Опыт внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс коррекционной школы. ☼
Автор: Шапошникова Елена Валерьевна
Автор: Шапошникова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: ГКОУ СО «Екатеринбургская школа №2»
Как показывает практика, без новых технологий уже невозможно представить себе современную школу. Мы живем в веке информационных технологий, и в соответствии с этим возрастают требования к компьютерной грамотности учащихся и самого учителя.
Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся, а для учителей становятся нормами работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе. И не надо забывать, что в соответствии с новыми «Квалификационными характеристиками должностей работников образования» каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей – право на качественное образование.
Коррекционные школы не только не остаются в стороне, но и активно включаются в процесс широкого использования ИКТ в своей учебной практике.
Исследуя результаты работы на двух испытуемых группах обучающихся по общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (с использованием ИКТ на уроках и без использования) установлено, что в первой группе выросли показатели в развитии обучающихся.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации были достигнуты следующие результаты:
Ø дети легче усваивают те или иные понятия;
Ø формируется умение быстро ориентироваться на плоскости и в пространстве;
Ø корректируются процессы внимания и запоминания;
Ø быстрее овладевают чтением и письмом;
Ø активно пополняется словарный запас;
Ø развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
Ø уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
Ø воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
Ø развивается воображение и творческие способности;
Ø развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционном ОУ являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды;
- компьютер и интерактивное оборудование могут быть использованы в работе с обучающимися, имеющими легкую и умеренную умственную отсталость, при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций;
- рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка;
- необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики СКШ, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
За последние восемь лет, в СКШ №2, была проделана следующая работа по использованию ИКТ в работе с обучающимися начальных классов:
1. отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие программы и программы по коррекции психических процессов:
Компьютерные программы: | ||
«Баба-Яга учится читать», «Azbuka Pro», «Репка. Как мышонок читать учился», «Читаем сами», «Обучение грамоте», «Я учусь читать слова», «Письмо. Соединение букв», «Учимся писать буквы», «Окружающий мир», «Кто, как голос подает», «Тренируем память», «Русский язык. Вместе с Хрюшей и Степашкой», «Зайка Всезнайка», «Развиваем речь, учимся читать и наблюдать», «Развитие речи. 2-3 классы». |
| |
Используя данные программы в легкой, веселой и ненавязчивой форме ребята обучаются ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Обучающиеся знакомятся с основами письменной речи, учатся устанавливать связь буквы и звука, формируют навыки чтения. Увлекательные задания помогают им расширять кругозор, увеличивать словарный запас, развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.
2. Созданы и используются презентации по различным направлениям коррекционной работы.
Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятия, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя и обучающихся. В использовании мультимедийных презентаций мною выделины такие преимущества, как:
ü информационная емкость,
ü компактность,
ü доступность,
ü наглядность,
ü эмоциональная привлекательность,
ü мобильность,
ü многофункциональность.
Для повышения эффективности занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, обучающиеся имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Сюрпризные моменты а анимации делают коррекционный процесс интересным и выразительным. Обучающиеся получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.
3. Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам.
4. Используются задания для коррекции письменной речи в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал.
5. Использую специальные компьютерные программы, наглядно моделирующие произношение отдельных звуков речи.
6. Используются аудиапрограммы.
7. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя (отчёты, планы, характеристики, и др.) в электронном виде.
8. Регулярно используются в работе интернет-ресурсы.
9. Ведется «Электронный журнал»
Во внеурочной деятельности область применения ИКТ так же широка, ее условно можно разделить следующим образом:
· ИКТ при подготовке домашних заданий по окружающему миру и чтению учащимися 3-4 классов
· ИКТ при организации исследовательской деятельности
· ИКТ на внеклассных мероприятиях
Анализируя подготовку обучающихся к урокам с применением дополнительных источников, отмечается широкое использование ими Интернет ресурсов. В этом есть большое преимущество, хотя бы в том, что ребята экономят личное время и совершенствуют навыки работы за компьютером.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя.
Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.