Опыт педагогов применения ИТО в обучении математиков в школе | Бурмакина Дарья Викторовна. Работа №206096
Автор: Бурмакина Дарья Викторовна
Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.
Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др. [9]
Информатизация образовательного пространства позволяет радикально повлиять на качество подготовки выпускников школы - потенциальных носителей нового типа мышления, соответствующего требованиям общественного развития через существенное повышение эффективности учебного процесса.
Преподавание математики требует выполнения самостоятельных работ, тестовых и практических заданий, виртуальных экскурсий, проведение уроков в форме игры. На проведение некоторых работ не хватает времени и оборудования. Это вызвало необходимость применения компьютера на уроке. Для повышения мотивации и интереса к изучению математике необходимо искать другие средства для современного школьника. Это привело к использованию мультимедийных дисков, презентаций, видеосюжетов. Учащиеся все чаще используют ресурсы Интернета, что расширяет кругозор.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках математики текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
Использование компьютера на уроках математики способствует активной деятельности учащихся.
Ученый-педагог В. П. Беспалько предложил тесты как один из путей отхода от демагогии, формализма в оценке результатов обучения. Потому что при тестировании учитывается, какие знания должны быть у ученика в конце обучения; есть инструмент для выявления результата обучения - компьютер; возможны его (теста) измерение и оценка, т. е. соотнесение с определенной шкалой.
Современный урок математики. Из опыта работы учителей математики Витебской области. Применение мультимедийных презентаций во время урока.
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих учитель математики использует различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет: math.ege, alexlarin.narod.ru и др. Тесты могут быть простые, в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный; они могут быть представлены в виде установления соответствий, а также содержать несколько кратких ответов. Такие тесты можно использовать на различных этапах урока. Способы работы с ними также разнообразны – фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, с последующим выводом на экран правильных ответов. Тренажеры содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу обучающихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле обучающимся предлагаются вопросы по пройденному материалу. В случае неудачного ответа созданная презентация дает возможность обучающимся, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.
Главной задачей как в старшей, так и в основной школе является качественная подготовка обучающихся к ГИА и ЕГЭ. Использование информационных технологий позволяет оптимизировать этот трудоёмкий процесс. В практической деятельности возможно использование тренажеров для подготовки к ЕГЭ по математике, проведение тестирования в режиме on-lain. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ГИА и ЕГЭ, содержат такое же количество заданий. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить», затем, каждый обучающийся получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть, как он ответил и как должен был ответить на поставленные вопросы. В итоге дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у ученика возникли затруднения по тому или иному вопросу, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз просмотреть изученный материал. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Работа на тренажерах позволяет более эффективно подготовить обучающихся к ЕГЭ.
Важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работы, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых, тема проекта должна нести в себе исследовательский элемент. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (это ИКТ и математика), но реально его выполнение затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, историю и ряд других в зависимости от темы. Поэтому руководителей проекта может быть и два, и три. Важным является определение оптимального количества участников проекта. Можно заметить, что обучающиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты такой работы всегда хорошие.
Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учителя и учеников.
На основании опыта учителей, изложенного в различных статьях, можно сделать вывод, что на уроках алгебры, где необходимо построение чертежей, а также при изучении графиков функции использую «Электронное учебное пособие. «Интерактивная математика 5-9 классы». Пособие состоит из 12 виртуальных лабораторий. В каждой лаборатории есть примеры задач, которые можно решать с помощью инструментария лаборатории. Задачи распределены по классам и «привязаны» к соответствующим пунктам учебников. В ходе решения предполагается контроль за действиями учащихся, как со стороны компьютера, так и учителя, предусмотрена отправка выполненных заданий от ученика к учителю по сети, а также возможность самоконтроля с помощью компьютера.
Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендуемые учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.
Старинская Любовь Викторовна говорит, что сейчас не для кого не секрет, что интерес к геометрии упал, если по алгебре учащиеся с удовольствием выполняют те или иные задания, то геометрию, как правило, недолюбливают. Не вооруженным глазом прослеживается, что связь с жизнью на уроках алгебры, а особенно геометрии — это необходимая ступень к понятию и изучению геометрии. Уже в 5 - 6 классах ведет пропедевтику той геометрии, которую они будут изучать с 7 класса, а в старших классах делает упор на связь геометрии с другими предметами и на ее практическое применение. На некоторых уроках ставит задачи проблемного характера, перед изучением какой-либо темы.
