"Организация работы родительского клуба в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста | приказчикова Светлана Григорьвна. Работа №148499
Автор: приказчикова Светлана Григорьвна
Организация работы родительского клуба по повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вешкаймский детский сад "Рябинка"
Воспитатель: Приказчикова Светлана Григорьевна
Доклад
. ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность психолого-педагогической компетентности родителей
В современных условиях, весьма актуальной становится проблема взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, обусловленная рядом факторов. Прежде всего, тем, что семейное воспитание процесс динамичный и чрезвычайно сложный. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, и не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно, прибегая к ситуативным воздействиям. Исходя из этого, формирование психолого-педагогической компетентности родителей должно составлять необходимую часть социальной политики современного общества.
Под компетентностью мы видим наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. На наш взгляд компетентность родителя – это сложный процесс , возникающий на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции. Компетентность родителя выражена «единством его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности».
Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции. Родительская компетентность основана на ключевых компетенциях. К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. В качестве ключевых компетенций могут быть рассмотрены:
Коммуникативная компетентность, которая подробно исследовалась Г.С. Трофимовой, определяется ею как «интегративная способность, основанная на гуманистических качествах личности и направленная на обеспечение результативности коммуникативной деятельности, обусловленная опытом межличностного общения личности, уровнем ее обучаемости, воспитанности и развития».
Г.С. Трофимова разработала концепцию педагогической коммуникативной компетентности, методику ее измерения, дидактическую модель и структурно-содержательные этапы формирования коммуникативной компетентности. Выявлены и теоретически обоснованы пути и способы формирования коммуникативной компетентности средствами дидактики, что подтверждает взгляд на обучение как общение и дает возможность использовать коммуникативную природу учебного процесса для целей активизации личностного потенциала обучаемых. При этом дидактические условия рассматриваются как фактор, определяющий успешность процесса формирования гуманистических качеств личности. Впервые на научно-теоретическом уровне разведены понятия «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная компетенция»: первый термин связан с проблемой общения и используется социальными психологами и педагогами, второй - связан с познавательной деятельностью и используется лингвистами.
Проблема коммуникативной компетентности занимает одно из ключевых мест в различных сферах гуманитарного знания - в философии (М.С. Каган, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин), общей и социальной психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, А.А. Леонтьев, Л.А. Петровская), педагогике (Н.В. Кузьмина, В.В. Соколова, Г.С. Трофимова), социальной педагогике (Б.З. Вульфов, Г.А. Кудрявцева). Исследуются проблемы формирования коммуникативной компетентности педагога-психолога в работе с девиантными подростками (Р.Б. Дериглазова) в соответствии с гуманистической парадигмой в контексте субъект-субъектных отношений.
Познавательная компетентность определяется как «уровень индивидуальной познавательной деятельности, который соответствует существующей в культуре социума системе принципов, ценностей, методов познания». Эта компетентность лежит в основе самодостаточной инициативной жизнедеятельности личности. Перед обучаемым стоит задача не просто изучить основы наук, а расширить, усложнить индивидуальные познавательные ресурсы в процессе овладения предметом. Ибо эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знания. В основе познавательной компетентности лежат общеучебные умения. Один из приоритетов повышения качества компетентностного образования - целенаправленное развитие общеучебных умений, к которым относят, например, такие, как умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения задач, умение определять и решать проблемы и др.
Под интеллектуальной компетентностью понимается особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений, в том числе и в экстремальных условиях. К элементам знаний, отличающих компетентного человека исследователи относят следующие: разнообразие, четкость и взаимосвязанность, гибкость, быстрота актуализации, возможность применения в разнообразных ситуациях, наличие ключевых элементов, категориальный характер, владение процедурным знанием о том, как сделать что-либо. Интеллектуально-корпоративная компетентность представляет собой «сложное психологическое свойство, характеризующееся набором навыков и умений, адекватных решаемым кампанией как корпоративной системой оптимизационным задачам». В числе таковых - умения: осуществлять постановку задач и проведение предпроектных исследований, проектировать информационные технологии, генерировать инновационные идеи, разрабатывать стратегии развития кампании и др.
