Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя Кальченко Светланы Николаевны) . Автор: Кальченко Светлана Николаевна

Автор: Кальченко Светлана Николаевна
Проектная деятельность это важный способ организации педагогического процесса.


Автор: Кальченко Светлана Николаевна

«Организация проектной деятельности в детском саду»

(из опыта работы воспитателя Кальченко Светланы Николаевны)

В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами (Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС ДО) образовательные учреждения должно:

обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;

реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;

помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;

привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;

обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:

они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.

развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.

Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:

Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей детей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Для работы над устранением пробелов в развитии дошкольников можно использовать:

Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности

Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта

Метод демонстрации

Метод объяснения нового материала

Рассказ воспитателя

Рассказ ребенка

Чтение литературы

метод детского исследования,

метод проектов

метод моделирования проблемных ситуаций

метод рассуждения

метод решения проблемных задач, ситуаций.

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов

На данном возрастном этапе дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации, экспериментирования. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом.

Последовательность работы над проектами:

Ставит перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;

Вовлекает в решение проблемы (обозначение «детской цели»);

Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

Обсуждает план с родителями;

Обращается за рекомендациями к специалистам

ДОУ ;

Собирает информацию, материал (изучает с детьми план-схему);

Проводит занятия, игры, наблюдения, опыты (мероприятия основной части проекта) и т.д.;

Дает домашнее задание детям и родителям;

Переходит к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, КВН и т.д.);

Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие…);

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю:

высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности,

коммуникативности

, самостоятельности;

повышение готовности детей к восприятию нового материала;

активное участие родителей в жизни ДОУ.

Как показывает практика проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, можно создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Я считаю, что в проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x