Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время | Попова Нина Ивановна. Работа №205651

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Попова Нина Ивановна
В данной статье я делюсь своим опытом работы с учащимися по организации проектной и исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время. Детские проекты и исследовательские работы регулярно принимают участие в конкурсах различного уровня и занимают призовые места. Учащиеся повышают свои знания по различным вопросам из области физики, учатся защищать проекты, выступать перед аудиторией, ориентироваться в современных физических открытиях и т.д. Таким образом развитие проектной и исследовательской деятельности просто необходимо на современном этапе развития физического образования.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №8

Советского района Волгограда»

 

 

Региональная гуманитарная конференция

«Поиск и творчество»

 

Секция «Я делаю это так…»

Номинация «Из опыта работы по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся»

Тема работы:

«Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

 

 

 

Выполнила:

Попова Нина Ивановна,

учитель физики

муниципального

образовательного учреждения

средней школы №8

Советского района

г.Волгограда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград-2017г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение.

Актуальность темы и средства её реализации…………………

3-4

Технология применения ………………………………………

… .

4-5

Классификация

проектов….

……………

.........................................5-6

Основные требования………………………………………………6-7

Роль исследовательских технологий………………………

…….

.7-8

Выводы ………………………………………………………………

8

Заключение ……………………………………………………………...8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Актуальность темы.

Тема данной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс.

Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей-предметников относится к этому с некоторой опаской, поэтому цель данной работы – показать некоторые возможности внедрения новых образовательных технологий с использованием компьютерной техники в обучении.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся поможет нам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

Новизна опыта

- использование элементов исследовательской и проектной деятельности в урочной и внеклассной работе;

- моделирование и конструирование различных форм учебно-воспитательной работы.

- создание системы организационно - педагогических условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности и развитие у них способности к творческому решению познавательных задач.

Цель: Организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся с применением информационных технологий, сформировать у учащихся навыки самообразования и самопознания.

Основополагающими принципами данного опыта являются: научность, доступность, систематичность и последовательность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, использование диалога и проектного метода как инструмента обучения, компетентностный и личностно-ориентированный подход к обучению.

Задачи опыта: показать на примере конкретного педагогического опыта, как построить работу с учащимися, добиться положительных результатов применения проектного метода обучения.

1. Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность. Основная часть работы по формированию знаний, умений и навыков ведется на уроках, начиная с 7 класса.

Так при изучении любого закона требуется от учащихся четко знать словесную формулировку закона и его математическое выражение, видеть причинно-следственные связи между величинами, уметь интерпретировать закон различными способами, уметь иллюстрировать закон своими примерами и применять его на качественном и расчетном и уровне.
Учащиеся обучаются следующим видам деятельности:

1.Обосновать свои научные представления в виде научных докладов, индивидуальных и групповых проектных работ.

2.Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков.

3. Выполнять чертежи и разработку научных приспособлений, самостоятельно изготавливать измерительные приборы.

3. Уметь применять знания в быту технике и экстремальных ситуациях.
4. Выдвигать гипотезы и уметь подтверждать или опровергать их на основе опытно-экспериментальной работы.

Заключительная работа по применению полученных знаний имеет целью выполнение самостоятельного проекта по различным направлениям.

Для организации учебной деятельности широко используются игровые технологии, групповые формы, метод индивидуальных образовательных траекторий (для одаренных учащихся).

2. Технология применения.

Исследовательский метод обучения является одним из эффективнейших способов мотивации познавательной деятельностью. Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. 

    Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование педагогических технологий, которые и формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким технологиям   могут быть отнесены проектные методы обучения, которые используют учителя – предметники на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.  С моей точки зрения метод проектов, методика сотрудничества при организации работы учащихся в значительной мере соответствуют только что обозначенным положениям. Я изучаю и анализирую результаты экспериментальной работы коллег- педагогов, попытаюсь организовать и провести подобную работу на уроках физики и во внеурочной деятельности.

С годами метод проектов, т.е. способ познавательной деятельности, инструмент познания, был подменен просто проектами, под которыми стали понимать определенный практический результат той или иной деятельности.  Метод проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей и экспериментальной работы коллег- педагогов. Я пытаюсь организовать и провести подобную работу на уроках физики и во внеурочной деятельности.