По мнению педагога Н.Н. Манько, технологическая компетентность - это система креативно-технологических знаний, способностей и стереотипов инструментализованной деятельности по преобразованию объектов педагогической действительности. «Технолого-педагогическими основаниями управленческих и формирующих регулятивов являются: совершенствование сенсорного и интеллектуального механизмов познавательной деятельности, организация внешнего плана учебно-познавательной деятельности с помощью дидактических средств, программирование учебных действий и т.д. Это специфический раздел общей профессиональной компетентности».
Психологическая компетентность, по мнению Н.В. Андроновой, - это своеобразный психологический (личностный) инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности, часть психологической культуры. В психологической компетентности учителя выделены два блока: интеллектуальный (когнитивный) и практический (действенный). В интеллектуальный блок включены психологическое знание и мышление, в практический - психологические умения и навыки.
М.И. Лукьянова, представляет психолого-педагогическую компетентность как совокупность определенных качеств (свойств) личности высоким уровнем подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе.
Профессиональная компетентность понимается А.К. Маркова как качественная характеристика степени овладения специалистами своей профессиональной деятельностью и предполагает: осознание своих побуждений к данной деятельности, оценку своих личностных свойств и качеств, регулирование своего профессионального становления, самосовершенствования и самовоспитания. Исследователи отмечают, что структура профессиональной компетентности трехкомпонентная и состоит из содержательного, мотивационного и исполнительского компонентов. В.А. Якунин шире понимает профессиональную компетентность и предлагает такие ее компоненты: система профессиональных знаний, умений и навыков, стремление и способности к самостоятельному творческому решению профессиональных задач, социально-психологическая готовность к работе с людьми и управлению ими, идейно-нравственная зрелость и политическая культура.
Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентное родительство» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, просматривая его, как «психолого-педагогическая компетентность родителя», «родительская эффективность», «эффективное родительство», которые можно рассматривать как близкие понятия термина «родительская компетентность».
Когда говорят о родительской компетентности, имеют в виду компетентность, под которой понимают:
– знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности ;
– интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний,_опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына);
– интегральную личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятым в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями (И.А. Колесникова).
– способность понимать потребности ребѐнка и создать условия для их разумного удовлетворения;
– способность сознательно планировать образование ребенка и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребѐнка и социальной ситуацией.
– возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Кормушина Н.Г.)
– наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (Мизина М.М.)
На основе анализа психолого-педагогической литератур было определено, что авторы чаще всего в понятие родительская компетентность включают, такие умения родителя, как понимать ребенка, планировать образование, решать ситуации, знать особенности ребенка и учитывать их во взаимодействии с ним и другое.
Однако, человек, который знает, как надо делать, не всегда компетентен в выполнении деятельности, поскольку знания - это не тождественный термин компетентности.
Важно, когда родитель понимает, что не только знания и умения в воспитании ребенка определяют успех в его развитии, но и понимание себя как родителя и как человека, работа над собой имеет важное значение для выстраивания позитивного взаимодействия и развития ребенка. Самопознание и саморазвитие родителей я считаю важным компонентом родительской компетентности.
Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться»
Компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологичес-кое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности».
Компетентность родителя может быть определена как способность приводить свой образ жизни, сердцевину которого составляет родительский труд, в соответствии с образом мира как целостной и системно-смысловой действительностью. Она заключается в умении прогнозировать цели и результат психолого-педагогического влияния, в построении информационных моделей и принятия самостоятельных решений. Сущность компетентности родителя состоит в сложном, целенаправленном проявлении личности, которое выражается в ценности отношений и определяется совокупностью научно-теоретических знаний, практических умений и навыков, наличием определенных личностных структур и способностью к непрерывному творческому совершенствованию.
