Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Опыт преподавания английского языука Глухим студентам ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Сапожникова Елена Леонидовна

Опыт преподавания английского языка глухим студентам.

 

Е.Л.Сапожникова,

преподаватель английского языка

                                                                    ГБПОУ «Челябинский техникум

текстильной  и легкой промышленности»

 

Социальная интеграция лиц с ограниченными физическими возможностями, среди которых и лица с различной степенью поражения слуховой функции, представляет для современного общества важную гуманитарную задачу, решаемую, в том числе, средствами образования. Владение иностранными языками, как известно, в значительной степени определяет кругозор и общий культурный уровень личности. В связи с политическими изменениями, произошедшими в России, когда общество стало открытым, и страна активно включилась в общемировой интеграционный процесс, знание иностранного языка приобретает все большее значение. Особое место принадлежит английскому языку, ставшему по существу языком межнационального общения. Развитие и широкое распространение в последние годы компьютерных технологий, средств связи, сетевых коммуникаций (интернет) привело к тому, что знание английского языка оказывается необходимым не только для многих видов профессиональной деятельности, но в значительной мере для ориентации в современной повседневной жизни. Владение английским языком для молодых людей, входящих в жизнь, становится все более важным, влияющим на их общественный статус.

Но вместе с тем исследования, проводимые такими учёными – психолингвистами как Выготский Л.С., Коровин К.Г., Шиф Ж.И., Шаповал И.А. и другие, показали, что обучение иностранному языку при слуховых нарушениях не может вестись путем прямого использования существующих методик, применяемых при обучении лиц, обладающих нормальным слухом. Причины этого значительно глубже, чем просто физические трудности, связанные с потерей либо со значительным снижением слуха. Лица с нарушениями слуха иначе, чем слышащие воспринимают речь; у них иные пути формирования словесной речи, овладения грамматическим строем языка, развития языковых обобщений. Хорошо известно, к каким тяжелым последствиям в смысле формирования речи приводит ранняя глухота, если она не компенсируется специальным обучением. И в процессе такого обучения, особенно на начальных его стадиях, наблюдаются серьезнейшие отклонения от нормы в речи и мышлении ребенка. Особый случай представляет собой процесс понимания значения слов глухонемыми. В этих случаях значения слов формируются не в процессе живого общения, в контексте которого здоровый ребенок усваивает изменчивость слов; глухонемой ребенок обучается отдельным словам иным путем, и если слово «поднять» было дано ему в значении «нагнуться и взять с пола какой-нибудь предмет», то понимание того же слова в контексте «поднять руку» оказывается для него очень сложным, пока ему не будет объяснено, что слово может употребляться и в другом контексте. Прилагательное «голый» понималось как «без платья», и поэтому выражение «голые стены» истолковывалось как стены, на которых не висят платья. Выражение «золотые руки» толковалось как руки, на которые одеты золотые вещи; «золотые слова» - как слова, обозначающие кольцо, браслет и т.п., т.к. глухой учащийся слово «золотой» понимает в значении «сделанное из золота» и не представляет его в другом значении. Особую трудность у глухих вызывает употребление местоимений из-за отсутствия во многих из них предметного значения - «все», «они», «нам» и т.п. Глухой, строя фразу о том, что он вместе с собеседником производит некоторое действие, употребляет пару местоимений «я и ты». Он не употребляет вместо этой пары обычного для нормально слышащего местоимения «мы», потому, что оно содержит трудное для глухого обобщение множественного числа. Все эти и многие другие результаты исследований ученых были тщательным образом изучены и учтены при разработке программы по английскому языку для слабослышащих студентов.

 Вот уже почти 20 лет в нашем учебном заведении обучаются студенты с нарушением слуха по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации было разрешено часы английского языка заменять часами русского языка, что и делалось на протяжении нескольких лет. Первый опыт преподавания английского языка слабослышащим студентам был предпринят 15 лет назад как факультативный курс. Опыт оказался довольно успешным и уже через год английский язык был включен в учебный план как обязательная дисциплина. Мы начали с того, что тщательно поработали над рабочей программой, поставив главной целью обучения развитие навыков работы с печатным текстом, со словарями и справочной литературой на английском языке. Программа разработана на основе требований Государственного образовательного стандарта к изучению дисциплины «Иностранный язык». В ней оставлены базовые циклы, но увеличилось или уменьшилось количество часов на некоторые темы. Как уже было замечено, слабослышащим трудно дается понимание абстрактных понятий, поэтому пришлось упрощать и сокращать до минимума некоторые грамматические темы.