               Этот процесс должен быть достаточно технологически проработан, с тем, чтобы создать для учащихся ситуацию, которая стимулирует их к совместной поисково-познавательной деятельности. Так же, как обычная групповая работа отличается принципиально от технологии сотрудничества, так и работа над тем или иным проектом отличается от метода проектов, т.е. способа организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.

3. Классификация проектов.

     Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, планирование, изготовление, оценка. Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, репортаж и пр.)

               Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи и т.д.  Необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

               Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.

              Практико – ориентрованные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения. Все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это очень важно! Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение с осознанием практической значимости, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

         4. Основные требования к использованию метода исследования:

               На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для исследований, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

               Работа по методу исследования – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличие лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, проблема загрязнения улиц города от транспортных выбросов; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, значение озонового слоя для здоровья человечества, значение использования нетрадиционных источников энергии, национальная проблема в государствах различного социального устройства и пр.).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий).
 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная), определение задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.    В коллективном творчестве помощь учителя должна быть очень тонко дозирована. По словам замечательного специалиста, в области педагогики А.И.Мещерякова: «Помощь взрослого должна быть строго дозирована: она не должна быть так велика, чтобы ребенок совсем отказался от самостоятельности, и достаточно велика, чтобы был достигнут полезный результат».

5. Роль исследовательских технологий.

Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим, математическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе. Традиционно образование в естественнонаучной области прежде всего связывалось с получением учащимися определенного объема знаний. Охватывая фундаментальные отделы физики, биологии, химии и т.д., программа не дает представления о тех проблемах, которыми живет наука сегодня. В результате накопленные знания остаются чаще всего пассивными. С другой стороны, социально-экономические перемены в стране привели к изменениям социального запроса к обучению и воспитанию в условиях общего и дополнительного образования. В школе осознан и принят социальный заказ на формирование личности, способной к вхождению в социум, где сосуществуют различные социальные общности и экономические системы. Один из способов проектирования образовательной технологии школьника обозначаемый как развивающее образование ориентирован на:

создание

образовательной среды

, создающей возможность для раскрытия еще непроявившихся интересов и способностей, и развития уже проявившихся способностей и личности каждого учащегося, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и творческим потенциалом;

комплексное развитие

различных видов способностей и сторон личности (физических, эмоциональных, познавательных, личностных, духовно-нравственных) в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт - проект, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся. Проектная деятельность учащихся осуществляется под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся. Выбор осуществляется на различных этапах и может быть и внешним, и внутренним.

Внешний выбор ученика включает: выбор самого проекта, выбор вида задания, выбор роли, выбор партнеров по деятельности, выбор материала, выбор формы представления в проекте, выбор в основе собственного выбора учащихся. Выбор осуществляется на различных этапах и может быть и внешним, и внутренним. Важно помнить, что возможность осуществления последовательных выборов учащихся является основой для формирования индивидуальной траектории обучения.

Внешний выбор ученика включает: выбор самого проекта, выбор вида задания, выбор роли, выбор партнеров по деятельности, выбор материала, выбор формы представления в проекте, выбор способа выполнения работы.

Внутренний выбор ученика определяется их потребностями, способностями, ценностными ориентирами, эмоциональным настроем, взаимоотношениями с другими учащимися.

Выводы

 

1. Исследовательская и проектная деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.

2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.

3. Исследовательская и проектная деятельность способствует развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.

4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.

5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.

6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которые можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Заключение.

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образовательной работы, повышает производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет учащимся приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Учитель, подготавливая учащихся к достижению поставленных целей, на всех этапах урока должен продуманно, с учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся организовать их совместную деятельность так, чтобы ученик не испытывал чувства страха, адекватно реагировал на происходящее в классе, чувствовал свою личностную значимость и осознавал свою роль в общем деле.

Руководство исследовательской деятельностью требует от учителя постоянного совершенствования своих умений. И это правильно. Развитию и совершенству нет предела. Ребята не только с большим интересом работают, представляют и защищают, но и дают экспертную оценку работам своих товарищей.

Как видим, ребята с большим удовольствием занимаются исследовательской и проектной деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.

Формирование навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности учащихся – процесс поступательный и непрерывный. Главное, чтобы, уходя в большую жизнь, молодой человек уносил с собой желание «творить, выдумывать, пробовать», чтобы «смысл жизни видел в творчестве». Наша задача – ему в этом помочь.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×