Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Оленетранспортные батальоны | Шереметьева Татьяна Андреевна. Работа №209090

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шереметьева Татьяна Андреевна
Там, где олень пройдет,

там и русский солдат пройдет.

                                                                    Александр Суворов

 

Олень – владыка тундры, гордый, сильный,бесприкословно подчиняясь человеку, он служит ему, но живет по закону природы, объединяя вместе человека и тундру!

И пока есть олень – будет и тундра, будет жить человек! Если заглянуть ему в глаза, мы увидем, в них как в зеркале отражается бескрайний мир, не только настоящее, но и прошлое.

Эти глаза видели ужасы войны и подвиги наших бойцов.

Много на войне было героев, но кто бы мог подумать, что обычный северный олень может стать настоящим героем, участвующем в освобождении Кольского севера от фашистских захватчиков.

Шереметьева Татьяна Андреевна
Мурманская область
Город Заозерск
Оленетранспортные батальоны
Там, где олень пройдет,
там и русский солдат пройдет.
Александр Суворов
Олень – владыка тундры, гордый, сильный,бесприкословно подчиняясь человеку, он служит ему, но живет по закону природы, объединяя вместе человека и тундру!
И пока есть олень – будет и тундра, будет жить человек! Если заглянуть ему в глаза, мы увидем, в них как в зеркале отражается бескрайний мир, не только настоящее, но и прошлое.
Эти глаза видели ужасы войны и подвиги наших бойцов.
Много на войне было героев, но кто бы мог подумать, что обычный северный олень может стать настоящим героем, участвующем в освобождении Кольского севера от фашистских захватчиков.
В фондах Мурманского областного краеведческого музея хранятся документы, фотографии, личные вещи участников боевых действий в Заполярье в годы Великой Отечественной войны в составе оленьих транспортов. Впервые в истории войн длительные боевые действия велись в условиях полярной зимы. На линии фронта одновременно находились десятки тысяч бойцов и командиров, которые ежедневно нуждались в продовольствии, боепрепасах, связи, эвакуации раненных. Самым надежным, а иногда единственным транспортным средством был северный олень. Впервые в Красной Армии олени стали использоваться во время советско – финляндской войны 1939 – 1940 гг. По инициативе командующего 14 – й армией генерал – лейтенанта В.А. Фролова и под его непосредственным руководством к началу Великой Отечественной войны были разработаны основные положения использования оленей в войсках.
Тундра...Болота. Голая,покрытая скалами земля. Долгая зима с буранами и метелями. Армия в таких условиях испытывала значительные трудности в снабжении. Обильные снегопады на двое – трое суток могут задерживать автомобильный и гужевой транспорт, который с нетерпением ждали солдаты на передовой, раненные в эвакогоспиталях, артиллеристы на огневых позициях. В годы Великой Отечественной войны в обороне Советского Заполярья принимали участие уникальные подразделения, уникальные не только для Красной Армии, но и для армиидругих стран. В военных билетах наших бойцов появилась запись ездовой оленевод. Речь идет об оленетранспортных дивизионах. Выгоды оленьей упряжки были неопоримы: на санях легко по бездорожью проникнуть в тыл врага. Северный олень неприхотлив к пище, не требует специального ухода, сам добывает себе корм. И в тундре, и в лесу он всегда найдет себе пропитание – серебристый ягель. Олень никогда не нарушит тишины – даже раненный, он не издает ни звука.
Дневники и воспонимания бывших бойцов оленелыжных батальонов и транспортных бригад помогают воссоздать картину того, как формировались и двигались по тундре и лесам оленьи эшелоны. В первые дни войны в армию мобилизовали более 120 саамов Ловозерского района. Первоначально оленеводов призывали в действующую армию на общих основаниях, но вскоре для них нашлось более привычное занятие. Повестки из военкоматов предписывали призывникам – саамам являться к месту сбора с оленями.
Ветеран войны В. Канаев вспоминает: На нартах своим ходом. По свежему снегу (было это в ноябре) добирались несколько дней до станции Пулозеро. Там нас, наших животных погрузили в товарные вагоны, повезли в сторону Мурманска.Здесь баржами переправили через залив. Снова запрягли оленей и двинулись к фронту. Остановились в двадцати километрах от передовой. Так я стал бойцом второго оленетранспортного отряда.
