Опыт работы с родителями в системе дополнительного образования. | Андреева Ирина Анатольевна. Работа №239571
Автор: Андреева Ирина Анатольевна
В статье представлен опыт работы педагога с родителями дошкольников в системе дополнительного образования.
Опыт работы с родителями в системе дополнительного образования.
Мои отношения с родителями имеют свою историю с географией. И сравнить ее можно с жизнью реки – начинается она с маленького ручейка, а затем подпитываясь различными притоками, превращается в могучую полноводную реку. Так у меня получилось и в работе с родителями. Придя в отдел дошкольного развития, я начала с малого – это родительские собрания, на которых решались организационные вопросы, но мне захотелось выйти за рамки стандартов и я стала готовить для родителей видеофильмы, в которые включаю фото и видеоотчёты занятий и мероприятий.
Параллельно весь год я систематически провожу совместные занятия с родителями ведь только в процессе взаимодействия педагога и родителей можно успешно развивать личность ребенка. Поэтому я постоянно привлекаю родителей к совместной деятельности, провожу игровые программы, экскурсии.
Открытые занятия для родителей я провожу с целью не только показать достижения их ребенка, и какие у меня требования на занятиях, но и научить родителей как нужно заниматься с ребёнком дома.
И моя задача, показать родителям, что в игре можно развивать ребенка, научить его читать, считать и т.д.
Игра – любимое занятие ребёнка. Она доставляет детям радость, удовольствие и почти никогда не надоедает. Вся жизнь ребёнка-дошкольника пронизана игрой. Так и только так он готов открывать для себя мир. В процессе игры дети активно познают окружающий мир. Игра является источником умственного и речевого развития. В дошкольном детстве обучение тесно связано с игровой деятельностью это обязательное условие дошкольного образования. С помощью игры можно развивать те качества и процессы, которые будут необходимы для учёбы в школе и вообще в дальнейшей жизни. В процессе игры ребенок получает стойкие положительные эмоции, которые являются прекрасным фоном для нормализации и активации всех функциональных систем организма ребенка, а это верный путь к здоровью.
Игровая форма занятий мною создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. На своих занятиях я использую авторские методики Дьенеша, Зайцева, физкультминутки Железновых.
С целью сплочения родителей и детей группы я провожу досуговые мероприятия: праздники, интеллектуально-творческие программы. Такие как «Осенины», «Путешествие по сказкам», «День матери», «Ура, каникулы!».
Я подбираю такие игры для своих мероприятий, чтобы родители могли использовать их дома в кругу своей семьи, чтобы они сплачивали, делали яркими и запоминающимися праздники и семейные вечера, поднимали настроение и развивали способности, содействовали развитию творчества, умения управлять своим поведением, сорадоваться и сопереживать друг другу.
Но необъятные горизонты открылись, когда я стала заниматься проектной деятельностью. В совместном творчестве с родителями были осуществлены 3 проекта гражданско-патриотической направленности:
«С памятью в сердце», посвященный освобождению Воронежа от фашистских захватчиков.
«И помнит мир спасённый» - Юбилею Великой Победы, который мы защищали вместе с детьми и родителями на городском конкурсе проектов и заняли 1 место.
И третий проект «Воронеж – ты сердца моего частица» был осуществлён в сотворчестве с педагогом – куратором Шатских В.Р. педагогом по музыке Гончаровой Л.М. , который занял I место в городском конкурсе творческих проектов.
В процессе проектной деятельности мы получили яркую активизацию детско-родительских взаимодействий. Это очень важно сегодня, когда эти взаимодействия переживают определённый кризис. Обновление содержания и формы организации процесса взаимодействия с семьей являются не только полезными, повышающими компетентность педагогов и родителей, но и интересными для них. Мы убедились, что многие родители с большим энтузиазмом вовлеклись в поиск информации, оформление наглядности, посещение экскурсий.
В процессе работы над проектами расширились мои формы работы с родителями, такие как экскурсии, создание альбомов, посещение театров, участие в конкурсах, выездные мероприятия.
К итоговому мероприятию проекта «И помнит мир спасённый» родителями с детьми были подготовлены альбомы «Мои героические прабабушки и прадедушки». Родителями была проведена огромная работа по поиску информации, они искали ее в интернете, расспрашивали вместе детьми бабушек и дедушек. На мероприятии «С Днем Победы» ребята с гордостью рассказывали о своих прадедушках и прабабушках, которые воевали в этой страшной войне и победили.
Мои дети любят читать стихи, рисовать, делать поделки и мы с удовольствием участвуем в конкурсах разного уровня, как в очных, так и заочных, в которых становимся победителями и призёрами.
Очень интересной формой работы стала для меня проведение совместных экскурсий. В рамках проекта «И помнит мир спасённый» мы посетили только музей «Арсенал». А уже на следующий учебный год в рамках проекта «Воронеж – ты сердца моего частица» были посещены музей – корабль Гото Предестинация, музей «Двор полезных забав Бирюльки» в Рамонском районе, музей боевой Славы, Краеведческий музей, а также Музейно-образовательный центр имени С.Я. Маршака и мы не собираемся останавливаться на достигнутом!
С целью привития интереса к искусству, развития эстетического вкуса, кругозора и воспитания эстетического вкуса два года подряд мы с детьми и родителями посещаем фестиваль Маршака.
Еще одна новая форма работы это выездные мероприятия. Мы выезжали в социальный приют для детей и подростков, расположенном на ул. Туполева, для которых подготовили и провели познавательно - досуговую программу «С любовью в сердце». Почему мы выбрали приют? Ведь это не достопримечательность, не музей. Но это- страница жизни нашего современного города. Перед поездкой с нашими «Светлячками» была проведена беседа о детях приюта, о том, что, что они живут без родителей, что эти дети тоже должны получить знания о родном городе и надо сделать всё, что в наших силах, чтобы они выросли с любовью в сердце к родному краю.
В ходе мероприятия дети не только получили необходимую информацию о родном крае, но ещё убедились в том, насколько важно проявлять внимание, заботу и милосердие.
Следующим шагом для поддержания более тесного общения с родителями я создала сайт, на котором родители могут найти интересующую их информацию. Я выкладываю для них дополнительные домашние задания (ребусы, кроссворды, математические раскраски), конкурсы, викторины, в которых родители с детьми могут принять участие. Также видео и фото отчеты с занятий, мероприятий или экскурсий.
Мой опыт работы показал, что совместное творчество ещё больше сближает меня с родителями. Но что я ещё заметила- это сближает детей и родителей- они получают общие впечатления и переживают общие эмоции.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – научить ребёнка жить. А что это значит? Это значит вырастить человека, который знает свой потенциал, знает пути его обогащения и реализации, умеет адаптироваться в жизни, способен ценить радость общения, правильно понимать и оценивать события, способного принимать решения. Но самое главное – это вырастить счастливого человека.