Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Автор: Лосева Таьяна Юрьевна

Цель: • Познакомить детей с природными явлениями – гейзерами и вулканами, их строением, причиной извержения. Задачи: • Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы. • Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава. • Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов. • Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения. • Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность). Предварительная работа: 1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И.Перфильев. 2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов. 3. Беседы о видах вулканов. 4. Изготовление макета вулкана. Оборудование: Презентация «Вулканы», макет вулкана (стеклянная банка, покрытая слоем пластилина), поднос, сода, уксус, гуашь красного цвета. Ход занятия: I. Приветствие. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами вспомним о свойствах воды. II. Вводная беседа. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами, для чего же нам нужна вода? – Чтобы пить, варить пищу, поливать цветы и т.д. Воспитатель: Хорошо, молодцы! А как вы думаете, какая бывает вода? – Вода бывает твердая и жидкая. Воспитатель: Правильно! – Как, вы представляете «твёрдую воду»? В виде чего? – В виде льда, сосульки. Воспитатель: Правильно! А ещё, какая бывает вода? – Холодная, горячая. Воспитатель: Правильно! Как вы думаете, если смешать холодную и горячую воду, что получится? – Получится тёплая вода. Воспитатель: Правильно, молодцы! 1 ребёнок: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране… Раз, два – всем нужна вода, Три, четыре, пять – будем воду охраня III. Основная часть. «Сюрпризный момент» Сегодня я хочу вам рассказать ещё об одном интересном свойстве воды. Горячая вода, ребята, встречается не только на кухне, она бывает в природе. Это явление называется гейзер. Гейзеры – редкое явление природы. Это разновидность кипящих источников, температура в которых достигает 98 градусов. Слово «гейзер» означает фонтанирующий, бьющий фонтаном. Встречаются гейзеры в Северной Америке, в Исландии, Новой Зеландии. В России тоже есть это уникальное явление и необыкновенное зрелище. Более 40 гейзеров, выбрасывающих фонтаны с горячей водой, находятся на участке земли площадью около 8 квадратных километров. Это место называется Долина гейзеров, и находится оно на Камчатке у слияния рек Гейзерная и Шумная. Долина была открыта в 1941 году. Все источники носят интересные «говорящие» названия. Жемчужный, Малахитовый, Розовый получили свои названия из-за разных цветов водного осадка. Великан, Фонтан, Большой – по мощности струй, которые они выбрасывают вверх. Самый крупный гейзер – Великан. Столб его воды взлетает на высоту 30 метров, а клубы пара поднимаются до 300 метров. Это удивительное зрелище сопровождается оглушительным рёвом. Каждый из гейзеров имеет определённый режим и ритм извержения, но все они действуют с точностью часового механизма. Воспитатель: Помимо гейзера в природе существуют похожие явления. Только вместо воды в воздух выбрасывается дым, пепел. Вы можете сказать, что это? О чём я говорю? Дети: Вулкан. Воспитатель: Кто из вас видел вулкан? Может, кто то рассказать, что такое вулкан? Рассказы детей Воспитатель: Молодцы, всё правильно! А сейчас послушайте, что же такое вулкан. Вулкан – это образовавшиеся естественным образом отверстие в земной горе, через которое раскаленная порода, называется лавой, а также газы, пары и пепел вырываются наружу, часто в виде больших и умных извержений или взрывов. Обычно вулкан представляет собой конусообразную гору с отверстием в центре – через него и проходит извержение. Раскалённая магма в магматическом очаге напоминает дрожжевое тесто: она увеличивается в объёме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто, приподнимая крышку кастрюли и вытекает, через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность. Если открыть бутылку с каким-нибудь газированным напитком, которая долго тряслась в рюкзаке, то из неё хлынет фонтан пены и брызг. Это происходит потому, что от сотрясений внутри бутылки образуется слишком много газа, который и выталкивает её содержимое наружу. При извержении вулкана происходит нечто подобное. По активности вулканы бывают: действующие, спящие и потухшие. Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества. Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно. Это вулканы, не извергавшиеся больше 10 000 лет. И, наконец, потухшими считают вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет. Вулканологи считают, что каждые два года Земля рождает в среднем три новых вулкана. Причем каждый третий из них — не на суше, а под водой. Всего же на планете зарегистрировано более 1300 действующих вулканов, из которых почти четверть — подводные. Знаменитых вулканов на планете множество, такие как – Везувий, Фудзияма, Кракатау, Мон-Пеле, Этна и другие. Известность их порождена различными причинами… Человечество не в силах предотвратить природные процессы извержения вулканов, сопровождающиеся сообщениями о стихийных бедствиях, но будем надеяться, что учёные-вулканологи будут постоянно углублять свои знания в этой области, и мы сможем избегать человеческих жертв и ущерба. Физминутка Вулканы начали “вулканить” – Из жерла лаву извергать. По склонам лава потекла И Землю сильно обожгла. Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом, и золой. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! Но вот он начал уставать – Огонь в нём начал угасать. Последний раз огнём дыхнул – И на десятки лет уснул. Пройдут века… И вновь вулкан проснётся, И лава из нутра его польётся. IV. Проведение опыта Сейчас мы с вами посмотрим на опыте, как происходит извержение вулкана. Воспитатель проводит опыт: 3 ложки соды насыпать в макет вулкана добавить, немного разведённой гуаши, уксус. Образуется пена, она поднимается и выливается через край. Создаётся эффект действующего вулкана. V. Подведение итогов. А теперь давайте с вами ребята свои впечатления выразим в своем творчестве, кто то нарисует, а кто то слепит. Список используемой литературы: 1.Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г. 2.Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г. 3.Интернет – ресурсы:

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x