опыт работы "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников" | Рогалевич Людмила Васильевна. Работа №240018
Автор: Рогалевич Людмила Васильевна
в статье описывается опыт работы по поисково-исследовательской деятельности с дошкольниками (цель, задачи, формы, организация работы)
«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов и эффективности их по организации поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
Выявить имеющиеся знания у педагогов по во
просам организации поисково-исследовательской деятельности.
Умение использовать полученные знан
ия в разных видах деятельности.
Развивать поз
навательный интерес у педагогов.
Детская поисково-исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.
Китайская пословица гласит: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Перед дошкольным учреждением и родителями встает задача необходимой важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Целью поисково-исследовательской деятельности в детском саду является: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи заключаются в следующем:
1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
2. Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
3. Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.
Формы работы поисково-исследовательской деятельности
непрерывная образовательная деятельность;
беседы познавательного, эвристического характера;
опыты, эксперименты;
просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
игры (сюжетно-ролевые, развивающие);
чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций;
наблюдение за явлениями природы и живыми объектами;
экскурсии и целевые прогулки;
труд в природе;
тематические дни и недели;
конкурсы, выставки, мини-музеи, коллекции;
праздники, развлечения, вечера досуга, театрализованная деятельность;
художественная и конструктивная деятельность;
речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов.
Организация поисково-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
Живая природа
(многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
Неживая природа
(вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).
Физические явления
(цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)
Человек
(человек – живой организм, человек – пользователь природы)
Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)
Поисково-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование - как форма этой деятельности.
Что же такое экспериментирование…
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
(ФГОС –отмечено: «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастным и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…».)
Что дает опытно-исследовательская деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность
придти
ему на помощь. Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера.
Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.
Одним из условий решения задач поисково-исследовательской деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.
В группе создала уголок экспериментирования, мини-лабораторию «Опыты и эксперименты».
В лаборатории имеется разнообразное оборудование:
• Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
• Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы;
• Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
• Гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
• Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
• Детские фартуки;
• Схемы для проведения опытов;
• Журнал для фиксирования результатов.
Для развития познавательного интереса у детей организовала кружок «Маленькие учёные».
Цель программы кружка: создание условий для формирования у дошкольников поисково-исследовательской деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого».
Организуя работу в кружке, стараюсь, чтобы дети были не только наблюдателями, а партнерами, участниками, не боялись высказывать свои мнения, обобщали свои наблюдения, даже если они окажутся неправильными. А в качестве объектов исследований предлагаю те предметы, которые окружают нас. Но исследование строю таким образом, чтобы дети могли увидеть что-то новое, необычное в привычном.
Зимой - это снег, лед, сосульки. Летом - вода, глина, песок, камни.
Начинать экспериментировать лучше с объектами неживой природы. В опытах учу детей пользоваться термометром, лупой, микроскопом и другими приборами.
Хочется отметить, что сложность опытов возрастает со средней группы. У детей формируется привычка задавать вопросы, пытаться самостоятельно на них ответить.
По продолжительности эксперимент может быть кратковременным или длительным. Если исследования с водой, магнитом, песком на выяснение их свойств занимают немного времени, то для наблюдений за сезонными изменениями в природе требуют большой временной отрезок (таяние снега).
Исследовательскую деятельность с детьми начинала с несложных экспериментов с водой: в ней растворяются соль, песок. Вода встречается в твердом состоянии (лед). Огромный интерес у детей вызвал тот момент, когда мы испытывали предметы на плавучесть. Давала детям возможность предугадать, какие утонут, а какие будут плавать.
«Свойства снега»
При знакомстве с камнями было проведено ряд занятий. Одним из которых является познавательное «Удивительные камни», где дети вспомнили сюжет сказки Бажова «Малахитовая шкатулка», посмотрели слайд- шоу о местонахождении камней, проводили опыты. А дома вместе с родителями изготовили различные поделки из камней.
При знакомстве с почвой, мы рассматривали землю через лупу, беседовали как она влияет на рост растений и в группе организовали мини-огород, где наблюдали за ростом растений.
Эксперименты с песком, глиной - рассматривали через лупу, обнаружили что песок состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. А мокрая глина имеет свойства - вязкости.
Эксперименты с воздухом: дети знают, что мы дышим воздухом, без него мы не можем жить, а есть ли воздух в предметах, которые окружают нас: в пустой бутылке, мешочке? Они кажутся детям пустыми.
Магнит: опыты с магнитами позволяют детям узнать, на что способен данный предмет.
«Знакомство с вулканом».
«Достоинства детского экспериментирования».
Вся исследовательская деятельность проходит через все виды детской деятельности. В детском саду не должно быть границы между обыденной жизнью и экспериментированием. Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Так наблюдения являются составной частью любого эксперимента. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
«Наблюдения в природе».
Во время проведения опытов возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры. Исследовательская деятельность связана с другими видами деятельности: чтение художественной литературы (свойства воды «Заюшкина избушка», «Колобок»), с музыкой, с физкультурой, во время приема пищи (горячий, холодный).
Таким образом, можно сделать вывод, что поисково-исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал: с ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.