Организация клуба для детей на базе школьной библиотеки | Людмила Андреевна Елезова. Работа №333126
В данной статье описан опыт работы педагога-библиотекаря по организации литературного клуба "Книжный островок" (далее ШК) на базе школьной библиотеки.
Целью организаиии Шк:популяризация чтения среди обучающихся школы, вовлечение их в читательскую и творческую деятельность. расширение кругозора, творческой и познавательной активности. Приобщение к ценностям национальной и мировой детской литературы.
В опыте описаны общие признаки клубных объединений, принципы, рядобязательных условий, документальная база.
Л.А.Елезова
Педагог-библиотекарь
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Коряжмы
Организация клуба для детей на базе школьной библиотеки
Клубная деятельность в школе рассматривается как часть воспитательной системы школы. Объединить в школе учащихся по интересам на добровольных началах, с разнообразной творческой деятельностью детей может Клуб.
Клубы могут быть разными, но каждое клубное объединение характеризуется общими признаками, которые в совокупности отражают их внутреннюю сущность.
Первый признак – добровольность вхождения в объединение.
Второй признак клубного объединения – его общедоступность для любого члена школьного коллектива. Деятельность школьных клубных объединений носит любительский характер, направлена на процесс, приносящий удовлетворение его участникам.
Третий признак – относительная стабильность его состава. При ее отсутствии невозможно создание коллектива.
Четвертый признак – единство личной значимости целей работы для его участников и общественной направленности их деятельности.
Пятый признак клубного объединения – организация его деятельности как коллективной, что, конечно же, не означает, что в нем не может быть деятельности индивидуальной. [2, с 10]
В клубных объединениях школьники участвуют в различных видах коллективной деятельности, но непременным условием ее организации должен быть творческий характер. Творчество – норма развития детей; по утверждению Л. С. Выготского, естественная их потребность. Она, безусловно, формирует один из самых главных и сильных мотивов прихода школьников в клубное объединение. [1,с.43]
В 2023 – 2024 учебном году на базе школьной библиотеки МОУ «СОШ №2№ города Коряжмы начал свою работу литературный клуб «Книжный островок». Членами клуба являются учащиеся 4-х классов.
При организации клуба мы учли следующие важные принципы:
1. Клуб как место встреч. В нашем клубе особая внутренняя атмосфера, основанная на доверии и безопасности. Ребята понимают, что от их деятельности в клубе ждут результата, и они отвечают за его качество.
2. Клуб как средство самоидентификации в позитивном контексте. При встречах на клубных занятиях ребята осознают себя частью коллектива, в котором есть собственные ценности, правила, иерархия, порядок и цели существования.
3. Клуб как средство решения личных проблем подростка. При встречах с учащимися обсуждаются не только темы занятий, но и актуальные «проблемы подросткового возраста», если есть таковые.
4. Клуб как средство саморазвития. Учащиеся занимаются литературной творческой деятельностью, и каждый ребятам проявляет свои способности, умения и навыки.
При создании клуба нами были выполнены ряд обязательных условий:
- наличие нормативных документов, регламентирующих деятельности клуба: устав, положение, программа деятельности;
- наличие собственного помещения – читальный зал библиотеки;
- наличие у членов клуба выработанных четких правил, принятых единогласно;
- наличие четкого расписания работы – 1 раз в неделю по понедельникам 6-м уроком;
- разнообразие форм и методов организации клубной деятельности. В работе мы используем беседы, встречи за круглым столом, диспуты, игровые программы, конкурсы, выставки;
- важно соблюдение принципов клубной деятельности (свобода выбора и добровольное участие в клубе, активность и самостоятельность участников, равноправие и сотрудничество, гласность, коллективность, ответственность за собственное развитие);
- организация коллективной деятельности носить творческий характер.
Вся проводимая в клубе объединении работа документально оформлена.
1. Учёт работы клуба ведётся в специальном журнале учёта работы клуба. На лицевой стороне журнала имеется название клуба, направление работы, год создания. На первой странице помещена эмблема, в которой наглядно отражается содержание работы клуба. Далее - девиз клуба, содержащий призыв к определённой цели клубной деятельности, Устав клуба, разработанный руководителем. Он определяет организационные стороны его деятельности, целевое назначение.
1. Цель и задачи школьного литературного клуба «Книжный островок»: популяризация чтения среди обучающихся школы, вовлечение их в читательскую и творческую деятельность. Расширение кругозора, творческой и познавательной активности. Приобщение к ценностям национальной и мировой детской литературы.
2. Кто имеет право быть членом клуба. Членом клуба «Книжный островок» может стать любой читатель от 10 до 12 лет, который должен регулярно посещать занятия, добросовестно готовиться к ним, со всей ответственностью подходить к поручениям и заданиям руководителя клуба.
3. Права и обязанности у членов клуба: каждый должен участвовать в деятельности клуба, уважать интересы других членов клуба, оказывать помощь в организации мероприятий.
4. Основные направления деятельности школьного литературного клуба «книжный островок»:
- знакомство учащихся с лучшими образцами литературы для детей на основе использования книжных выставок, досуговых и массовых мероприятий библиотеки;
- организация творческих занятий для детей на основе обсуждения, анализа литературных произведений;
- проведение силами членов клуба массовых мероприятий с учащимися начальных классов; участие в литературных и творческих конкурсах разного уровня.
В Уставе школьного литературного клуба «Книжный островок» мы указали, что члены клуба не только расширяют кругозор, приобретают умения и навыки, вырабатывают позитивную жизненную и общественную позицию, а также применяют свои знания и умения на пользу общества, окружающих людей, на пользу школы.
На следующей странице журнала клубного объединения записан списочный состав Совета клуба, анкетные данные о его членах. В состав Совета клуба вошли председатель и его заместитель, члены Совета. Совет клуба избран на один год. В журнале записаны обязанности между членами Совета клуба. За списком Совета следует списочный состав членов клуба с анкетными данными, адресами.
Заседания членов клуба проводятся 1 раз в неделю. Составлен план работы, где отражены направления деятельности, цели, задачи, мероприятия. Учёт работы ведётся в журнале клубной работы, где указывается дата, название мероприятия, отмечаются присутствующие.
Процесс включения деятельности членов клуба в воспитательную систему учреждения спланирован в масштабах всей школы.
Во-первых, со стороны школы есть потребность участия членов клуба в конкурсах и мероприятиях разного уровня.
Члены школьного литературного клуба «Книжный островок» приняли участие во Втором Всероссийском конкурсе игровых программ "Созвездие игры. Дети". Организатором Конкурса выступило Государственное бюджетное нетиповое государственное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных». Ребята представили на конкурс литературную интерактивную игру с детьми 2 класса «В гостях у Совуньи» (по типу «Своей игры»). Участники конкурса и их наставник награждены Дипломом! Это был первый опыт участия в таком Конкурсе.
Во-вторых, члены клуба и его руководитель сами могут проявлять инициативу включения его деятельности в жизнь школы, т.е. предлагать мероприятия для учащихся всей школы.
В-третьих, творческие отчеты коллектива перед школой – это повышение авторитета и укрепление позиций клуба. А также своеобразное подведение итогов работы, которое способствует пропаганде его деятельности.
Список информационных источников
1. Безуевская, В. А. Организация деятельности школьных научных клубов : учеб.-метод. пособие / В. А. Безуевская, Е. Н. Глубокова, Н. В. Смирнова ; Сургут. гос. ун-т. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2017. – 69 с.
2. Клубная работа/авт.-сост. И.Е. Павлюченко. – Минск: Красико - Принт, 2009.- 128с. – (Деятельность классного руководителя).