Родительская компетентность как интегративное личностное образование основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.
На основе анализа изученной литературы, я попыталась конкретизировать содержательное наполнение понятия «просвещение родителей», под которым понимается процесс, информировавния их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры.
Задачи информационной компетенции:
– обогащение знаний родителей в области патриотического воспитания детей;
– способствовать активному обогащению родителями собственного опыта информационных знаний по вопросам воспитания детей в домашних условиях;
– конкретизировать представления о нормативных и концептуальных документах, ориентирующих на участие родителей в воспитании своих детей;
– уточнить и обобщить представления родителей о путях реализации собственной воспитательной функции;
Вывод: Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентный родитель» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, просматривая его, как «психолого-педагогическая компетентность родителя», «родительская эффективность», «эффективное родительство», которые можно рассматривать как близкие понятия термина «родительская компетентность». Для своей работы я выбрала информационную компетенцию. Под которой понимается информирование родителей по данной теме.
1.2. Особенности организации различных форм работы с родителями
Воспитание детей –наиважнейшая задача человечества. Среди разнообразных функций семьи (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая и пр.) важное место занимает функция воспитания. Большинство родителей (социологи называют цифру 80%) предпочитают воспитывать ребенка в детском саду. Считая, что компетентные педагоги лучше подготовят ребенка и жизни в целом. Ответственность за выстраивание взаимоотношений между дошкольным учреждением и семьей целиком ложится на педагогов, профессионалов. В теории педагогики признается необходимость взаимодействия между педагогами и родителями, об этом писали ряд исследователей: Е.С. Евдокимова, Е.А. Кудрявцева, Н.В. Додокина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова и другие. Но на практике воспитатели сталкиваются с рядом сложностей, так родители занятые финансовыми, экономическими, социальными проблемами, очень далеки от дошкольного учреждения и занимают во взаимодействии с педагогами дошкольных учреждений пассивную позицию. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла, считает Е.С. Евдокимова. В словаре Ожегова взаимодействие понимается, как взаимная связь двух явлений. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Целью взаимодействия является, установление партнерских связей между участниками педагогического процесса, выключение родителей в жизнь дошкольного учреждения. Сущность и стратегии взаимодействия родителей воспитанников определяется «Законом об образовании». Так в нем говорится, что именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. А органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи осуществляется посредством разнообразных форм. Форма в словаре С.И. Ожегова, рассматривается, как внешнее очертание, наружный вид предмета. В словаре русского языка форма – это способ осуществления проявления, какого-либо действия; установленный образец чего-либо . Е.С. Евдокимова под формами взаимодействия педагогов и родителей понимает многообразие организаций их совместной деятельности и общения. На сегодняшний день существует несколько классификаций форм сотрудничества ДОУ и семьи.
Так Микляева Н.В. выделяет традиционные и нетрадиционные.
Традиционные формы представлены познавательными, досуговыми и наглядно–информационными. Так же можно выделить формы связанные с вовлечением родителей в управление ДОУ.
Познавательные формы организации общения педагогов с родителями призваны выполнять превалирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей и влиять на изменение их педагогических установок и взглядов. К ним относятся дискуссии, в основе которых лежит практическая ситуация, консультации и др.
Наглядно-информационные формы взаимодействия, ориентированные, с одной стороны, на сбор, обработку и использование данных о семьях воспитанников, общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний. С другой – знакомство родителей с условиями, содержанием и методами воспитания дошкольников. В связи с этим наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
информационно-ознакомительную: ознакомление родителей дошкольного учреждения с особенностями его работы;
информационно-просветительскую: расширение знаний родителей об особенностях развития и воспитания дошкольников.
Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок, поэтому они выделены в самостоятельную подгруппу.
