Статья ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Автор: Родикова Людмила Афанасьевна

Автор: Родикова Людмила Афанасьевна
Проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно исследуется в педагогике и психологии. Это дает основание для аккумулирования новейших достижений теории и практики в разработку качественно новых подходов к организации педагогического процесса в любом образовательном учреждении. Мы считаем, что лидерские качества можно формировать и организовывать на уроке, в том числе и при организации групповой работы, а самое главное – у всех детей. В статье раскрыт опыт организации групповой работы на уроке с обучающимися 2.3 класса МАОУ Школа «Перспектива г.Томска.


Автор: Родикова Людмила Афанасьевна
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Родикова Людмила Афанасьевна учитель начальных классов МАОУ Школа Перспектива г. Томска
Ключевые слова: групповая работа, лидер, младшие школьники, учитель, рефлексия, группа, команда
Key words: group work, leader, younger students, school teacher, reflexion, working group, team.
Аннотация. Проблема раннего выявления, воспитания и развитиябудущихлидеров в настоящее время активно исследуется впедагогикеи психологии. Это дает основание для аккумулирования новейших достижений теории и практики в разработку качественно новых подходов к организации педагогического процесса в любом образовательном учреждении. Мы считаем, что лидерские качества можно формировать и организовывать на уроке, в том числе и при организации групповой работы, а самое главное – у всех детей. В статье раскрыт опыт организации групповой работы на уроке с обучающимися 2.3 класса МАОУ Школа Перспектива г.Томска.
В нашей стране образование не стоит на месте. Каждый год оно предъявляет к учителю и обучающемуся новые требования, которые ему диктует время.Одним из требований ФГОС начального общего образования кличностнымрезультатам являетсяготовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Важное место среди личностных результатов занимают те качества личности, которые необходимы младшему школьнику для успешной организации и осуществления различных видов деятельности в коллективной и групповой работе, т.е. лидерские качества личности.
К ним относятся:
- самостоятельность и личная ответственность,
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками,
- способность находить выходы из спорных ситуаций,
- уважительное отношение к иному мнению,
- овладение навыками адаптации к окружающему миру,
- принятие и освоение социальной роли,
- отзывчивость по отношению к другим людям,
- работать творчески и на результат.
Их наличие позволит младшему школьнику, сплачивая вокруг себя команду, проявляя инициативу и принимая ответственность, решать в групповой работе проблемы, которые оказались не по силам другим ученикам, преобразовывать и структурировать ситуацию обучения [1].
В психологических исследованиях Дж. Хемфилла было установлено, что проявление лидерских качеств зависит от ситуации, в которой важны особенности членов группы, специфика решаемых группой задач, степень соответствия им наличных человеческих и материальных ресурсов, качество и история взаимоотношений лидера с членами группы [2].
По мнению Э.К.Никитиной и О.А Коваленко для реализации лидерских качеств необходимо создавать специальные ситуации, где младший школьник получит возможность проявить их. Авторы считают, что лидер — это человек, который владеет не только вышеперечисленными качествами, но и способами действия, помогающими решать жизненные проблемы, организовывает и направляет усилия группы, класса на достижение общих значимых целей. Поэтому важно создавать в учебном процессе образовательные ситуации, в которых происходит и развитие лидерских качеств, и овладение способами взаимодействия [3].
Традиционно в школе эти качества формируются во внеурочной деятельности, в КТД, во внеклассной работе. Как правило, в лидерской позиции выступают одни и те же дети, на способности которых опирается учитель, но основная часть детей остается пассивной. Мы считаем, что лидерские качества можно формировать и организовывать на уроке, в том числе и при организации групповой работы, а самое главное – у всех детей.
Свое исследования я проводила в 2.3 классе, школы Перспектива Групповая работа в этом классе ведется с начала второго класса. В первом классе работа проводилась только в парах. Для групповой работы ставим парты так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, а также не сидел спиной к доске. Каждый участник может легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы, а также быть в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли передавать друг другу материалы, могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения. В моем классе дети распределены в 6 микрогрупп по 4 человека. Состав групп через 7 - 10 занятий меняется. Лидера на начальных этапах работы назначала сама, затем предложила это делать детям самостоятельно, а в дальнейшем планирую назначать лидеров из непопулярных детей. У нас есть традиция: перед началом работы дети соединяют вместе руки и говорят Мы группа, значит, мы способны действовать вместе.
Вместе с детьми обсудили правила для работы группы, которые у нас висят на доске, и мы их вспоминаем перед работой:
Слушай, что говорят другие.
