Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребёнка" | Исакова Татьяна Владимировна. Работа №239981

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Исакова Татьяна Владимировна
В методическом докладе говорится об использовании метода экспериментирования в системе дошкольного образования. Раскрывается суть главного достоинства детского экспериментирования, его особенности. этапы. Говорится о роли педагога в экспериментировании

МБОУ Нижнеянская СОШ
Дошкольная группа
Методический доклад
Опытно-экспериментальная деятельность
как метод обучения и развития ребенка
Подготовил: Исакова Т.В.
Воспитатель ДГ
2019 год
В настоящее время в системе дошкольного образования всё чаще используется такой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, как метод экспериментирования. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе экспериментирования происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольника.
Экспериментирование также оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Основная особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний и сведений является основным мотивом деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного. Это деятельность не задана ребенку заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. В процессе экспериментирования с новым объектом ребенок может получить совершенно неожиданную для себя информацию, что часто ведет к изменению направленности деятельности, её существенной перестройке. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования,
способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
По мере получения новых сведений об объекте ребенок ставит перед собой (явно или неявно) новые, все более усложняющиеся цели и пытается их реализовать. Деятельность экспериментирования характеризуется усложнением и развитием действий целеобразования.
Важным моментом детского экспериментирования считается достижение новых целей, поставленных самим ребенком. В ряде случаев требуются новые способы преобразования объекта. Их поиск осуществляется путем апробирования старых способов, их комбинирования, перестройки. Поэтому пробы и ошибки – обязательный и важнейший компонент детского экспериментирования. Дело в том, что целостный процесс мышления, направленный на получение новых сведений, достижение новых целей, предполагает не только использование уже известных способов действия, но и построение новых, - конечно, в меру возможностей самого ребенка.
В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь детей ошибаться, что важно для развития смелости детского мышления. Важно, чтобы ребенок умел использовать результаты ошибочных действий, умел извлекать из них нужную информацию для последующей корректировки своих действий.
У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Для повышения эффективности этого процесса в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.
Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраниться ощущение внутренней свободы. Как и во время игры, не следует жёстко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям. В процессе экспериментирования нужно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
Экспериментальная деятельность имеет большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.
Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирают объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и в теории, и на практике. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему не знакома.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как предположения и предложения детей непредсказуемы. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Для того, чтобы знания о природе были осознанными, в детском саду используют несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводят в специально организованных условиях.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Опытно-экспериментальная деятельность всегда должна строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Важно, чтобы дети были активными участниками постановки и проведения опытно-экспериментальной деятельности.
Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, проведя небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике
убедиться в верности или неверности своих предположений. В процессе работы стараться поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов важно стимулировать развитие речи детей путем постановки не повторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
Опытно-экспериментальная деятельность способствует развитию познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, а также она развивает продуктивные формы мышления. Такая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводят к суждениям, умозаключениям, уточняются и упорядочиваются их знания о свойствах и качествах объектов природы.
Литература:
1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для учащихся пед.училищ по спец. Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 1992 г.
2. Поддьяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности.- Педагогический вестник.- 1997 г. №1.
3. Л.В.Рыжова Методика детского экспериментирования. – СПб. : ООО Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014 г.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×