Досуговые формы организации общения способствуют установлению доброжелательных отношений между родителями и педагогами . Формы, связанные с вовлечением родителей в управление дошкольным учреждением: проводятся родительские конференции, организуется работа попечительских советов. На уровне, предшествующем совместному управлению родителями, исследователи отмечают два вида совместной работы: совместные мероприятия воспитателей и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические, попечительские советы, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет; совместные мероприятия воспитателей, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВНы, викторины, праздники, семейные гостиные.
Кроме вышеперечисленных, в настоящее время особой популярностью, как у воспитателей, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных развлекательных программ и игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Положительная сторона подобных форм – участникам не навязывается.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.
На современном этапе особой популярностью пользуются такие формы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей, как проектная деятельность, интерактивные технологии, родительские клубы. Для своей работы я выбрала одну из форм взаимодействия с семьѐй - родительский клуб.
Наиболее приемлемой формой работы по повышению компетентности родителей в разных областях воспитания детей является родительский клуб. Целью его является обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. От цели зависит и вид заседаний: групповые, с привлечением специалистов. Общие проводятся чаще, чем групповые.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Родительские клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Родительский клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
В родительском клубе проводятся следующие виды мероприятий:
– Круглый стол по любой теме;
– Тематические выставки;
– Собеседование, диагностика, опросы;
– Консультации специалистов;
– Семейные спортивные встречи;
– Интервью с родителями и детьми на различные темы;
– Родительская гостиная;
– Конкурс семейных талантов;
– Портфолио семейного успеха;
– Аукцион семейного воспитания.
– «Родительская почта» и «Телефон доверия»
Вывод: Существует многообразие различных форм работы с родителями. Они делятся на традиционные и не традиционные. Традиционные формы представлены познавательными, досуговыми и наглядно–информационными. Особой популярностью, как у воспитателей, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных развлекательных программ и игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Для своей работы я выбрала одну из форм взаимодействия с семьѐй, родительский клуб. Раскрыли понятие родительский клуб.
1.3. Содержательные аспекты работы с родителями по повышению их психолого-педагогической компетентности в вопросах патриотического воспитания
Писатель Г.Я. Бакланов сказал: " Патриотизм - не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство".
Патриотами не рождаются, Патриотов - воспитывают. Воспитателем, в первую очередь, становится социум. Семья и детский сад - первый социум для ребенка. Чувство любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране, а также уважение духовных ценностей - это и есть зарождение первых ростков гражданско - патриотических чувств.
Патриотическое воспитание является одним из направлений развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к действительности. Как организованный педагогический процесс, патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей, детей и родителей цель которого – воспитание патриотических чувств и отношений подрастающего поколения.
Патриотизм рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как сложное личностное образование, выражающее любовь к своему Отечеству. Содержательные характеристики патриотизма включают знания об истории, культуре, традициях своего Отечества: проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувство национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества.
Патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств и отношений, сегодня практически ушло из терминологии дошкольной педагогики. Современные вариативные (комплексные, парциальные) программы, концептуальные и нормативные документы в меру определения задач социального развития уделяют внимание данному разделу, но делают это чаще по отдельным, разрозненным разделам патриотического воспитания.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог прежде всего должен сам знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной личности, данного края, что есть только здесь, он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села, городе со всей страной.
Патриотическое воспитание включает в себя решение следующих задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а так же физического воспитания.
Мной были проанализированы программы и разделы из основных программ о патриотическом воспитании детей.
Академик Д.С.Лихачѐв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Сегодня будущее планетарной цивилизации всѐ больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаѐт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчѐркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации утверждѐнной Правительством РФ от 16.02.2001 г.Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы .Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живѐт человек, начинается с детства. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развив историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Программа «Мы живем в России» Н.Г. Зеленовой и Л.Е. Осиповой. Предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образования и может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей, подготовительной группах детского сада. Программа разделена на 3 сборника-пособия по разным возрастным группам.
В программе представлено перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемы занятия связаны между собой тематически.