Любовь Викторовна в своей работе использует различные типы уроков. Если это урок - объяснение нового материала, то старается заинтересовать ребят еще до начала объяснения темы. Начинает урок с повторения лёгких заданий и на них опираясь, плавно переходит к новой теме, или ставит проблемную задачу, а затем постепенно переходят к её разрешению с помощью новой темы, а можно начать с древней истории математики. Например, при объяснении темы «Сумма геометрической прогрессии» в 9 классах, она начинает урок с древней легенды индусского царя Шерама, который научился играть в шахматы и восхищался ее остроумию и разнообразием в ней положений.
Учителя математики отмечают, что использование компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся. Использование презентации на уроке не подменяет деятельность учителя, а дополняет ее. Часть информации, которая необходима для вынесения на демонстрационные слайды, а часть проговаривается учителем, что, безусловно, повышает продуктивность урока, что позволяет учителю увеличить объем излагаемого материала на уроке. Продуктивность повышается за счет сокращения времени, например, на построении чертежей на уроках геометрии. В результате быстрее проходит повторение опорных знаний и увеличивается число решаемых задач.
Существуют различные мнения учителей о рациональности использования компьютерных технологий при обучении математике. Более того в школе чаще всего применяются классно-урочная и лекционно-семинарская форма обучения, которые существуют практически в неизменном виде очень давно.
Можно привести минимизированную таблицу с учетом использования
информационных технологий на различных этапах урока математики.
Основные блоки
Этапы
урока
1
2
3
4
5
6
6
Начало урока
Математический
диктант
Теоретический опрос
Устный счет с использованием компьютера
Обсуждение выполнения д/з
Взаимо-опрос
«Да-нетка»
Объяснение нового
материала
Проблемный диалог с использованием компьютера
Привлекательная цель
Удивляй
Практичность
теории
Доклад
Лови
ошибку!
Закрепление,
Тренировка, отработка умений
Лови
ошибку! с использованием компьютера
Отработка
умений при решении
примеров и задач
Тренировочная
самостоятельная
работа с использованием компьютера
Устный программируемый опрос
«Да -нетка» с использованием компьютера
Игра-тренинг с использованием компьютера
Повторение
Повторяем с контролем
Опрос-итог с использованием компьютера
Обсуждение д/з
«Да-нетка»
Повторяем с расширением
Свои примеры
Контроль
Опрос по цепочке
Самостоятельная работа с использованием компьютера
«Да-нетка» с использованием компьютера
Математический диктант с использованием компьютера
Тренировочная
контрольная работа
Выборочный
контроль с использованием компьютера
Задание на дом
Задание массивом
Три уровня д/з
Творчество
работает на будущее
Необычная обычность
Особое задание
Идеальное задание
Конец урока
Опрос-итог
Обсуждение д/з
Подведение итога
Игра-итог
Роль «психолог
Отсроченная отгадка
Таким образом, из приведенной таблицы мы видим, что практически на каждом этапе урока математики возможно применение обучающих программ и компьютерных технологий.
Информационные технологии позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы.
Учителя математики школ ЯНАО применяют на уроках новые информационные технологии, по этому вопросу проводятся семинары, методические объединения учителей. В городе Салехарде в 2003 году прошел семинар учителей МО математики и физики на базе многопрофильной гимназии по теме «Информационные технологии на уроках математики и физики». Учителя обменивались опытом работы по применению компьютерных технологий на уроках математики.
Использование информационных технологий применяется на факультативных занятиях по математике, в исследовательской деятельности учащихся. Дети создают проекты по алгебре и геометрии. Проекты дают возможность развивать логическое, образное мышление, пространственное воображение обучаемых. Особенно удачен для интерпретации геометрический материал. У учащихся появляется возможность самим создавать фигуры, преобразовывать их, конструировать различные объекты. Для этих целей можно использовать программу CorelDraw, новую программу для построения пространственных фигур и их сечений 3D Sec Builder, программу Graph 303 – для построения графиков тригонометрических функций и другие. [10]
Верещагина Наталья Николаевна, преподаватель средней общеобразовательной школы с гимназическими классами, № 1126, г. Москвы делится своим опытом о преподавании математики в 6 классе с компьютерной поддержкой.
На уроках математики обучение с привлечением компьютерных программ начинается с 6-го класса. Работают с программой «Живая геометрия», установленной на компьютерах Macintosh LS.
