Опыт работы на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность, как форма исследовательской деятельности дошкольников»

Автор: Чебыкина Ирина Викторовна

 

   Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

    В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Основной целью опытно- экспериментальной  деятельности дошкольников является « развитие свободной творческой личности ребенка»

Задачи развития

- развитие творческого воображения и мышления;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие познавательных способностей;

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

  Свою работу по развитию  экспериментальной деятельности с детьми строю я по трём взаимосвязанным направлениям:

живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.). Проводили  детьми:

«Может ли растение дышать?»

«Есть ли у растений органы дыхания?»

«Нужен ли корешкам воздух?»

«На свету и в темноте»  и т.д

  Проводили  цикл опытов «Посев и проращивание семян» т.д

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).

Проводили с ребятами опаты:

 «Свойства воздуха», «Испарение».

Узнавали свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса.

Интересные  опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?

Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита.

 человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.) 

Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).

В своей группе использую:

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.

Целепологание (что нужно сделать для решения проблемы).

Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).

Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).

Анализ полученного результата.

Формулирование выводов.

   Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Обосновала содержание уголка экспериментирования.

-приборы – помощники: лупы, весы, песочные и водяные часы, компас, магниты, микроскоп, емкости для игр с водой разного объёма и формы;

-  разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл, керамика.

-  природный материал: мелкие камни,  глина, песок, чернозем, ракушки,   шишки, перья, мох, пух, листья, семена и др.

-  технические материалы: скрепки, болты, гвозди и др.

-  разные виды бумаги: цветная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная.

-  красители: гуашь, акварельные краски, природные и пищевые красители.

-  медицинские приборы и материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, йод, зеленка, вата, марлевые салфетки.

-   прочие, разнообразные по назначению качествам и свойствам, материалы: зеркала, воздушные шарики, масло, мука, соль, сахар, крупы, пенопласт, полиэтиленовая пленка, пуговицы, поролон, фольга, парафиновые свечи.

  Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала в картотеку:

— опыты и эксперименты,

— конспекты занятий,

— схемы проведения различных экспериментов, используя которые дети самостоятельно могут проводить простейшие опыты,

— беседы и наблюдения на прогулке и в уголке природы.

   Один из перспективных методов обучение  и воспитание на основе современных новых интегрированных технологий  является метод проектной деятельности.

Работа над проектом имеет большое значение развития познавательных  интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевое, художественное и другими видами деятельности. 

   И заключение, хотела бы. Что  опытно-экспериментальная работа,  проводимая  мною   привела к большим результатам. Дети стали, намного - внимательными, появился устойчивый интерес к окружающему миру, научились анализировать, делать обобщения, умозаключения.

 

   Это - своеобразный «комплекс» для формирования познавательных способностей. Использование технологии – детское экспериментирование педагогической практике является эффективным методом для развития   базовых способностей у детей дошкольного возраста.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x