Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Оптимальная двигательная активность - необходимое условие всестороннего развития детей. | Разуева Татьяна Владимировна. Работа №235070

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Разуева Татьяна Владимировна
В статье описана роль двигательной активности для развития детей.

Оптимальная двигательная активность - необходимое условие всестороннего развития детей.

Выполнила воспитатель высшей категории МДОУ «Детский сад №92 о.в

Разуева Т.В.

 

 

Двигательная активность является естественной биологической потребностью детей, степень удовлетворения которой определяет последующее структурное и функциональное развитие их организма. Не случайно Е.А. Аркин считал значительную подвижность малыша «его естественной стихией».

Движения являются важной составной частью любого вида деятельности и многих психических процессов.

Оптимальная двигательная активность исполняет роль своеобразного регулятора роста и развития молодого организма, является необходимым условием для становления и усовершенствования ребенка как биологического существа и социального субъекта (Н.Т. Лебедева, А.А. Маркосян, и др.).

Движения, как писал академик И.П. Павлов, - главное проявление жизни. Деятельность внутренних органов направлена на обеспечение работы мышц, а тренировка мышц является одновременно и усовершенствованием функции других органов и систем.

Необходимый объем двигательной активности детей является решающей гарантией воспитания всесторонне развитого, здорового подрастающего поколения. Как свидетельствуют многочисленные исследования (О.Г. Аракелян, Н.Ф. Денисенко, Л.В. Карманова, Т.И. Осокина, В.А. Шишкина и др.), благодаря достаточному объему двигательной деятельности дети всех возрастных групп имеют хорошее здоровье, физическое развитие и быстрее усваивают физические упражнения.

Без преувеличения можно утверждать, что движения также необходимы для нормального роста и развития ребенка, как и полноценное его питание. Физические упражнения не только развивают и крепят детский организм, предупреждают различные заболевания, а также является одним из эффективных средств лечения и возобновления сил ребенка после болезни.

Дети, которые систематически выполняют физические упражнения, отличаются бодростью, жизнерадостностью, оптимизмом и высокой работоспособностью как к физическим, так и к умственным нагрузкам. При этом высокая тренированность повышает стойкость организма ребенка к негативному влиянию внешней среды: повышение температуры, инфекционной туберкулезной палочки и к общему гамма-излучению (О.В. Коробков, Л.И. Какурин).

Режим малоподвижности (гиподинамии), который связан с ограничением мускульной деятельности, приводит к задержке в развитии организма ребенка.

При этом происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, уменьшается сопротивляемость организма к заболеваниям, что негативно отражается на здоровье ребенка. Лишний вес дошкольников за счет жироотложений также можно считать одним из характерных признаков режима малоподвижности.

Гиподинамия является также одной из причин нарушений осанки дошкольников. Большой процент нарушений состояния опорно-двигательного аппарата был зафиксирован у малоподвижных детей (18% сравнительно с 6% у активных дошкольников).

Двигательная активность ребенка имеет определенную взаимосвязь с его физическим развитием. Дети более активные имеют лучшее физическое развитие сравнительно с менее активными. Это подтверждается исследованиями (И.М. Ледовская, Л.В. Карманова, О.Г. Сухарев и др.) о том, что между вышеупомянутыми признаками есть тесная взаимосвязь. «Высшая двигательная активность содействует лучшему развитию, а лучшее физическое развитие стимулирует двигательную активность», - писал К.М. Смирнов.

Вегетативные функции организма ребенка и его двигательный аппарат также тесно связаны. Движения стимулируют многообразные жизнедеятельные процессы, оказывают позитивное влияние на их формирование. В свою очередь, вегетативные функции обеспечивают ткани, внутренние органы питательными веществами и кислородом. Таким образом, гиподинамия может повлечь не только отставание в формировании моторики дошкольника, но и привести к задержке развития его вегетативных функций.