В сборниках представлен практический материал, расположенный в 5 разделах:
Родная семья
Родной город
Родная страна
Родная природа
Родная культура
Все предлагаемы темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Вывод: Данная программа представляет собой довольно обширный и богатый материал по развитию эмоционально-личностных и патриотических качеств личности ребенка. Каждое занятие имеет структурированную форму, обширный круг выполняемых задач и отвечает потребностям детей дошкольного возраста. Эти занятия хорошо включать в общую канву стандартных программ ДОУ. Данные занятия могут дать ребенку представление о семье, о нем самом, о его Родине, о народных традициях, истории, культуре, расширить кругозор. Так же подобные занятие развивают у ребенка чувство патриотизма, доброжелательное и внимательное отношение к близким и окружающим, чувство ответственности и собственной значимости, самоуважение. Программа способствует возникновению чувства красоты, развитию речи, воображения, творчества.
Однако представленные конспекты занятий предполагают некоторое предшествующее изучение материала или предварительную работу, которая описана не во всех занятиях, также неосвещен вопрос рекомендаций родителям, продолжительность проведения.
В программе « Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией
М.А. Васильевой блок о патриотическом воспитании представлен:
воспитанием у ребѐнка с первых лет жизни гуманным отношением к окружающему миру, любви к родной семье, краю, дому, городу, государственной символике. Работа с родителями прописана не достаточно содержательно.
Выводы
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Вся деятельность клуба осуществляется в тесном контакте педагогов, родителей и детей. Широко используется система домашних заданий для родителей и их силами организуются рисунков тематические фотовыставки, выставки и плакатов. Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так же интереса и любви к своей малой Родине.
Можно сказать, что патриотическое воспитание является одним из направлений развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к действительности. Рассмотрев ряд программ можно сказать, работа с родителями прописана недостаточно содержательно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Арнаутова, Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52 - 58.
2.Арнаутова ,Е.П. Педагог и семья. - М.: ИД "Карапуз", 2002. - 263с.
3.Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 112 с.
4.Бабынина, Т.Ф., Гильманова Л.Во Взаимодействие воспитателей с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. 2014. 112 с.
5.Байбородова, Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.
6.Безлюдная, В.И. Взаимосвязь детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1984, - 24 с.
7. Белоногова, Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям/Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.
8. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
9. Галигузова, Л.Н. Мещерякова С.Ю. Развитие у детей представлений об истории и культуре. - М.: Детство-Пресс, 2005
10. Давидчук, А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение младших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 215 с.
11. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41
12. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: Сфера, 2008. - 96 с.
13. Зверева, О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика3домашнее воспитание детей раннего дошкольного возраста. - М.: ТЦ "Сфера", 2009. - 256с.
14. Зеленова, Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации /Н.Г. Зеленова. - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2007. - 104 с.
15. Зенина, Т.В. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. -М.: Центр педагогического образования., 2008. - 160 с.
16. Ильин, И.А. Творческие идеи будущего / Медный всадник. -СПб., - 2001. - № 7. - С.9-22.
17.Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2004. - 83с.
18. Караковский ,В.А. и др. Воспитание? Воспитание: Воспитание! -М.: Новая школа, 1996.
19. Казакова, С.Т. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - Ростов-на-Дону, 2009. - 214 с.
20. Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоновой. - М, 2005.
21. Каменский, А.В. Роберт Оуэн. Его жизнь и общественная деятельность. - М.: АСТ, 2004. - 385 с.
22. Кларина, Л.М. Полный курс дошкольного обучения. - М.: Росмэн-Пресс, 2004. - 200 с.
23. Клюева, Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. - 160 с.
24. Князева, О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н. Новгород, 1997. - 261 с.
25.Козлова ,А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. Методические рекомендации. - М: Сфера, 2007. - 112 с.
26. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.:Академия, 2010. - 416 с.
27. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - С. 389 - 399.
28. Козлова, С.А. Я - человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М.: Владос, 2001. - 94 с.