Опыт работы на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность, как форма исследовательской деятельности дошкольников» ☼
Автор: Чебыкина Ирина Викторовна
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является « развитие свободной творческой личности ребенка»
Задачи развития
- развитие творческого воображения и мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие познавательных способностей;
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми строю я по трём взаимосвязанным направлениям:
живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.). Проводили детьми:
«Может ли растение дышать?»
«Есть ли у растений органы дыхания?»
«Нужен ли корешкам воздух?»
«На свету и в темноте» и т.д
Проводили цикл опытов «Посев и проращивание семян» т.д
неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).
Проводили с ребятами опаты:
«Свойства воздуха», «Испарение».
Узнавали свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса.
Интересные опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?
Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита.
человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).
В своей группе использую:
Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:
Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
Целепологание (что нужно сделать для решения проблемы).
Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
Анализ полученного результата.
Формулирование выводов.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Обосновала содержание уголка экспериментирования.
-приборы – помощники: лупы, весы, песочные и водяные часы, компас, магниты, микроскоп, емкости для игр с водой разного объёма и формы;
- разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл, керамика.
- природный материал: мелкие камни, глина, песок, чернозем, ракушки, шишки, перья, мох, пух, листья, семена и др.
- технические материалы: скрепки, болты, гвозди и др.
- разные виды бумаги: цветная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная.
- красители: гуашь, акварельные краски, природные и пищевые красители.
- медицинские приборы и материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, йод, зеленка, вата, марлевые салфетки.
- прочие, разнообразные по назначению качествам и свойствам, материалы: зеркала, воздушные шарики, масло, мука, соль, сахар, крупы, пенопласт, полиэтиленовая пленка, пуговицы, поролон, фольга, парафиновые свечи.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала в картотеку:
— опыты и эксперименты,
— конспекты занятий,
— схемы проведения различных экспериментов, используя которые дети самостоятельно могут проводить простейшие опыты,
— беседы и наблюдения на прогулке и в уголке природы.
Один из перспективных методов обучение и воспитание на основе современных новых интегрированных технологий является метод проектной деятельности.
Работа над проектом имеет большое значение развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевое, художественное и другими видами деятельности.
И заключение, хотела бы. Что опытно-экспериментальная работа, проводимая мною привела к большим результатам. Дети стали, намного - внимательными, появился устойчивый интерес к окружающему миру, научились анализировать, делать обобщения, умозаключения.
Это - своеобразный «комплекс» для формирования познавательных способностей. Использование технологии – детское экспериментирование педагогической практике является эффективным методом для развития базовых способностей у детей дошкольного возраста.