Название статьи:
"Организация работы по контролю за произношением дошкольников, имеющих нарушения слуха" | Сковородкина Светлана Алексеевна. Работа №240047
Дата публикации:
29.04.2020
Автор:
Сковородкина Светлана Алексеевна
Описание:
Автор: Сковородкина Светлана Алексеевна
На протяжении всего дошкольного обучения происходит совершенствование приобретённых произносительных навыков, формирование ряда новых, а также коррекция дефектов. Особое внимание уделяется работе по контролю за произношением и самоконтролю детей над правильностью речи.
Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение
Адаптированная школа-интернат № 4.
Доклад по теме:
Организация работы по контролю за произношением дошкольников, имеющих нарушения слуха.
Составила: учитель-дефектолог
Сковородкина С.А.
Великий Новгород
2020
На протяжении всего дошкольного обучения происходит совершенствование приобретённых произносительных навыков, формирование ряда новых, а также коррекция дефектов. Особое внимание уделяется работе по контролю за произношением и самоконтролю детей над правильностью речи.
В первоначальный период контролирующим средством при произношении является дактильная азбука. Ребёнок дактилирует и чистенько говорит. Дальнейшее использование дактильной азбуки может быть уместным при анализе слова, овладении его структурой в процессе обучения чтению, а также уместно использование дактилологии детям с трудностями в обучении, которые нередко обусловлены наличием дополнительных нарушений и отставанием в развитии.
Произносительные навыки детей с нарушением слуха формируются и контролируются на основе различных компенсаторных механизмов: зрительного, кожного, двигательного и остаточного слуха. Сохранные анализаторы должны дополнять друг друга. Материал, как контролировать звуки, используя сохранные анализаторы, выдан всем педагогам и рекомендован родителям для закрепления звуков в домашней обстановке. Например, при фальцете (очень высоком голосе) контроль рукой на груди. При гнусавости, контроль пальчиком на носовой пазухе при всех звуках, кроме [М] и [Н] – нет вибрации. При контроле шипящих и свистящих звуков используем тактильные ощущения: [С] – холодная струя воздуха, [Ш] – тёплая струя воздуха.
Контролировать произношение детей позволяет фонетическая ритмика и фонетическая зарядка. Фонетическая ритмика была разработана в поликлинике Хорватии. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движения и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости и монотонности речи, которые свойственны детям с нарушением слуха. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Кроме того, фонетическая ритмика содействует развитию речевого дыхания и связанной с ним слитности речи, а также контролируются произносительные умения и навыки.
Но – но – но – вот окно.
Ан – ан – ан – там диван.
Он – он – он – серый слон.
Он – он – он – жёлтый лимон.
Фонетическая зарядка на определённый звук используется перед каждым занятием и составляет 3-5 минут. Целью фонетической зарядки (речевой) является закрепление и контроль в устной речи детей ранее усвоенных произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.
Для контроля за произношением используем моделирование ситуаций общения, отражённых в диалогах, используем драматизацию сказок. Ситуации берём из жизни детей: моя семья, я заболел, ходил в зоопарк. При выборе коммуникативных ситуаций, учитываем их необходимость для общения, соответствие жизненному и речевому опыту детей. Например, для контроля звуков [С] и [З] составляем такой диалог:
- Соня, где ты была? - В зоопарке.
- С кем ты ходила? - Я ходила с сестрой.
- А как зовут сестру? - Сестру зовут Зоя.
- Каких животных ты видела? - Слона, зебру, лисицу, волков.
Как понятно из текста, диалог насыщен звуками [С] и [З]. Постоянное и целенаправленное варьирование речевого материала в диалогах имеет важное значение ещё для развития способности комбинирования, перефразирования, инициативности и высказывания. Кроме контроля за произношением работа с диалогами способствует развитию речевой памяти воспитанников, определённая смысловая последовательность реплик облегчает их запоминание.
