Опытно - экспериментальная деятельность детей старше дошкольного возраста | Шоглино Аюна Дагбаевна. Работа №210345
Автор: Шоглино Аюна Дагбаевна
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. В этой среде, он берет для себя необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Помочь ребенку, направить и развить его любознательность - одна из задач экспериментирования. И именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.
Опытно - экспериментальная деятельность детей старше дошкольного возраста
«Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму»
(Китайская народная мудрость)
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. В этой среде, он берет для себя необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Помочь ребенку, направить и развить его любознательность - одна из задач экспериментирования. И именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.
Все дети по своей природе - экспериментаторы, пытливые исследователи. Мы можем вспомнить себя в детстве, когда задавались вопросом: «А что будет, если?...». И при этом сразу проверяли свои предположения путем экспериментирования. По мнению Д. И. Менделеева, эксперимент - единственно правильный путь спрашивать природу. Поскольку познавая окружающий мир, ребенку интереснее не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им, растворить и др. В дошкольном возрасте ребенок задается вопросом «Почему?», «А что если?», «Зачем?», и т. д. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадения осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.
Я, работая в детском саду воспитателем создаю условия для развития познавательной и речевой деятельности ребенка средством экспериментальной деятельности. Мы вместе с детьми проводим разные опыты с объектами живой и неживой природы знакомимся с основными видами движения, знакомимся с разными свойствами веществ. При проведении опытов дети соблюдают правила безопасности. Проводя эксперименты дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки, связи; выдвигать гипотезы, строить сложные предложения; самостоятельно выбирать материал для работы, а главное делать выводы.
Для опытных исследований организована предметно - пространственная среда: создан центр экспериментирования или мини - лаборатория под названием «Школа волшебника». В этом центре дети с удовольствием проводят время, они испытывают положительные эмоции от получения видимых результатов, новой информации.
На занятиях по экспериментированию используются разные виды:
Игра
-
эксперимент. Поскольку ведущей деятельностью детей является игра, опыты и эксперименты проводятся в русле игровой. На занятиях присутствуют разные персонажи, которые ставят проблемную ситуацию перед детьми. Где
дети
решая эту проблему узнают что-то новое.
Моделирование. На занятиях по моделированию дети получают знания о свойствах через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг), например, моделируют вулкан из пластилина и создают извержение.
Опыты. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребенка. Дети ставят опыты с водой, воздухом,
магнитами, лимонами… Главное провести инструктаж при работе. Установить правила.
Работу по экспериментальной работе мы строим на поддержке детской инициативе и индивидуальности. Отсюда я хочу согласиться со словами К. Е. Тимирязева «Люди, научившиеся… наблюдениями и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказывается на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»