Говори спокойно ясно, только по делу.
Помогай товарищам, если они об этом просят.
Точно выполняй возложенную на тебя роль.
Обращаться друг к другу по имени.
У нас приняты такжезнаковые сигналы,помогающие общению: СигналВнимание— учитель поднимает вверх руку. СигналВопрос от группы. Если у кого-то в группе есть вопрос, он сначала задает его всем членам группы. Если дети не могут помочь с ответом, то учитель видит всех участников группы с поднятыми руками. СигналГотовы — все участники группы берутся за руки.
При составлении учебных заданий для групповой работы предъявляются два требования:
1. по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
2. содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, позиции.
Русский язык: составление слов по звуковой схеме, составление предложений по схеме, проверка орфограмм, выбор способа проверки орфограмм, деление текста на логические части, составление плана, работа с деформированным предложением, работа с деформированным текстом.
Математика: поиск способа решения, примеров с переходом через разряд, способов проверки результатов вычисления. Составление и решение задач: к одной схеме на разные темы, к разным схемам на одну тему.
Окружающий мир: составление плана текста, решение кроссвордов, проведение опытов.
Литературное чтение: чтение текстов по ролям, составление плана произведения, составление вопросов к тексту. При изучении темы: Детская периодика - дети сами изготовили свой журнал.
Урок русского языка на закрепление изученного материала по теме Слова- названия предметов разного рода
Групповая работа, которая была предложена детям: лидерам был предложен одинаковый текст на всех членов группы и таблица с тремя столбиками, где указан род (м.р, ж.р, ср.р)
М.р.
Ж.р.
Ср.р.
Задание: прочитать текст, выбрать слова названия предметов и записать их в таблицу, при этом выделить основу слова и окончание.
Лидерам было предложено распределить задание внутри группы и выполнить его, а затем презентовать перед классом. Порядок работы в группе определяет лидер. В 1,3 группах лидеры распределили работу следующим образом: каждый участник группы ищет в тексте слова-названия предметов определенного рода (т.е. участники распределились по родам), выделяет окончание и основу слова, а лидер записывает результаты в таблицу. Группа 1,3 справилась с заданием быстрее, не было шума, работали все в группе, но были допущены ошибки при определении рода.
Во 2,4,5,6 группах лидеры распределили задание следующим образом: один читает текст, а все внимательно слушают, вместе определяют, к какому роду относится то или иное слово-название предмета, а один член команды (секретарь) записывает это слово в таблицу. Затем они вместе выделяли основу и окончание. Итоги работы групп были представлены у доски одним членом команды, назначенным лидером. Группы 2,4,5,6 работали очень оживленно, но слабые ученики не всегда успевали вставить свое слово. При презентации ошибок не было.
В конце урока я предлагаю своим воспитанникам рефлексивные карты.
Оцени работу группы___________________
Критерии
Своя оценка
(+ или -)
Работали дружно…
Правильно выполнили задание..
Каждый приложил усилие в общем деле…
Лист самооценки_____________
Критерии
Моя оценка
(+ или -)
Яслушал, что говорят другие…
Я помогал другим…
Я говорил спокойно, только по делу
Лист самооценки лидера
_______________________________________
Критерии
Моя оценка
(+ или -)
Мне удалось организовать группу
Группа уважительно относилась ко мне
При групповой работе деятельность педагога меняется, учитель может не является транслятором знаний, дети их могут добыть сообща вместе в группе, важно правильно организовать эту работу. Контроль и оценку работы учеников тоже можно доверить обучающимся. Учитель - это творческий создатель мотивации для самостоятельной учебы, главный помощник, наставник, старший друг ученика. Во время групповой работы я контролирую ход работы, отвечаю на вопросы, регулирую порядок работы, в случае необходимости оказываю помощь отдельным ученикам или группе в целом.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Не всегда всё получается сразу, первый опыт организации групповой работы мне не понравился (излишний шум, медленный темп работы, неумение действовать совместно, очень трудоемкая подготовка к урокам и др.). Но я понимала, что групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения, которая очень полезна обучающимся.
При групповой работе дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и успешными. Они хотят и любят учиться, хотят узнавать новое, научились анализировать свою работу и работу одноклассников, определять причину неудач и анализировать успехи. Они стали более сплоченными и дружными, появилась больше лидеров.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, 2011.
2. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства. Москва, 2007.
3. Никитина, Э. К. Исследовательская ситуация - одно из условий формирования лидерских качеств / Начальная школа. - №12, 2013 г., с. 42-46 .
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x