ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Хлеб – всему голова»

Автор: Наталья Нестеренко

Цели и задачи: Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.
Материалы: колосья пшеницы, альбомы с картинками, муляж из соленого теста каравай.

Предварительная работа: рассказ и беседа воспитателя о появлении земледелия на Кубани, о том, что хлеб являлся основой питания. Разучивание стихотворений и пословиц о хлебе. Рассматривание картины «Уборка урожая».
Ход занятия:
Воспитатель заходит в группу с караваем на рушнике. Звучит фонограмма кубанской народной песни «Хлеб всему голова».
Воспитатель:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился.
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
И пришел на стол к нам хлебом.
Вот и я, ребята, пришла не с пустыми руками, принесла каравай. Сегодня мы с вами поговорим и вспомним, какой долгий путь проделал хлеб, чтобы в наше время оказаться на наших столах.
Я начала со стихотворения, о чем в нем говорилось?
Дети: О хлебе.
Воспитатель: Правильно, о хлебе. Ведь хлеб – это наше богатство, богатство нашего края. Как еще называют наш край?
Дети: Наш край называют ещё Кубанью.
Воспитатель: Вы, наверное, слышали, и не один раз, от взрослых, что Кубань называют хлебосольной, как вы думаете, почему?

Игровой сюрпризный момент:

Воспитатель: Ребята, чтобы нам в этом разобраться нужно открыть волшебную шкатулку. А знаете, что в ней находится? Для того, чтобы узнать, надо отгадать загадку.

Весной в землю бросается

Летом на свежем воздухе разгуляется,

Осенью в печи закаляется,

Люди его вкусом наслаждаются

Дети: Пшеница.
Дети: На наших полях выращивают много пшеницы.
И у нас много хлеба на Кубани.
Когда приходят гости, мы с радостью их встречаем, угощаем, поэтому Кубань называют хлебосольной.
Воспитатель: Правильно, дорогих гостей встречали в старину хлебом да солью. Поэтому и появилось слово «хлебосольный». Помните, это слово встречалось нам в стихотворении?
Дети:
Здравствуй, наша Кубань,
Тополиный край.
Хлебом да солью,
Светлой любовью
В гости друзей встречай.

Воспитатель: Верно, каждый день мы едим хлеб, и нет такого человека, который не знал и не любил бы его вкуса. Хлеб, раньше, в старину называли «жито», от слова «жить». По старинному русскому обычаю,   нечаянно выпавший из рук хлеб, надо не только поднять и бережно обтереть,  попросить у него прощения. Не малым грехом считалось уронить крошку хлеба и не поднять, ещё большим грехом растоптать ногами.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называют людей, которые выращивают хлеб.
Дети: Хлеборобы.
Воспитатель: Много лет назад главным хозяйством кубанцев было возделывание земли. Хлеб был основным питанием. Без него было не прожить. Хлеб пекли из теста на дрожжах, а дрожжи готовили сами из хмеля, очень распространенного растения. Хлеб пекли в печи, на чисто выметенном печном полу, позже стали выпекать в формах. Тяжелым занятием было выращивание хлеба. При помощи сохи казаки пахали землю, помогала лошадь. (Показ иллюстрации).Затем бороной боронили – ровняли землю, затем сеяли хлебные зерна. Сеятель надевал большое лукошко с ремнем через плечо, в лукошко насыпал зерно и вручную разбрасывал зерна в землю по сторонам. Отличается этот способ от современного? Как в наше время сеют хлеб?
Дети: Вначале трактор плугами вспахивает поле.
Воспитатель: Покажите это на картинке.
Дети показывают.
Воспитатель: А кто управляет трактором?
Дети: Трактором управляет тракторист.
Воспитатель: А потом?
Дети: Чтобы земля стала рыхлая, мягкая трактор её рыхлит бороной.
К тракторам цепляют сеялки, из которых зерна падают в землю, а бороны сверху присыпают зерна землей.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а как хлеборобы узнают, что пора убирать урожай.
Дети: Урожай созрел тогда, когда колосья стали полные, крепкие, сухие.
Когда пшеница пожелтеет.
Воспитатель: Посмотрите на рисунки. Огромные поля с пшеницей. С чем их можно сравнить?
Дети: Поле огромное, большое как море. Красивое, золотое, переливается, волнуется.
Воспитатель: Сравните две картинки. Как хлеб убирали в старину, и как это делают сейчас.
Дети рассматривают рисунки и отвечают.

Физкультминутка:

Приглашаю детей на ковёр и предлагаю выполнить упражнение.

Ветерок спросил пролетая:              Дети бегут по кругу на носочках, руки на поясе.

- Отчего ты, рожь, золотая?                Меняют направление  бега.

А в ответ колоски шелестят:               Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.

- Золотые руки растят!                      Два наклона к носочкам.

 

Воспитатель: Пшеница поспела, кто её убирает?
Дети: Комбайны выходят в поле и убирают пшеницу.
Воспитатель: А в старину люди вручную срезали колосья серпом, связывали их в снопы. Тяжелый это был труд. К тому же её еще надо было обмолотить цепями. То есть вытряхнуть зерно из колосьев. Затем пшеницу на телегах отвозили на мельницу, молоть муку. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций). Теперь из комбайна сыпется уже сразу чистая пшеница, а на поле остаются аккуратные валики соломы. А куда дальше везут убранный урожай.
Дети: Пшеницу везут на элеватор.
Воспитатель: А что такое элеватор?
Дети: на элеваторе очищают пшеницу и превращают в зерно. Еще на элеваторе зерно хранят.
Воспитатель: У нас на Кубани труд хлеборобов с давних времен и до сегодняшних дней очень почетен. Каждую осень в столицу нашего края город Краснодар со всех станиц наш губернатор приглашает самых лучших, трудолюбивых хлеборобов, для того чтобы наградить и прославить их. И нам с вами надо ценить их и уважать. Какие вы знаете пословицы о труде, о хлебе?
Дети: Хлеб – всему голова.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Где лодырь ходит – там земля не родит.
Хлеб бросать – силу терять.
Дурной, как сало без хлеба.
Худой обед, когда хлеба нет.
Рефлексия: Я думаю, ребята. Что вы после нашей беседы тоже ещё больше будете любить наш край, ценить и уважать людей, которые каждый день прикладывают много сил и здоровья, чтобы вы каждый день кушали вкусный, ароматный хлеб с хрустящей корочкой. Вопросы:

-О чем мы сегодня говорили?

-Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в старинную игру «Пахари и жнецы».
Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни – «пахари», другие – «жнецы». Первыми начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу «жнецам» и говорят:
А мы пашенку пахали,
А мы пашенку пахали,
Борозды глубокие,
Полосы широкие.
А вы , жнецы худые,
У вас серпы тупые.
«Жнецы» им отвечают:
А у вас пахарь Сысой,
У него плуг тупой.
Он пашню не пахал, на меже лежал,
да ворон считал.
По окончании этих слов один из «пахарей» выбирает себе пару. Они берутся за руки. «Жнеца» по очереди стараются их разъединить. Если им это удается, то игру начинают «жнецы».

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x