Гиподинамия создает также неблагоприятные условия и для интеллектуального развития ребенка, снижает его умственную работоспособность. Исследования М.М. Кольцовой свидетельствуют о том, что прогресс функций мозга ребенка в значительной мере определяется прогрессом в развитии двигательного анализатора

 

Дефицит физической активности негативно влияет на развитие двигательных качеств. У дошкольников в состоянии гиподинамии зафиксирован низкий уровень функциональных возможностей и большая мобильность вегетативных функций под воздействием физических нагрузок. При этом наблюдается более длительный характер обновительных процессов, снижение сопротивления к неблагоприятным факторам внешней среды и патогенных микроорганизмов (Г.В. Сендек, О.Г. Сухарев и др.).

Проблема гиподинамии подрастающих поколений является актуальной для многих стран мира.

В «Манифесте о спорте», который одобрен ЮНЕСКО и правительствами ряда стран, подчеркивается необходимость соблюдения разумных черт интеллектуального воспитания и определения надлежащего места физического воспитания, на которое следует выделять от 1/3 до 1/5 общего учебного времени (в зависимости от возраста детей). Иначе нарушается гармония их развития.

Одним из важных факторов роста и развития организма ребенка является удовлетворение его органической потребности в движениях (кинезофилия). Благодаря кинезофилии ребенок пытается «Все сделать сам» (М.Р. Могендович). Степень кинезофилии имеет как индивидуальные, так и возрастные отличия. Возникая в грудном возрасте, она значительно повышается в последующие годы и определяется у дошкольника в многообразных играх, элементах труда, физических упражнениях и постоянной потребности в руках в период его бодрствования.

Однако одной естественной потребности ребенка в руках недостаточно, ее необходимо направлять в русло, которое предусматривает использование системы физических упражнений, которые разносторонне влияют на его организм. При этом кинезофилия, которая преобразована в сознательную потребность ребенка в движениях, дает возможность решить важную задачу физического воспитания подрастающих поколений, которая особенную остроту приобретает в наше время, внедрение систематических занятий физической культурой в повседневный быт каждого человека.

Однако двигательная активность дошкольников должна иметь свои границы, оптимальные для каждой возрастной группы. Многочисленными исследованиями (А.В. Коробков, Б.О. Никитюк, О.Г. Сухарев и др.) установлено, что как недостаточная, так и слишком большая двигательная активность приводит к негативным изменениям в состоянии организма ребенка.

Для низкой двигательной активности (гипокинезии) характерны недостатки, связанные из локо моторикою ребенка, нарушением регуляции обменных процессов и др. Под воздействием режима слишком двигательной активности (гиперкинезу) также игнорируется принцип оптимальной физической нагрузки, что может вызывать прежде всего перенапряжение сердечно-сосудистой системы и негативно отражается на развитии организма дошкольника.

Поэтому для ребенка доступный определенный диапазон уровня двигательной активности, середина которого является оптимальной для укрепления здоровья, а крайние границы оказываются неблагоприятными. Если физические нагрузки, связанные с двигательной активностью ребенка, выходят за оптимальные границы (гипертензия или гиподинамия), они могут привести к негативным изменениям в организме, а также к дисгармонии в физическом развитии детей.

По мнению О.Г. Сухарева: «Гигиенической нормой следует считать такие величины двигательной активности, которые полностью удовлетворяют биологическую потребность в руках, отвечают функциональным возможностям организма, способствуют укреплению здоровья детей, их благоприятному и гармоничному развитию в дальнейшем».

В основу нормы двигательной активности может быть положен принцип оптимального количества произвольных движений, которые выполняются на протяжении дня. Второй важный принцип нормирования двигательной активности - оптимум физических нагрузок в соответствии с функциональными возможностями организма, которая способствует укреплению здоровья и всестороннему развитию дошкольников.

Многолетние исследования, которые проведены под руководством Б.О. Никитюка на близнецовых парах, установили, что двигательная активность детей зависит от комплексного влияния генетических и социальных факторов. Поэтому руководство режимом двигательной активности дошкольников предусматривает дифференцированный подход к ребенку, стимулирование игровой деятельности у малоподвижных дошкольников, привлечение их к выполнению основных движений и упражнений спортивного характера во время прогулок.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×