Организация процесса формирования системы качества знаний в начальной школе как одно из условий создания развивающей образовательной среды школьного образования

Автор: Барашева Олеся Вячеславовна

Организация
процесса формирования системы качества знаний в начальной школе как одно из
условий создания развивающей образовательной среды школьного образования

Учитель начальных классов КГУ «Школа-лицей №4» акимата города Рудного Барашева Олеся
Вячеславовна.

Педагогический стаж работы 7 лет.    

Во всём мире сейчас отмечается повышенный интерес к
проблемам качества образования, этот год не случайно объявлен годом повышения
качества знаний. Решение проблемы качества образования — необходимое условие
успешности организаций образования в реализации программы модернизации
казахстанского образования.

Основная цель обучения в начальной школе — научить
каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и
использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

С целью повышения качества образования я стараюсь
использовать все семь модулей программы, но мой особый интерес и внимание
вызвали идеи, изученные в модуле «Новые подходы в преподавании и обучении».
Идеи этого модуля направлены на то, чтобы сделать учащихся активными
участниками процесса обучения.

Стержневой силой «обучения обучению» является так
называемое «метапознание» — это уникальная способность ребёнка наблюдать,
оценивать, контролировать и изменять то, как он мыслит и учится.

Следовательно, одна из наиболее главных задач
современного обучения — формирование у учащихся системы саморегуляции,
необходимой для эффективного выполнения учебной деятельности. Развитие навыков
саморегулирования и метапознания является ключевым индикатором становления
детей успешными учениками. Формированию этого и будет способствовать применение
метакогнитивных стратегий:

1.
Сопоставление поступающей информации
с уже существующей в
опыте. (Поиск отправной точки) С этой целью я использую на уроках такие формы
активизации познавательных процессов, как «Мозговой штурм», заполнение таблицы
ЗХУ, «Корзина пожеланий», использование приёма «Инсерт», «Дерево предсказаний».

2.
Подбор и итоговый выбор оптимальных для данной задачи стратегий мышления.

Иначе говоря — умелое использование различных
стратегий сортировки информации по значимым категориям, которые на моих уроках
реализуются в виде: изготовления постера, составления кластера, разработки
ментальной карты, изготовление памятки по результатам исследования, работы с
тетрадями на печатной основе. Выполнение указанных видов работ способствует
развитию у детей навыков графического оформления изученного материала, ведения
исследовательской беседы и диалога.

3.
Оценивание для совершенствования процесса обучения

С этой целью на своих уроках я применяю такие приёмы
оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексия в конце урока,
оценивание по критериям (лист оценивания). Использование таких видов
формативного оценивания позволяет ученику заострить внимание на том, на какой
ступени процесса обучения он находится, с целью определения дальнейших путей
развития.

Для того чтобы возникло комфортное взаимодействие в
детском коллективе, мне необходимо создавать атмосферу сотрудничества, в
которой каждый ребёнок может почувствовать себя частью учебного сообщества, в
котором будут разрешаться проблемы, а понимание будет развиваться через
коллективные когнитивные действия.

Интересен тот факт, что для детей младшего школьного
возраста важно ощущать эмоциональное тепло и безопасность.

Для создания комфортной атмосферы при работе в
группе, способствующей взаимодействию и сотрудничеству на уроке, я использую
тренинги: «Мой любимый цветок», «Выше радуги», «Ладошки», «Вальс цветов»,
«Солнце светит тому...»

Позитивные эмоции, полученные детьми во время
тренингов, способствуют проявлению ряда социальных и когнитивных последствий.
Так, например, ученик моего класса Артём Ё. никогда на уроках не проявляет
активности, во время ответа на вопрос учителя чувствуется его неуверенность,
боязнь быть осмеянным. Теперь же я заметила, что при работе в группе он стал
больше себя проявлять, выдвигать идеи, Артём стал более уверенным, чувствуя
поддержку своих друзей.

Раньше на уроке я сама определяла цели и задачи для
учеников, к выполнению которых они должны были стремиться. Однако стремились не
все учащиеся, а лишь те, которые имели мотивацию к обучению. И поэтому
ожидаемых мной результатов достигали тоже не все. Я не могла понять, с чем это
связано. Но обучение на курсах помогло мне разобраться с этой проблемой, я
поняла, что для того чтобы образовательный процесс имел больше шансов на успех,
он должен опираться на имеющиеся знания и навыки учеников. Это и будет
отправной точкой, позволяющей активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Теперь свои уроки я стала строить по — новому. Я
стала применять различные методики актуализации знаний учащихся.

Так, на уроках я использую приём «Арабская грамота».
Я прошу учеников отгадать тему урока, объяснить, как они догадались, и
определить цели и задачи урока. Учащиеся, обсуждая в группах, достаточно быстро
называют тему урока и объясняют, в чём заключается этот приём. Кстати с
постановкой цели и задач урока особых проблем не бывает. Но я заметила
небольшое удивление в глазах детей. Удивляет их то, что они сами должны
поставить перед собой цели и задачи урока. Я отметила, что не только сильные,
но и слабые учащиеся принимают активное участие в формулировании цели и задачи
урока. Это способствует тому, что учащиеся осознанно идут к намеченной цели,
принимая активное участие в работе группы.

Лев Выготский характеризует детей младшего школьного
возраста как учеников, у которых когнитивное развитие происходит в процессе
социального взаимодействия.

Поэтому на своих уроках я использую групповую и парную
формы работы. Положительными моментами этих форм работы являются развитие у
учащихся мышления, коммуникативных навыков, самостоятельности и активности,
уверенности в себе.

Я убедилась в верности утверждения Л. Выготского о
том, что когнитивное развитие учащихся становится более эффективным в период,
когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития», которая определяет
навыки и способности учащихся, диапазон заданий, которые ученик пока не может
выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий ученикам нужна помощь
взрослых или более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении
новому. Данная поддержка включает общение и речь главным инструментом обучения.

Таким образом с целью повышения качества образования
на начальном этапе необходимо внедрение новых подходов в обучении, с опорой на
уже имеющийся опыт учащихся, с учетом возрастных особенностей. Считаю, что
новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии
и сотрудничества. Использование данных активных методов обучения позволяет
обеспечить эффективную организацию учебного процесса. А применять её или нет,
это уже дело творчества учителя, но все же, хочется напомнить слова классика
" не бойся отправляться в путь, бойся остаться на месте«, не секрет, что
больше всего дети утомляются в бездействии.

 В дальнейшей работе я планирую внедрять идеи семи модулей, поскольку они способствуют
всестороннему развитию учащихся, умению самостоятельно добывать знания,
учиться, развивают их коммуникативные качества.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x