире.

Просмотр телепередач о подводном мире.

Мини – эссе вместе с родителями «Подводное царство»

 

Закрепить названия злаков, деревьев, рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания; учить образовывать притяжательные прилагательные.

Расширять знания об экосистеме «море» и его обитателях.

 

Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на знак плюс и минус в пределах 10.

Учить детей ориентироваться в пространстве.

Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: - источник жизни.

 

 

Совершенствовать умения и навыки, воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи. Формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребенком, друг с другом.

 

 

 

 

 

Пополнять объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность кругозор.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать у детей внимание, память, воображение. Развивать и формировать лексика – грамматический строй речи.

Учить определять наличие звуков в слове.

 

 

 

Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни.  

Организация совместной, познавательно – продуктивной деятельности.

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети, родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель, дети, родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель, дети, родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель, дети, родители.

 

 

3 этап. Реализация проекта.

 

 

Выставка совместных работ по проекту «

Наши птицы

»;

Альбом – Паспорта деревьев

Плакаты «

Календарь роста дерева

»;

Макет «

Аквариум

и его обитатели»;

Викторина на тему: «Кустарники»

Досуг «Цветочный мир»

.

4 этап. Анализ деятельности.

 

В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес. Постепенно проект из познавательного превращался в социально-личностный; дети стремились поделиться полученной информации.

 

Родители:

Приняли активное и заинтересованное участие совместной деятельности с детьми и педагогами группами по развитию знания детей о подводном царстве.

Получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.

Смогли реализовать свои творческие способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь-злаки

 

Цель: Приобщить детей к истории русского народа.

Задачи:

Воспитывать уважение к труду хлебороба, пекаря;

Научить доводить порученное дело до конца;

Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие;

Учить получать радость от фактора бескорыстного труда;

Учить сотрудничать, уважать чужой труд;

Установить характер влияния факторов внешней среды на жизнь растений;

Закрепить навыки по посадке и уходу за злаками;

Изготовить фигурки из солёного теста;

Получение муки из зерна;

Изучение свойств муки, теста;

Провести мастер- класс по изготовлению печенья;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по экологии «Откуда к нам хлеб пришёл»

 

Цели:

Закрепить знания детей о некоторых злаковых культурах, с которыми они чаще всего встречаются в повседневной жизни.

Учить распознавать эти растения по характерным особенностям.

Помочь запомнить обобщающее слово «злаки».

Познакомить со способом выращивания злаков в промышленных масштабах при помощи моделей.

Предварительная работа.

Беседы о труде хлебороба, об уборке хлеба.

 

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям  рассмотреть необычный букет, который состоит из колосьев ячменя, пшеницы, овса.

«Дети, что за необычный букет я вам принесла?»

Дети отвечают, что это колосья пшеницы, ячменя, метёлка овса.

Воспитатель: «Правильно, это урожай с нашего огорода. Давайте вспомним, как мы с вами его вырастили»

Вниманию детей предлагаются фотографии точки экологической тропы детского сада «Огород». Рассматривается последовательность выполнения работ и соответствующие результаты. Дети вспоминают, как они готовили весной землю, как перебирали семена овса, пшеницы, ячменя, как сеяли в бороздки, а затем поливали и убирали сорняки.

Воспитатель: «Вы знаете, что картофель, лук, морковь – это…

Дети: «Овощи».

Воспитатель: «Вы знаете, яблоко, персик, слива – это …

Дети: «Фрукты»

Воспитатель: « Я вам напомню, что пшеница, ячмень, овёс – это злаки. Видов злаков очень много, посадить все на нашем огороде не получилось, поэтому рассмотрим иллюстрации с изображением хорошо знакомых нам злаков.»

Предлагаются иллюстрации, с изображением гречихи, риса, кукурузы, проса, ржи. В ходе рассматривания внимание детей обращается на то, что у злаков разный внешний вид: у риса, проса, гречихи – метёлка; у пшеницы, ржи, ячменя – колос; у кукурузы – початок.  

Физминутка .

«Зёрнышко»

Воспитатель: «Раз, два повернись и в зёрнышки превратись!»

Дети присаживаются, складывают руки вместе на груди.

Воспитатель проговаривает: «Посеяли зерно в тёплую землю, светило солнце, поливал весенний дождик, и зёрнышко проснулось, стало выпускать росточек. Сначала росточек был маленький, потом подрос, стал совсем большим. Проклюнулся из земли и увидел солнышко – стал к нему тянуться. Налетел весёлый ветерок и поиграл с росточком. Рядом проснулись другие зёрнышки, всем было весело раскачиваться от лёгкого ветерка. А теперь раз, два повернись и ребяток превратись!»

Воспитатель:  «Ребята, чтобы вырастить злаковые культуры, люди применяют  много сил,  умений и знаний. Для выращивания требуются разные машины, а также необходимые условия и опыт. Давайте рассмотрим модели выращивания злаковых культур» Вниманию детей предлагаются модели: земля, трактор с плугом, трактор с бороной, трактор с сеялкой, солнце, дождь, комбайн с грузовой машиной, элеватор. В ходе рассматривания дети, вспоминая уже ранее полученные представления, комментируют изображение на моделях.

Воспитатель: «Дети, зачем же человек тратит столько усилий, для выращивания злаковых культур»

Ответы детей.

Воспитатель подводит итог: «Люди выращивают зерно, чтобы было питание для них и для  домашних животных»

Предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением злака и иллюстрации с изображением, что  производят из этого злака.

Пшеница : мука, манная крупа, пшеничная крупа.

Гречиха: гречневая крупа.

Рис: рисовая крупа.

Просо: пшённая крупа.

Ячмень: перловая крупа, ячневая крупа.

Рожь: ржаная мука.

Воспитатель: «Ребята, все эти продукты вам знакомы, потому что они у нас на столе каждый день. Вы все их очень любите. Кроме этого они приносят пользу нашему организму». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь – злаки (мастер-класс по выпечке)