Опыт работы педагога-психолога с детьми с интеллектуальными нарушениями

 Автор Андреева Марина Александровна

«Опыт работы педагога-психолога с детьми с интеллектуальными нарушениями»

 

Добрый день. Меня зовут Андреева Марина Александровна, я

педагог-психолог,

работаю в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном

учреждении «Детский сад № 107» с детьми с нарушениями интеллекта и

с за

держкой психического развития

.

Цель моей работы - психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет с особыми образовательными потребностями, родителями воспитанников и педагогами.

В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Категория детей с отклонениями в развитии достаточно специфична и требует в ходе обучения реализации принципов индивидуально-дифференцированного подхода с учетом типологически

х особенностей развития воспитанниками с особыми нуждами. Для построения эффективной работы по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью

необходимо отграничить умственную отсталость от задержки психического развития.

 

Задержка психического развития - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения  и развития детей данной категории.
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
- низкий уровень познавательной активности;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- сниженная работоспособность к приёму и переработке информации;
- ограниченные и фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
- недостаточная сформированность умственных операций;
- отставание в речевом  развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи;
- незрелость эмоций, слабость воли;
- низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется  в процессе деятельности.
 Но, в отличие от умственно отсталых, у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.
Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.

Причинами задержкой психического развития детей в большинстве случаев являются:
- минимальные органические повреждения  или функциональная недостаточность центральной нервной системы, длительные хронические соматические заболевания в раннем детстве;
- церебрастеническое состояние, а также осложнённый (т с признаками органической недостаточности) психофизический и психический инфантилизм;

- длительная социально-культурная депривация;

Педагог имеет дело с определённой категорией детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличается от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приёмов педагогического воздействия, т.е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.

 

Умственная отсталость. Понятие умственно отсталый ребёнок включает в себя разнородную массу детей, которых объединяет наличие диффузного повреждения головного мозга, у таких детей страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
 Для умственно отсталых детей характерно:

 1. Недоразвитие познавательных интересов:
- первая ступень познания – нарушение обобщённости восприятия: замедленный темп, этим детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринимать предлагаемый материал (картинку, текст и т.д.), они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Замедленный темп узнавания, дети путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. д. Узость объёма восприятия, умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Значительно позже начинают различать цвета, оттенки.

- восприятие неразрывно связано с мышлением, все операции анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропуская ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто по несоотносимым. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.
- особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала связаны с особенностями их памяти. Дети лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Слабость памяти этих детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько её воспроизведения. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, ошибки, бессистемный характер.  У умственно отсталых чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения.


- недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций, состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т. д. Переживания их неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада.

- необходимо учитывать и состояние волевой сферы. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов. Умственно отсталые дети предпочитают в работе лёгкий путь, не требующий волевых усилий. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.
- все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности (недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности.). Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.
Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых.
 Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддаётся коррекции, при правильно организованном педагогическом воздействии можно добиться положительной динамики в развитии умственно отсталых детей.

 

В настоящее время в

МБДОУ № 107 в

соответствии с основными положениями Федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования обучение и воспитание в группах для детей с нарушен

иями интеллекта осуществляется

п

о основной общеобразовательной

программ

е

дошкольного образования «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта»

под

редакцией Е.А.

Стребелевой

, Е.А.

Екжановой

(

2003 г

.).

А в группах с задержкой развития - в соответствии с основной

общеобразовательной программе

дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.

Вераксы

, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2014 г.).

В своей коррекционно-развивающей работе я использую программы:

«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»-

Роньжина

А.С.

Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников под редакцией Н.Ю.

Куражевой

- «Цветик-

семицветик

» для детей от 3 до 7 лет.

«Коррекционные занятия по развитию познавательных процессов для детей с ЗПРР» - Винник М.О.

«Агрессивность дошкольников: коррекция поведения» - Заостровцева М.Н.,

Перешеина

Н.В.

«Синдром дефицита внимания с

гиперактивностью

» - Сиротюк А.Л.

и. др.

Но в связи со сложной структурой дефектов детей программы не всегда дают положительную динамику в развитии всех психических процессов и коррекции ЭВС и мной были разработаны авторские программы:

«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и ослабление недостатков двигательной сферы детей с ДЦП»;

«Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»;

«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у детей с РДА с особыми образовательными потребностями»;

«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями» (в рамках

ПМПк

) – сотрудничество с семьей и педагогами;

«Сказки и игры для детей с особыми образовательными потребностями»;

«Развитие познавательных способностей и коррекция эмоционально-волевой с

феры у детей с синдромом Дауна»,

«Развитие

сенсомоторики

у детей с умственной отсталостью».