Одно из главных достоинств этой программы - возможность непрерывного изменения геометрических объектов с сохранением математических соотношений между ними. Программа позволяет моделировать различные математические ситуации, анализировать и делать открытие на основании достаточно большого количества опытов самостоятельно каждым учеником. Материал требует анализа большого количества задач, на что обычно не хватает времени на уроках. Эти проблемы помогает решить программа «Живая геометрия».
В ГБДОУ гимназии № 399 Красносельского района г. Санкт-Петербурга учитель математики также применяет программу из учебно-методического комплекта «Живая математика». Ученики работают над творческими проектами («Компьютерное моделирование правильных многогранников», «Построим циркулем узор», «Секреты геометрии замка»). «Живая математика» помогает решать поставленные задачи на современном уровне – доступном, ярком, наглядном, делает проекты исследовательскими Пакет «Живая геометрия» рекомендован Институтом информатизации образования Российской академии образования для использования на уроках математики в 6 классе. Рассмотрены примеры применения пакета при изучении тем «Площади», «Построение треугольника», «Прямоугольные координаты на плоскости», «Зеркальная симметрия» и т.д.
В МОУ «Гимназия № 1» г. Полярные Зори Мурманской области учитель математики на своем личном сайте разместила обучающие модули для учителей математики по работе в Power Point для создания обучающих презентаций и тестов, рассмотрела алгоритмы применения презентаций на уроках, привела разработки уроков [Сайт учителя математики Савченко Е.М. 2012].
По мнению С.Г. Григорьева и В.В. Гриншкуна, современные средства ИКТ, применяемые в образовании, способствуют повышению эффективности обучения, обеспечению процессов творчества, помогают преподавателю создать такую обучающую среду, которая способствует формированию мышления учащихся. В этом плане наиболее интересны специализированные мультимедиасредства, основное назначение которых – повышение эффективности учебного процесса. Особо выделяются интерактивные мультимедиадоски (ИД).
Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».
Изученный опыт работы учителей показывает, что использование компьютерных презентаций на уроках математики позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности, при этом меняется характер учебной деятельности и структура урока принципиально другая.
Таким образом, применение информационных технологий на уроках математики, дает возможность у учащихся развивать пространственное воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами геометрических измерений и построений. А главное ИТ – развивают способности читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, позволяют формировать способность саморазвития и самообразования на современной компьютерной базе.
Используя ИКТ на уроках, пришла к выводу, что здесь есть как свои плюсы, так и минусы. Начну с плюсов. В сегодняшних условиях применение компьютера позволяет значительно расширить границы урока. Создается новая система работы с иллюстративным материалом, возможность его сведения к единому формату. Появляются новые варианты использования, традиционных форм. Это работа самих учащихся. Ученики сами активно работают в данном направлении, они создают авторские презентации, защищают свои рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера. Облегчение физической нагрузки педагога. На замену кипам журналов и книг с маленькими, не всегда чёткими и потому не всем видными иллюстрациями, вместо магнитофона и кассет учитель приходит на урок с диском или флеш-картой.
Очевидно, наиболее распространенный вариант использования ИКТ на уроках сегодня это применение презентаций и как правило, учителя этим ограничиваются. Однако, возможности ИКТ в учебном процессе гораздо шире.
Большинство учителей в настоящее время активно используют интернет в учебном процессе. Используются интернет-ресурсы для подготовки учениками некоторого сообщения по определенной тематике. В этом случае ученик имеет возможность относительно быстро найти необходимую информацию и в достаточно большом объеме. Сначала идет накопление фактического материала, но после этого должно следовать осмысливание, анализ, отбор интересной и действительно нужной информации и составление своего варианта сообщения. Как правило, этого не происходит. Большой объем изученной информации воспринимается учениками как уже оконченная работа.
При использовании ИКТ у каждого ученика появляется возможность работать на уроке в своем темпе, а у учителя работать с учеником индивидуально и дифференцированно. Допустим, ученик на уроке работает на компьютере с различными учебными программными продуктами (контролирующими, тренирующими, демонстрационными, обучающими), выполняет задания с применением текстовых и графических редакторов, проводит расчеты и перерасчеты при помощи электронных таблиц, применяет базы данных и системы управления базами данных, использует электронные учебники и пособия. Все хорошо, если не учитывать, что тогда на каждом уроке ученик вынужден много работать за компьютером.