Организация предметно-игровой среды в группе на основе гендерного подхода

Автор: Щербатых Наталья Николаевна

Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка. Психика, физиология, поведение и другие  личностные характеристики мальчиков и девочек различны на разных этапах развития. Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. 

Цель полового воспитания - формирование представлений о нравственных нормах отношений между людьми разного пола, преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. 

Пространственно-предметная развивающая среда выступает одним из главных условий гендерного  воспитания ребенка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа. С учетом гендерного воспитания строится развивающая среда в группе, создается разное пространство в группе для игр мальчиков и девочек, и подбираются игрушки с учетом их полового признака.

В игровом помещение, в котором проводят время дети - это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкуса, взглядов, уверенности в себе и своих возможностях и многое другое, что связано с развитием личности маленького ребенка.

На начальном этапе формирования гендерной  устойчивости  в ДОУ используются маркеры гендерных различий. Полотенца, стаканчики для полоскания рта, постельное белье, покрывала на кровати, ковровое покрытие в игровых зонах подбираем разных цветов и предпочтений: дрога со знаками для мальчиков; поляна с цветами для девочек, в физкультурном уголке мячи с рисунком машин для мальчиков, с изображением фей для девочек, индивидуальные метки на шкафчики и др. Это необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера.

При воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, решающая роль принадлежит оснащению предметно-игровой среды в группе. Ученые установили, что особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание.

В каждом игровом помещении группы нашего детского сада выделены специально оборудованные игровые зоны - два царства: для девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимообщения.

Содержание этих двух царств одинаково полное, целостное, многофункциональное, как у девочек, так и у мальчиков. Помещение каждой группы разделено на две зоны с помощью коврового покрытия. Материалы и оборудование, которыми будут пользоваться девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов - заместителей и т.п.) располагаются в группе по обоюдной договоренности.

Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом. Например, в зоне девочек находится чемодан с инструментами, т. е. при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. В зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощи» мальчикам при необходимости,  в соответствии с сюжетом игры.

Мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр. Игра помогает разрядить скопившуюся энергию. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение, в группе всегда присутствуют конструкторы разной формы и размера, сборно-разборные модели транспорта, дорожного покрытия (в виде ковралинов и деревянных модулей), комплексное оборудование «Мастерская», «Автостоянка», «Строительная площадка» и т.д. Созданы макеты «Автострада», «На пожаре» и др.

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм. Для расширения предметно-развивающей среды в группах созданы зоны ряжения, игровые комплексы «Кухня», «Салон красоты», макеты «Ванная комната», «Домик Барби» и др. Что позволяет организовать сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и т.д. В каждом сюжете дети отражают трудовые действия девочек и мальчиков, женщин и мужчин, их отношения, взаимодействия и взаимозависимость. 

 

Усвоение половой роли - это в первую очередь познание норм и правил поведения. Сказки, рассказы, стихи очень помогают детям узнать, как положено и как не стоит себя вести девочкам или мальчикам. Из художественных произведений дети узнают о таких мужских качествах, как смелость, отважность, ответственность, выдержка, и то, что эти черты могут быть присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. Из произведений литературы дети узнают и о женских чертах: терпении, милосердии, нежности. Поэтому материал в книжном уголке подбирается учитывая гендерные предпочтения детей.  Это произведения: Ш. Перро «Красная шапочка», р.н.с. «Морозко», С. Маршак «Мальчики и девочки», А. Барто «Помощница», С. Михалков «Дядя Степа», В. Осеева «Просто старушка», «Шли по лесу два товарища...» Л. Толстого, Э Успенского «Если былдевчонкой».  и другие. О мужественных поступках людей повествуют рассказы и стихи С. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Рыцарь» В. Железникова. 

 

Широко используются в работе с детьми по поло-ролевому воспитанию беседы на следующие темы: «Как я помогаю маме (папе)», «Любимые игры мальчиков и девочек», создание проблемных ситуаций для девочек, для мальчиков. Обсуждение проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок. Например: «Игрушками нужно делиться»; «Случай на горке» и т.д. Для это воспитателями нашего детского сада пополняется предметно-игровая среда за счёт дидактического материала: серии картин «Поступки детей», «Хорошо и плохо», «Професии»; дидактических игр «Одень малыша» (одежда соответственно полу), «Какой цвет предпочитают дети», « Как я дома помогаю?», « Кто я в семье?», «Дом добрых дел», «Вежливые слова»,  «Отгадай профессию», «Домашние заботы», «Кто есть кто» «Опиши того, кто справа...», «Назови правильно», «Подбери эпитет», лото «Професии», «Женская и мужская работа» и др. Созданы презентации «Поступки маленького мужчины», «Заботы маленькой женщины».

Таким образом, можно сделать вывод, что организация предметно-пространственной среды требует особого внимания со стороны педагогов. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды деятельности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль воспитателя состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование элементов её с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x