Опыт работы с ребенком с ОВЗ

Автор Василенко Ольга Александровна

Здравствуйте, уважаемые гости! Меня зовут Василенко Ольга Александровна, я воспитатель высшей квалификационной категории. С ребенком с ограниченными возможностями здоровья Котловой Кристиной я работаю на дому с сентября 2015г.

Диагноз девочки: последствия раннего органического поражения ЦНС, ДЦП, спастическое двойное поражение с преобладанием нижних конечностей. Контрактура голеностопных суставов. Косоглазие первичное сходящееся, сложный смешанный астигматизм, подозрение на частичную атрофию зрительных нервов.

Для работы с Кристиной был разработан индивидуальный маршрут на один учебный год. Разрабатывался он комиссией, в состав которой вошли: старший воспитатель Гладких Наталья Николаевна, логопед Иваненко Елена Егоровна, и я – воспитатель.

Основными направлениями коррекционно- педагогической работы являются:

- формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти рук, необходимых для формирования зрительно- моторной координации; развитие манипулятивной функции- неспецефических и спецефических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук);

- развитие игровой деятельности;

 

- развитие речевого общения с окружающими ( со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического строя речи;

- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

- развитие памяти, мышления (наглядно- образного и элементов абстрактно- логического);

- формирование математических представлений; развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

- подготовка к обучению в школе.

Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности Кристины.

Развитие сенсомоторной сферы включает:

- классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;

- развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;

- развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, конструирование;

- развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;

- развитие слухового восприятия неречевых звуков;

- развитие темпо- ритмического чувства;

Развитие речи предполагает:

- развитие фонематической системы: анализа, синтеза, дифференциации звуков, фонематических представлений;

- увеличение активного и пассивного словарного запаса;

- развитие лексических значений слов;

- развитие способности словоизменения;

- развитие способности словообразования;

- развитие структуры предложения: нераспространенного и распространенного, простого и сложного;

- развитие связной речи диалогической и монологической.

Развитие мышления:

- развитие наглядно- действенных и наглядно- образных форм мышления: установление тождества объектов, сравнение объектов, моделирование по величине и форме, развитие способности соотнесения частей и целого, классификация объектов по одному и двум признакам;

- развитие вербально- логических форм мышления: определение понятий, классификация предметов по категориям, исключение предметов, отгадывание загадок, понимание переносных значений слов, определение последовательности событий.

Развитие памяти и внимания:

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие зрительного внимания и памяти;

- прямое и последовательное конструирование по образцу;

- заучивание стихотворений.

 

Формирование математических представлений:

- порядковый счет: прямой и обратный;

- ориентирование в числовом ряду;

- знакомство с цифрами;

- формирование представлений о количестве;

- сравнение и уравнивание количеств;

- формирование представлений о составе чисел;

Подготовка к овладению письмом:

- обучение правильному держанию карандаша, подбор индивидуального приема держания;

- формирование навыков пространственной ориентировки на листе;

- формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, и т.п.

Мои встречи с Кристиной проходят у нее дома три раза в неделю, длятся один час, который включает в себя:

13.00-13.05 Встреча, общение с ребенком, родителями.

13.05-13.25 Образовательная деятельность (занятие №1).

13.25-13.35 Совместная деятельность ребенка- инвалида.

13.35- 13.55 Образовательная деятельность (занятие №2).

13.55- 14.00 Общение с ребенком, рефлексия деятельности, беседа с

Родителями.

Расписание занятий.

Вторник- 1. Ребенок и окружающий мир.

2. Рисование.

Среда- 1. Развитие речи.

2. Аппликация / лепка.

Пятница Формирование элементарных математических

представлений.

Планирование совместных видов деятельности педагога с ребенком:

Вторник- игровая деятельность, сюжетно- ролевая игра.

Среда- театрализованные игры / самообслуживание.

Пятница- развитие движений / воспитание культурно- гигиенических

навыков.

Кристиночка очень дружелюбная, общительная девочка, отношение к непосредственной образовательной деятельности у нее положительное. Она очень старается, усваивает учебную программу, очень ждет наших встреч. Но ей, как и любому ребенку с поражением ЦНС, свойственны разнообразные эмоциональные растройства. Это проявляется в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонна к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки.