Контроль за произношением осуществляется и после занятий, во время прогулок, режимных моментов, во второй половине дня и, конечно же, дома. Во второй половине дня появляются широкие возможности для речевой практики, тренировки в правильном произношении. В группе, в классе, в прихожей, в туалете создана слухо – речевая среда и дети широко используют наглядные пособия. Для того, чтобы поддерживать у детей интерес к правильному произношению, мы ставим перед ними привлекательные и доступные цели (например, участие в праздниках). Периодически на прогулках наблюдаем с детьми за погодой, отмечаем признаки соответствующего времени года. Просматриваем диафильмы и телевизор, предлагаем детям сопровождать фильмы хоровым и индивидуальным проговариванием. Во время игры педагоги ведут с детьми непринуждённую беседу и следят за их произношением. Например: - Что это у тебя?
– Машина.
- Кого ты хочешь покатать на машине?
-Собаку, мишку, петушка, куклу.
При этом речь взрослых должна быть естественной, не утрированной, - нормальной по темпу (или чуть замедленной на начальном этапе обучения) и громкости, слитной, орфоэпичной, максимально эмоциональной. Она должна сопровождаться богатой мимикой лица и естественными жестами.
Все сотрудники детского сада, в силу их возможностей, должны контролировать устную речь детей. Если педагог и воспитатель, зная произносительные возможности каждого ребёнка, требуют их реализации в речи, то, например, няня может лишь предложить ребёнку повторить хорошо то, что ребёнок сказал невнятно. (- Я не поняла. - Скажи ещё раз)
Большое значение имеет выполнение заданий на закрепление произношения в домашней обстановке. Постоянно учитель пишет в тетради: контроль звука [Д] или контроль звука [Р], читать и выделять голосом данный звук в слогах, словах, в короткой фразе. Особое внимание должно быть уделено овладению родителями специфическими приёмами и методами работы по обучению произношению. Родителям необходимо рассказать о возможностях их ребёнка; показать, что малыш может произнести. Для этого целесообразно предложить родителям посетить несколько фронтальных и индивидуальных занятий. Полезно предложить родителям провести занятие со своим ребёнком, аналогичное тому, которое показал сурдопедагог. По ходу занятия педагог вносит коррективы в работу родителей. Именно в этом случае наглядным становится то, что им понятно, усвоено ими, а что они делают неверно.
В заключении, хочется отметить, что контроль за произношением имеет важное значение для формирования устной речи и ведётся на протяжении всего периода обучения в дошкольном отделении. Контроль за произношением ребёнка требует от взрослых большого такта. Необходимо учитывать возраст детей, создавшую ситуацию, сложность задания, которое выполняет тот или иной ребёнок. У маленьких детей следует поощрять каждую попытку говорить, к более старшим детям – предъявлять более строгие требования.
Скачать работу
Адаптированная школа-интернат № 4.
Доклад по теме:
Организация работы по контролю за произношением дошкольников, имеющих нарушения слуха.
Составила: учитель-дефектолог
Сковородкина С.А.
Великий Новгород
2020
На протяжении всего дошкольного обучения происходит совершенствование приобретённых произносительных навыков, формирование ряда новых, а также коррекция дефектов. Особое внимание уделяется работе по контролю за произношением и самоконтролю детей над правильностью речи.
В первоначальный период контролирующим средством при произношении является дактильная азбука. Ребёнок дактилирует и чистенько говорит. Дальнейшее использование дактильной азбуки может быть уместным при анализе слова, овладении его структурой в процессе обучения чтению, а также уместно использование дактилологии детям с трудностями в обучении, которые нередко обусловлены наличием дополнительных нарушений и отставанием в развитии.
Произносительные навыки детей с нарушением слуха формируются и контролируются на основе различных компенсаторных механизмов: зрительного, кожного, двигательного и остаточного слуха. Сохранные анализаторы должны дополнять друг друга. Материал, как контролировать звуки, используя сохранные анализаторы, выдан всем педагогам и рекомендован родителям для закрепления звуков в домашней обстановке. Например, при фальцете (очень высоком голосе) контроль рукой на груди. При гнусавости, контроль пальчиком на носовой пазухе при всех звуках, кроме [М] и [Н] – нет вибрации. При контроле шипящих и свистящих звуков используем тактильные ощущения: [С] – холодная струя воздуха, [Ш] – тёплая струя воздуха.
Контролировать произношение детей позволяет фонетическая ритмика и фонетическая зарядка. Фонетическая ритмика была разработана в поликлинике Хорватии. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движения и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости и монотонности речи, которые свойственны детям с нарушением слуха. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Кроме того, фонетическая ритмика содействует развитию речевого дыхания и связанной с ним слитности речи, а также контролируются произносительные умения и навыки.