Первые оленьи подразделения оперативно сформировали, и они эффективно выполняли поставленные задачи уже в 1941 году. При том, что оленеводы плохо себе представляли, что такое война.Историк (г. Нарьян-Мар) Юрий Канев говорит: "Ведь малые народы в этом отношении попали в жернова большой войны. Впервые попали. Ведь до этого ни ненцы, ни саамы никогда не воевали. Оленевода, саама призывали вместе с оленем. Он шёл на фронт с упряжкой, нартами, малицей. Вот такие были своеобразные войска". Узнав о создании оленьих частей и подразделений, гитлеровское командование поставило особые задачи авиационным частям по уничтожению движущихся на формирование оленьих стад, посылало специальные отряды диверсантов для истребления транспортов. Но, несмотря на все их усилия, транспорты продолжали работать.
28 апреля 1942 года началась трагическая Мурманская наступательная операция.
Об участии 5-й и 6-й отдельных лыжных бригад известно, что бои шли в исключительно трудных условиях. В ходе боев олени благодаря выносливости и большой проходимости оказали неоценимую помощь нашим подразделениям, обеспечивая их всем необходимым. Из за сильных метелей, бушевавших несколько дней, были отрезаны пути снабжения, нарушены связь и взаимодействие, части остались без боеприпасов и продовольствия, нарушилась эвакуация раненых, и бои пришлось прекратить и остановиться. На оленьих упряжках были эвакуированы в тыл сотни бойцов. Среди лесистых сопок и озер, не зная устали, работали оленеводы — ненцы, коми, саамы, русские. Они спасли жизнь не одной сотне наших воинов. Да, это были для необстрелянных солдат и офицеров первые бои, это были тяжелые бои в условиях бездорожья и безжалостной, капризной северной погоды. В этих боях основную часть потерь, а они были большими, части бригады понесли от не погоды.
С 28 апреля по 10 мая 1942 года 6-я оленелыжная бригада потеряла убитыми 309 человек, пропали без вести — 562, замерзли — 25, ранены — 440, обморожены — 58, заболели — 97. Общие потери бригады 1491 человек, то есть более 53 процентов личного состава.
Несмотря на понесенные потери, бригада значительно потеснила противника и закрепилась на высоте 221 и левом берегу реки Западная Лица. Была осуществлена высадка десанта на мыс Пикшуев в апреле 1942 года. Первая сложность состояла в том, как погрузить оленей на боевые корабли, но еще сложнее было их высаживать. Сначала их обвязывали концами и опускали в шлюпки. Потом стали их сбрасывать за борт. И они поплыли за теми, которые в шлюпках. Ну а нарты связывали цепью и буксировали.
Предложение о высадке оленей внес Николай Хатанзей. Именно он предложил связать сани цепочкой и тянуть их на берег, а олени, увидев это, сами поплывут за санями. 75 саней были спущены в воду, с берега их тянули длинной веревкой. 200 оленей по трапам ринулись за санями и резво поплыли к берегу. Эта операция проходила в сложных погодных условиях. Метель, резкое похолодание, шквальный ветер. Начались сильные обморожения среди бойцов морской пехоты. Вот тут и помогли олени. В музее Северного флота есть История 12-й бригады морской пехоты. В этой самодельной тетради из грубой серой бумаги военной поры есть описание десанта на мыс Пикшуев. Об оленьем десанте несколько строк: Приготовлены были 50 оленьих упряжек с нартами для перевозки раненых. Но за этими цифрами жизни спасенных бойцов. Пятнадцать суток 12-я бригада вела тяжелый бой с превосходящими силами противника. В эти дни оленеводы водили упряжки по открытой местности, под огнем врага. Олени нуждались в корме, а ягельные участки обстреливались. Оленеводы лезли на скалы, собирать ягель оленям. Крошили снег топором, чтобы напоить животных. Первый в России памятник оленно – транспортным батальонам был установлен 23 февраля 2012 года в Нарьян-Маре.
Памятник архангельского скульптора Сергея Сюхина представляет собой композицию из ненца, северного оленя и тундровой лайки в диске солнца. Кроме того, власти округа учредили день памяти оленно - транспортных батальонов 1941- 1945 годов, который отмечается 20 ноября.
Хочется свой рассказ завершить такими стихами:
Было это как страшный сон.И сейчас не представить без слёз.Через сотни промёрзших верстИз оленей шёл батальон.
И вчерашний оленевод,Отправляясь в последний путь,И минутки не смел вздремнуть,На врага совершая поход,
Чтобы тундра цвела весной,Чтоб шумели где-то сады,Север свой уберечь от беды,Сохранить на земле покой.
Там, где он для врага мишень,Где завязнет любой солдат,Шел вперед и ни шагу назад,Боевой товарищ олень.
Из беды выручая не раз,Он не зря свою жизнь положил,Верно Родине он служил,Сотням раненых жизни спас.
На траве след — от чума тень,Как под солнцем тундра цветет,Как хозяйский сын дома ждет,Умирая видел олень.
Наша память это гранит,Наша память -дедов ордена,Не забыта с годами война,Из героев никто не забыт!
Слышишь, в тундре упряжки звонИ каюра погонный клич?Это в бой, чтоб врага настичьВновь оленный идет батальон.
Т.А. Шереметьева
Учитель истории и обществознания
ЗАТО город Заозерск
2017 год
HYPER13PAGE HYPER15
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×