Организация оценивания деятельности обучающихся по итогам занятия в режиме кейс-метода

Автор: Братченко Татьяна Викторовна

В связи с переходом системы образования на ФГОС нового поколения изменились требования ко всем структурным составляющим и результатам обучения на каждом этапе жизнедеятельности. В большинстве это касается подходов к организации учебного процесса, например, переход от знаний—умений—навыков к формированию компетенций, изменение роли учителя от «человека дающего знания» к «человеку обучающему получать знания». Внедрение всех этих изменений становится возможным, если модифицировать современный урок. В новом ФГОС изложены требования к ведению современных уроков:

·                 Мотивирование к учебной деятельности реализовывается посредством включения учащихся в исследовательскую и поисковую деятельность. Учитель формирует условия для пробуждения внутренней потребности в изучении материала.

·                 Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяют при этом границы собственного знания и незнания.

·                 Новый этап урока — это обнаружение затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.

·                 Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.

·                 На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.

·                 Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей [1].

Исходя из вышеизложенного, вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Учащийся должен стать живым участником образовательного процесса.

Любое усвоение знаний базируется на овладении учеником универсальными учебными действиями, усвоив которые, он имеет возможность получать знания самостоятельно, используя различные источники информации. Способствовать тому, чтобы научить учиться, то есть перерабатывать и усваивать информацию – основное положение системно-деятельностного подхода к обучению.

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования все большее количество педагогов разрабатывают уроки в соответствии с развивающими образовательными технологиями: формирование критического мышления, кейс-стади, коллективный способ обучения, ориентированные на формирование универсальных учебных навыков и умений учащихся. Подобным образом технологию используют и в средних профессиональных учебных заведениях.

Рассмотрим более подробно проблемно-ситуативное обучение с применением кейсов в средних учебных заведениях. Введение кейсов в практическую деятельность российского образования сейчас становится актуальной задачей.

Что такое кейс технология?

Каширина И.В., Зинченко Е.С. рассматривают метод кейсов как изучение предмета, через рассмотрение большого количества задач и ситуаций в определённой комбинации.

Кейс-технология заключается в том, что в начале обучения, строится индивидуальный план, каждому ученику выдается кейс, включающий задания по выбранной теме, список литературы, электронные материалы.

Ступина Е.В., Гумметова А.Ю. определяют кейсовую технологию (метод) обучения как обучение действием. По их мнению, содержание кейс-метода заключается в формирование умений по усвоению знаний как результата активной самостоятельной деятельности учащихся, и как следствие творческое усвоение профессиональных навыков, умений, знаний, а также развитие мыслительных способностей.

Долгоруков А.М. описывает метод Кейс-стади как инструмент, разрешающий использовать теоретические знания к решению практических задач, способствующий формированию у обучающихся самостоятельного мышления, умения слушать, учитывать и аргументировано высказать свою точку зрения. При помощи этого метода учащиеся располагают возможностью проявлять и усовершенствовать свои оценочные и аналитические навыки, учатся работать в команде, находить наиболее целесообразное решение поставленной проблемы.

У Харченко Л.Н. читаем «Суть кейс технологии заключается в комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в определенный набор «кейс» и их передаче обучающимся» [5]. Кейс является набором необходимого материала, который может выглядеть как в текстовом варианте, так и в электронном виде.

Конкретная ситуация (или кейс) может быть показанное описание определенных условий из жизни группы людей, организаций, направляющее учащихся на определение проблемы и поиск вариантов ее решения.

Нет определенного стандарта представления кейсов. Все чаще в текст включают фотографии, диаграммы, таблицы, что делает его более наглядным для учащихся. С информацией на печатном или электронном носителе удобней работать и анализировать ее, чем с информацией, представленной, например, в видео— или аудио— вариантах, так как многократные интерактивные просмотры могут привести к ошибкам и искажению первичной информации. В последнее время кейсы представляют с использованием мультимедиа технологий, что позволяет избежать многих трудностей и совместить в себе преимущества текстовой информации и видео изображения.

Кейс технология построена на учебно-методическом комплексе, обеспечивающем учащихся необходимым набором информационного и методического материала для осуществления контроля над самостоятельным усвоением знаний по конкретному предмету.

Кейс-метод это один из основных методов самостоятельной работы учащихся, применяемых при проведении практических и семинарских занятий. Его использование позволяет учащимся применять теоретические знания к решению практических задач, способствует развитию самостоятельного мышления.

Такое обучение развивает понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.

Результатом использования кейс метода являются не только полученные знания, а также навыки профессиональной деятельности. Учащимся дают осознать реальную жизненную ситуацию, описание которой отображает не только практическую проблему, а так же реализует определенный комплекс знаний, которые усваиваются при решении данной проблемы. Сама же проблема не имеет определенных решений, и обучение рассматривается как необходимое условие выживания.

На уроках с использованием кейс технологии роль преподавателя состоит в направлении дискуссии или беседы при помощи проблемных вопросов, в мотивации учащихся уклониться от поверхностного мышления, во включении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.

Издательство «Учитель» г. Волгограда предлагает учителям разработки уроков по разным предметам в соответствии с ФГОС основного общего образования, раскрывающие современные педагогические технологии.

Технология кейс-метода применяется при проведении занятий разного типа: сообщение новых знаний; закрепления; контроля и оценки знаний; систематизации изученного материала.