Но – но – но – вот окно.
Ан – ан – ан – там диван.
Он – он – он – серый слон.
Он – он – он – жёлтый лимон.
Фонетическая зарядка на определённый звук используется перед каждым занятием и составляет 3-5 минут. Целью фонетической зарядки (речевой) является закрепление и контроль в устной речи детей ранее усвоенных произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.
Для контроля за произношением используем моделирование ситуаций общения, отражённых в диалогах, используем драматизацию сказок. Ситуации берём из жизни детей: моя семья, я заболел, ходил в зоопарк. При выборе коммуникативных ситуаций, учитываем их необходимость для общения, соответствие жизненному и речевому опыту детей. Например, для контроля звуков [С] и [З] составляем такой диалог:
- Соня, где ты была? - В зоопарке.
- С кем ты ходила? - Я ходила с сестрой.
- А как зовут сестру? - Сестру зовут Зоя.
- Каких животных ты видела? - Слона, зебру, лисицу, волков.
Как понятно из текста, диалог насыщен звуками [С] и [З]. Постоянное и целенаправленное варьирование речевого материала в диалогах имеет важное значение ещё для развития способности комбинирования, перефразирования, инициативности и высказывания. Кроме контроля за произношением работа с диалогами способствует развитию речевой памяти воспитанников, определённая смысловая последовательность реплик облегчает их запоминание.
Контроль за произношением осуществляется и после занятий, во время прогулок, режимных моментов, во второй половине дня и, конечно же, дома. Во второй половине дня появляются широкие возможности для речевой практики, тренировки в правильном произношении. В группе, в классе, в прихожей, в туалете создана слухо – речевая среда и дети широко используют наглядные пособия. Для того, чтобы поддерживать у детей интерес к правильному произношению, мы ставим перед ними привлекательные и доступные цели (например, участие в праздниках). Периодически на прогулках наблюдаем с детьми за погодой, отмечаем признаки соответствующего времени года. Просматриваем диафильмы и телевизор, предлагаем детям сопровождать фильмы хоровым и индивидуальным проговариванием. Во время игры педагоги ведут с детьми непринуждённую беседу и следят за их произношением. Например: - Что это у тебя?
– Машина.
- Кого ты хочешь покатать на машине?
-Собаку, мишку, петушка, куклу.
При этом речь взрослых должна быть естественной, не утрированной, - нормальной по темпу (или чуть замедленной на начальном этапе обучения) и громкости, слитной, орфоэпичной, максимально эмоциональной. Она должна сопровождаться богатой мимикой лица и естественными жестами.
Все сотрудники детского сада, в силу их возможностей, должны контролировать устную речь детей. Если педагог и воспитатель, зная произносительные возможности каждого ребёнка, требуют их реализации в речи, то, например, няня может лишь предложить ребёнку повторить хорошо то, что ребёнок сказал невнятно. (- Я не поняла. - Скажи ещё раз)
Большое значение имеет выполнение заданий на закрепление произношения в домашней обстановке. Постоянно учитель пишет в тетради: контроль звука [Д] или контроль звука [Р], читать и выделять голосом данный звук в слогах, словах, в короткой фразе. Особое внимание должно быть уделено овладению родителями специфическими приёмами и методами работы по обучению произношению. Родителям необходимо рассказать о возможностях их ребёнка; показать, что малыш может произнести. Для этого целесообразно предложить родителям посетить несколько фронтальных и индивидуальных занятий. Полезно предложить родителям провести занятие со своим ребёнком, аналогичное тому, которое показал сурдопедагог. По ходу занятия педагог вносит коррективы в работу родителей. Именно в этом случае наглядным становится то, что им понятно, усвоено ими, а что они делают неверно.
В заключении, хочется отметить, что контроль за произношением имеет важное значение для формирования устной речи и ведётся на протяжении всего периода обучения в дошкольном отделении. Контроль за произношением ребёнка требует от взрослых большого такта. Необходимо учитывать возраст детей, создавшую ситуацию, сложность задания, которое выполняет тот или иной ребёнок. У маленьких детей следует поощрять каждую попытку говорить, к более старшим детям – предъявлять более строгие требования.