Мы приглашаем Кристину с мамой на мероприятия, проводимые в детском саду. В прошлом году она замечательно выступила на Внутрисадовском конкурсе чтецов. У девочки очень хорошая память, речь развита соответственно возрасту. На новогоднем утреннике в этом году, испугалась Деда Мороза и не стала рассказывать стихотворение. Хотя заранее проводилась подготовительная работа, Кристина собиралась, бабушка ей сшила костюм. Теперь она сама смеется над своим страхом и в следующем году собирается на ёлку. Не смотря на то, что у нас с Кристиной дружеские отношения, мои прикосновения (поправить карандаш в руке, помочь обвести, или другую помощь) она воспринимает настороженно, вся сжимается. Поэтому для игр или упражнений, требующих тактильного контакта мы привлекаем маму. Она всегда рядом.

Основные методы коррекционного воздействия, для преодоления сложившейся ситуации:

Индивидуальная игровая терапия (подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно- ролевые игры)

Психогимнастика

.

Релаксационные упражнения (

нервномышечное

расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов)

Игры для развития психомоторики и

сенсорики

.

Элементы

сказкотерапии

,

куклотерапии

и

арттеропии

.

Так как у Кристины очень плохо развита моторика рук, графические навыки не соответствуют возрастному психическому развитию много внимания уделяется её развитию. Это разнообразные пальчиковые гимнастики, игры с бумагой, песком, тактильные игры, массаж, самомассаж кистей и пальцев.

Проводится большая работа по развитию графических навыков. Последовательность заданий строится в соответствии с закономерностями формирования графического навыка письма как двигательного акта. Для коррекции недостатков функции переключения движения, нарушения ритмичности и направленности движения учу изображать ломанные линии. У Кристины гиперкинетическая форма ДЦП, поэтому как один из методов обучения мы используем рисование с помощью трафаретов. Использование трафарета позволяет ребенку воспринять правильное движение руки для рисования и запоминания этого движения.

Немаловажное значение в моей работе имеет и обучение навыкам самообслуживания, которое проходит совместно с мамой. Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка.

Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать» цепочку действийДля начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.

Следующий шаг - определить оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка навыки изучались сначала, а более трудные - позже, причем обучение одному звену должно облегчать обучение последующему.

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется  выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, трусов, шапки, т. е. с одежды, не требующей застегивания. Позднее применяются различные приспособления для тренировки тонких движений пальцев, как расстегивание и застегивание пуговиц ( сначала больших, потом мелких), расшнуровывание  и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле  они переносятся на самого ребенка. Для развития движений мелкой моторики руки мы используем пособия и игры, которые будут способствовать развитию руки и пальцев.

Это: пальчиковые игры, массаж и самомассаж пальцев и рук, заводные игрушки, волчок и палочки для прокатывания по ладони, грецкие орехи и мелкие семена для захватывания пальцами и многое другое.

 Виды помощи при формировании навыков самообслуживания:

(Помощь или содействие) ребенку может быть разной.

•Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

•Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

•Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

•Физическая - физические действия, помогающие малышу справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь уменьшается, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.

Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.

При развитии навыков социально - бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики;  открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.

Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление  ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, педагоги и родители должны оказывать  лишь необходимую помощь.  В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность и непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается.  При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное  выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.

По ФГОС основное значение имеет воспитание личности ребенка. В своей работе я ориентируюсь на то положительное, что есть в каждом ребенке. При этом педагогический такт заключается не в том, чтобы закрывать глаза на недостатки ребенка и говорить ему только приятное, а в уважении к личности, в доброте в сочетании с требовательностью к больному ребенку. Необходимо фиксировать внимание детей на недостатках в такой форме, чтобы не подавлять, не унижать их, а взывать к достоинству, открывать перед ними возможность стать другим.

Я считаю очень важно воспитать у детей активность, волю, самостоятельность, стремление к преодолению трудностей. Поэтому заботу о детях следует сочетать с доверием и требовательностью к ним.

В процессе формирования личности необходимо развивать у ребенка целенаправленность, настойчивость, стремление довести начатое дело до конца, научить их владеть собой, контролировать свое поведение и деятельность, т.е. сформировать у ребенка личностную готовность к обучению в школе. Уделяю внимание формированию представлений о моральной норме и некоторых правилах общественного поведения, в данной работе важное значение имеет взаимодействие с родителями. Полученные представления актуализирую в специально созданных ситуациях.

В заключение хочу сказать: в развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой или воспитателем), и ему необходимы контакты в детском коллективе. То есть пора отправляться в детский сад. Этот момент, немаловажный и для здоровых детей, имеет особое значение для малыша с ДЦП. Ведь взаимоотношения со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе. Очень жаль у большинства ДОУ нет возможности, оборудования принять таких детей. Кристина жизнерадостный, открытый для общения человечек, но её круг пока ограничивается семьей и близкими родственниками. Надеюсь, что в дальнейшем ситуация изменится.

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x