Статья Организация научно- исследовательских работ школьников по биологии в условиях летнего экологического лагеря. Автор: Соломонова Маргарита Ивановна

Автор: Соломонова Маргарита Ивановна
При организации работы летних экологических лагерей предмет "Биология" занимает ведущую позицию, так как именно он раскрывает перед учащимися все законы природы.


Автор: Соломонова Маргарита Ивановна

Организация научно- исследовательских работ школьников по биологии в условиях летнего

экологического лагеря

Соломонова М.И.,

Учитель биологии

МБОУ «ПокровскойСОШ№2 с УИОП»

 

На современном этапе перед школьным биологическим образованием стоит задача: формирование у учащихся целостного научного мировоззрения и в значительной степени этому способствует учебный предмет «Биология».

При организации работы летних экологических лагерей предмет «Биология» занимает ведущую позицию, так как именно он раскрывает перед учащимися все законы природы, многообразие и биоразнообразие видов растений и животных, взаимосвязь и взаимодополнение всех живых организмов на земле, общность экосистем и т.д.

На наш взгляд, при организации науно – исследовательской работы школьников по биологии, следует придерживаться следующих требований:

выполнение индивидуальной исследовательской работы школьником подразумевает большую степень самостоятельности

учащиеся должны иметь опыт исследовательской работы (если школьник впервые занимается такой работой), то он должен быть ознакомлен с ее спецификой

учащиеся к моменту выполнения исследовательской работы должны быть ознакомлены с основными принципами и методами сбора и обработки данных

для выполнения исследований школьников требуется организация методически правильного руководства ходом работы

научный руководитель не выполняет за ученика работу, а выступает лишь в качестве консультанта и при необходимости помогает на разных этапах ее выполнения.

Наиболее распространенными видами работ по биологическому направлению в условиях летних лагерей можно назвать: проведение фенологических наблюдений, изучение и составление описаний экосистем, изучение биоразнообразия и многообразия представителей животного и растительного миров, редких и исчезающих растений, сбор гербария и коллекций насекомых, а также работы экологического плана.

При изучении объектов живой природы и отбора материала для научно- исследовательской работы школьников в условиях летнего научного экологического лагеря, на наш взгляд, следует сделать акцент на местные виды растений и животных, широко распространенных в конкретном улусе. Использование регионального материала более приемлемо, так как школьники тесно соприкасаются с ними в повседневной жизни и широко – распространенные местные виды растений и животных широко им знакомы.

Для изучения многообразия растительного мира Якутии школьники собирают гербарий, приобретают навыки сбора и определения видов и семейств растений, характерных для данной местности.

Наиболее распространенными на территории республики являются представители семейства: Лилейные, Мятликовые, Капустные, Розоцветные, Бобовые, Астровые.

Школьники должны знать о редких и исчезающих видах растений. Например, семейства Лилейные представитель Лилия пенсильванская, семейства Капустные представитель Редовския двоякоперистая, семейства Розоцветные представитель Рябинник Позднякова.

Полученные знания учащиеся обрабатывают, формируют выводы, знания, получаемые пи выполнении этих тем, являются основополагающими для ряда учебных и исследовательских работ.

Школьники могут принять участие в научно – практических конференциях, выступать в школах по вопросам охраны редких и исчезающих видов растений.

Таким образом, учеба в условиях летнего экологического лагеря и проведение научно – исследовательских работ сыграют в овладении и методической научно – исследовательской работы и в выборе будущей профессиональной деятельности.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x