Так как у слабослышащих в основном визуальное восприятие, на уроках используются всевозможные наглядные пособия, таблицы, карточки, картинки. На начальном этапе обучения применяем компьютерные игры, презентации (так учим алфавит, слова). Освоив пальцевый английский алфавит,  свободно проводим уроки, не прибегая к помощи сурдопереводчика. (Способ разговора глухих людей с помощью пальцев называется дактилологией. Каждое положение пальцев при этом означает букву. В настоящее время в мире существует более 40 таких алфавитов и систем. Иногда слышащие люди принимают за пальцевый алфавит знаковый язык глухонемых. Однако это разные вещи. В то время как пальцевым алфавитом передают звуки речи (буква за буквой), знаки представляют целые понятия. Знаковый язык – это система общения, использующая жесты, которые интерпретируются визуально).

На 2 курсе слабослышащие студенты начинают осваивать лексику по теме «Одежда». Здесь на уроках мы применяем большое количество наглядных пособий: картинок, журналов, рисунков. Создан и успешно используется в работе видеословарь по теме «Одежда», который постепенно пополняется новыми словами, фразами, техническими терминами (в видеословаре используется знаковый язык). В настоящее время ведется работа по созданию учебного пособия в помощь слабослышащим пользователям ПК с подбором лексики, специальных терминов, текстов.

В результате к концу обучения наши студенты умеют составлять фразы, несложные сообщения, делать описание моделей одежды, работать с текстом (находят нужную информацию, достаточно качественно делают перевод текстов по изученным темам), работать со словарями и другими справочными материалами.

Мы провели анкетирование среди глухих студентов 1 и 2 курсов с целью выявить их отношение к изучению английского языка и получили достаточно интересные цифры:

 

 

 

 

 

Как вы относитесь к английскому языку?

 

1 курс

2 курс

Хорошо

58,3%

46,2%

Средне

33,3%

46,2%

Не очень

8,4%

7,6%

Нравятся ли вам уроки английского языка?

 

1 курс

2 курс

Да

75%

65%

Средне

25%

15,3%

Не очень

0%

23,2%

Нужен ли вам английский язык?

 

1 курс

2 курс

Да

100%

76,9%

Не знаю

0

0

Нет

0

23,1%

Легко ли вам даётся английский язык?

 

1 курс

2 курс

Да

41,7%

7,7%

Не очень легко

58,3%

30,8%

Трудно

0

61,5%

 

 

 

 

Для чего вам нужен английский язык?

 

1 курс

2 курс

Общаться с иностранцами

33,3%

7,7%

Для работы с компьютером, в интернете

33,3%

7,7%

Для себя, учёбы, карьеры

25%

69,2%

Возможность ездить за границу

0

7,7%

На всякий случай

8,4%

7,7%

 

Эти результаты говорят о том, что английский язык нужен слабослышащим студентам, они видят сферы применения полученных знаний, а это в свою очередь служит хорошим стимулом в работе для нас, преподавателей.

 

Литература:

1.Набокова Л.А. Обучение английскому языку студентов с нарушениями слуха в системе высшего гуманитарного образования: Начальный курс: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.03: М., 2005, 212 с. РГБ ОД, 61:05-13/2364

 

Аннотация

Сапожникова Елена Леонидовна

Опыт преподавания английского языка глухим студентам.

В статье анализируется опыт преподавания дисциплины «Английский язык» для студентов с ограниченными физическими возможностями, а именно с нарушением слуха. Ссылаясь на исследования известных учёных, автор приводит ряд особенностей в восприятии иностранного языка глухими студентами. Эти особенности нашли отражение и в рабочей программе, и в методах и приёмах работы со студентами с ограниченными физическими возможностями.

Ключевые слова: дисциплина «Английский язык», ограниченные физические возможности, глухие студенты.

Sapozhnikova Elena Leonidovna

The experience of studying English by weak hearing students.

In this article the experience of teaching of discipline «English language» for students with limited physical opportunities, exactly with hearing damage, is analyzed. Quoting to the investigations of famous scientists, the author gives the number of peculiarities in perception of foreign language by weak hearing students. These peculiarities are reflected in working program and in methods of working with students with limited physical opportunities.

Key words: the discipline «English language», limited physical opportunities, weak hearing students.

 

Сапожникова Елена Леонидовна

ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и лёгкой промышленности»

Преподаватель английского языка

 

Рабочий адрес: 454106, г. Челябинск, ул. Речная, д. 1а

Пожалуйста, подождите.
x
×