Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 3–4 лет | Алексеева Ольга александровна. Работа №235087
Автор: Алексеева Ольга александровна
Развитие познавательных способностей детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями воспитанников.
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 3–4 лет
Развитие познавательных способностей детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями воспитанников. Для детей в возрасте 3–4 лет характерны:
Любознательность. Малыши активно изучают новые предметы и с интересом расширяют знания о знакомых явлениях и объектах.
Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление дошкольников к приобретению новых знаний.
Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес. Однако младшему дошкольнику ещё сложно долго удерживать внимание, поэтому педагог учитывает потребность ребёнка в частой смене исследуемых предметов или видов изучения.
Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.
Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха воспитанников при подготовке будущего занятия.
Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по расширению речевых навыков детей и пополнению словарного запаса.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения».
Выготский Л. С.
«Воображение и творчество в детском возрасте»
Цель и задачи
В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Целью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие исследовательского типа мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
развитие интереса к окружающему миру;
формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);
развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов на вопросы, рассказ об увиденном), словарного запаса;
создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов:
по ознакомлению с окружающим миром (исследование различных предметов, явлений природы, веществ);
на музыкальных занятиях (знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием, возможностями голоса);
на физкультуре (изучение и применение свойств предметов из резины, пластмассы, дерева — мячи, обручи, кегли, скакалки и др.);
во время самостоятельной игровой деятельности (экспериментальная деятельность с различными по форме и строению игрушками);
на прогулках (проведение наблюдений за погодой, природными явлениями, растениями и животными на территории детского сада).
Приёмы
Актуальными для работы во второй младшей группе являются следующие приёмы организации исследовательской деятельности детей:
Наблюдения. Дети 3–4 лет активно накапливают в памяти зрительные образы. Проводить наблюдения можно в помещении группы, уголке природы, игровом уголке, на свежем воздухе во время прогулки.
Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности дошкольников, в младших группах оно отличается непродолжительностью, поскольку детям сложно удерживать внимание на одном объекте в течение длительного времени.
Решение проблемных ситуаций. Постановку проблемного вопроса на занятии в младшей группе осуществляет воспитатель. Он же намечает пути решения проблемы, поскольку детям 3–4 лет не под силу самостоятельно продумать ход действий и спрогнозировать результат. Проблемные ситуации можно представлять
в игровой форме, так у дошкольников возникает заинтересованность в поиске ответов.
Беседы. Возникновению интереса к предстоящей экспериментальной деятельности, развитию исследовательских и речевых навыков способствуют беседы с младшими дошкольниками, в основе которых — изложение опыта детей. Например, «Какой мячик выше подпрыгивал на занятии физкультурой — резиновый или кожаный?», «Что происходит с водой в баночке, когда мы споласкиваем в ней кисточки?», «Из какого песка лучше получаются куличики?». В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут и сопровождается другими видами деятельности для профилактики переутомления (пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворения и др.).
Опыты и эксперименты. Желание экспериментировать появляется у ребёнка в период раннего детства (простые действия с игрушками) и постепенно переходит от стихийной деятельности к целенаправленной. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой, снегом и льдом, солью, красками, песком, камнями, глиной, растениями. Экспериментальная деятельность с детьми 3–4 лет проводится в игровой форме и может осуществляться на занятиях в первой половине дня, а также в рамках кружка дополнительного образования (опытная мастерская, лаборатория).
Цель проведения опытов и экспериментов с детьми второй младшей группы заключается в развитии любознательности, создании позитивного настроения, дружеской атмосферы в процессе совместного исследования.
Проекты. Проектная деятельность с воспитанниками второй младшей группы предполагает совместную работу детей и педагога и/или родителей. Взрослый помогает составить план исследования по теме проекта, стараясь максимально вовлечь ребёнка и при необходимости направляя его активность. Проект является
синтезом различных форм детской деятельности — познавательной, экспериментальной, творческой.
Использование ТРИЗ-технологий. Элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) используются в насыщении игровой деятельности детей исследовательской активностью. Применение ТРИЗ-методики способствует формированию творческого мышления у дошкольников, учит не бояться принимать решения и проверять их правильность опытным путём.