 

Кратко хочу представить опыт работы по программе «Развитие сенсомоторики у детей с умственной отсталостью».

Цель программы: создание условий для развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью.

Задачи:

коррекция и развитие

зрительного восприятия чере

з систему сенсорного воспитания,

отработка новых форм и видов

зрительно-двигательной

и моторной координации ребенка,

развитие

ос

язания и мелкой моторики,

развит

ие

когнитивных процессов,

коррекция и развитие

эмоционально-волевой сферы,

коррекция и развитие произвольного поведения.

Принципы построения занятий:

системность и последовательность подачи материала;

наглядность обучения;

цикличность построения занятий;

доступность;

развивающий и воспитывающий характер учебного материала.

Занятия рассчитаны на 12 недель. 1 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество детей в группе не более 3-4 человек в возрасте 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

Занятие состоит из 4-х частей и осуществляется в течение 20-25 минут.

Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия, что имеет большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут.

Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-7 минут.

Основная часть занятия (третья) состоит из задания изобразительного характера: лепки, рисования, аппликация и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 10-15 минут. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно проводить пальчиковые игры и упражнения.

 

Четвертая часть занятия (упражнения на релаксацию), сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 2-3 минуты.
Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используется упражнение «Передай другу улыбку»: все дети и педагог встают в круг и каждый участник должен «передать» своему соседу улыбку. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те!!!», произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу аплодисменты, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я!!!».

Планируемые результаты:

После проведения занятий дети с умственной отсталостью должны уметь:

целенаправленно выполнять действия по инструкции;

различать основные цвета и их оттенки;

зрительно дифференцировать предметы по форме, величине и цвету;

различать «наложенные» изображения предметов;

действовать по звуковому сигналу;

адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;

проводить ровные, четкие линии;

самопроизвольно согласовывать свои движения и действия.

 

В настоящее время в связи с инклюзией

в образовании

в

се больше детей

с интеллектуальной

недостаточностью

стали обучаться в

массовых

школах

, что создает

определенные трудности.

Происходит так называемая стихийная интеграция - дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психоречевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями.

Обучаясь в массовом образовательном учреждении, дети с отклонениями в развитии должны получать целенаправленную специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются: контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде сверстников.

Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников. Педагог призван решать особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка, имеющего отклонения в развитии, окружающими. Разрешение подобных ситуаций требует как работы с окружением ребенка по преодолению у сверстников, педагогов и родителей негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим ребенком по развитию восприятия себя как личности, поддержке его веры в свои силы.

 

Реальная практика образования испытывает потребность в педагогах-профессионалах, владеющих основами психологии и дефектологии, способным к работе с различными категориями учащихся, воспитанников (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, представителей различных этнических групп), в наличии в учреждении разработанной программы сопровождения учащихся интегрированных классов и соответствующих специалистов, в повышении квалификации педагогов, работающих в интегрированных классах.

Педагогам массовых школ необходимо пересмотреть основные положения методики преподавания, овладеть приемами коррекционной учебно-воспитательной работы, изучить специфику обучения учащихся с отклонениями в развитии.

На уровне учреждения работа ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, объединенными в консилиум. Специалисты выявляют проблемы в развитии детей и оказывают первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями, воспитателями.

 

И в заключении, хочу привести несколько рекомендации педагогам по работе с детьми с интеллектуальными нарушениями:

Прежде

всего

необходимо установить контакт с ребенком «глаза в глаза»;

Ровный, выдерж

анный тон в разговорах с детьми.

Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотврати

ть возникающее

столкновение

.

Н

еобходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых. 

Можно использовать понижение голоса.

П

омните, чт

о у

детей

с нарушениями в развитии

часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог

показывает эталон поведения и общения.

В

сегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте насто

йчивость.

С осторожность использовать тактильные прикосновения (особенно с детьми с

аутоподобным

поведением).

Н

е говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему

использованных детьми.

 

С

облюдайте полное беспристрастное

отношение к детям.

 

В организации учебного процесса необходимо:

- использовать вербальные поощрения;

- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

-  разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

-   осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x