Кейс-метод предполагает следующую самостоятельную деятельность обучающихся: подготовительную работу (сбор информации), индивидуальную и групповую работу над поставленной проблемой. Данный метод направлен на получение, закрепление и совершенствование знаний учащихся, формирование учебных и профессиональных умений и навыков, развитие познавательных потребностей и способностей у учащихся, что способствует вырабатыванию у обучающихся таких умений и навыков, которые важны и необходимы как в обучении, так и в профессиональной деятельности. Можно выделить следующие:

·                 осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации;

·                 отбирать главное, существенное;

·                 формулировать задачи;

·                 определять механизм решения задач;

·                 принимать решения;

·                 организовывать работу малых групп;

·                 излагать, представлять разработанное решение или проект [5, с. 8].

Структура и содержание кейса могут содержать следующие основные составляющие:

1.              Подробное описание ситуации.

2.               Формулировка проблемы и заданий.

3.              Учебно-методическое обеспечение (наглядный, информационный материал, который может помочь решить проблему).

4.              Наличие памятки «Как работать с практическими ситуациями».

5.              Временные характеристики (режим работы: продолжительность каждого этапа), которые зависят от сложности поставленной проблемы, количества малых групп, временного пространства занятий.

6.              Система и критерии оценки каждого этапа работы. Общая оценка за работу складывается из оценки его участия группой экспертов и самооценки.

7.              Дополнительные факторы, которые зависят от особенностей дисциплины, при изучении которой используется кейс-метод.

8.              Список литературы для учащихся [5, с. 8].

Таким образом, проблемно-ситуативное обучение с применением кейсов соответствует требованиям ФГОС основного общего образования.

Для достижения профессиональной подготовки будущих специалистов целесообразно применять одну из современных педагогических технологий, направленную на организацию самостоятельной работы учащихся, кейс-технологию.

Кейс метод формирует навыки и умения мыслительной деятельности, способность к обучению, умение перерабатывать огромные массивы информации. Будущий специалист учится способности оптимального поведения в различных ситуациях, эффективности действий в условиях кризиса.

Необходимым условием кейс-технологии является разработка эффективного кейса и методики его использования в образовательном процессе.

При разработке кейса должны помнить, что он должен соответствовать чётко поставленной цели; иметь соответствующий уровень трудности; быть актуальным на сегодняшний день; не устаревать слишком быстро; иллюстрировать типичные ситуации; иметь несколько решений; провоцировать дискуссию; развивать аналитическое мышление.

Таким образом, внедрение кейс-технологии в процесс обучения сделает его более продуктивным и позволит организовать самостоятельную работу учащихся. На занятиях с использованием кейс-технологии учащиеся проявляют больше самостоятельности при планировании своей деятельности. Выбирая пути решения поставленных задач, учащиеся овладевают системой знаний и умений в профессиональной деятельности и самообразовании. В учебном процессе развивается активность личности, и формируются познавательные интересы компетентного специалиста.

 


Как можно организовать оценку деятельности обучающихся

по итогам занятия в режиме кейс-метода?

 

Конечно, традиционную систему оценки баллами знаний и поведения учащихся в рамках кейс-метода нужно изменить. 5-ти бальное оценивание слишком образно и кратко характеризует деятельность учащихся (студентов) в режиме кейс-метода. Наиболее подходящей, на мой взгляд, для данного вида деятельности является 100-бальная система оценки. Но и она нуждается в доработке.

В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 г.) первая группа отзывов обозначает очень хорошие успехи: "учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального". Вторая группа обозначает успехи средние: "учения посредственного, мерного, нехудого". Третья группа отметок характеризует успехи ниже среднего: "учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого".

На основании этого предлагаю в лист оценивания внести ещё одну графукомментарии (анализ работы учащегося/студента). Баллы можно проставить исходя из важности тех или иных критериев для данной дисциплины. Но в сумме они должны давать 100 баллов.

Это заметно улучшит характеристику деятельности в рамках кейс-метода.

Придумать способ сопоставления оценки по итогам работы в режиме кейс-метода и 5-ти бальным оцениванием можно. Но 5-ти бальная система, думаю, скоро уйдёт в историю. Но всё-таки стоит учесть, что знания учащихся оцениваются во всех странах мира по-разному. И если, к примеру, в силу обстоятельств, человек намеревается учиться в зарубежном учебном заведении, может потребоваться перевод его оценок на ту бальную систему, которая используется в данной стране.

Может сложиться ещё такая ситуация, что учащийся по дисциплине «Экономика» получает, к примеру, 75 баллов. Допустим это равноценно 3 (удовлетворительно).  На уроке «Биологии» получает те же 75 баллов, но по данной дисциплине это уже равноценно 4 (хорошо). Количество баллов одинаковое, но так как предметы разные, то и оценки за работу разные.

Ещё одна особенность такого расхождения. К примеру, разные факультеты, специальности, классы. Соответственно в математическом классе будет более жёстко оцениваться дисциплина «Математика» или «Алгебра» и «Геометрия». И набранные баллы по этим дисциплинам учащимися общеобразовательных классов не равноценны тому же количеству баллов, которые набирает ученик математического класса. Здесь нужна система сопоставления баллов либо общая для учебного заведения, либо для каждого предмета, факультета, специальности своя.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x