Статья Организация работы учащихся автономной группы . Автор: Макаровский Владислав Валентинович

Автор: Макаровский Владислав Валентинович
  Основанием для деления класса на группы может служить уровень знаний, уровень сформированности определённого типа универсальных учебных действий, темп обучения, особенности восприятия или другие факторы. Численный состав групп может меняться, группы имеют возможность чередоваться. В каждом из случаев случае класс делится на группы, в одной из которых основное обучение ведётся в режиме онлайн, а личное взаимодействие с учителем используется для консультирования: группового или индивидуального. В другой группе основное обучение ведётся в традиционной форме, а электронное обучение используется для поддержки и отработки навыков.  


Автор: Макаровский Владислав Валентинович

Организация работы учащихся автономной группы

Основанием для деления класса на группы может служить уровень знаний, уровень сформированности определённого типа универсальных учебных действий, темп обучения, особенности восприятия или другие факторы. Численный состав групп может меняться, группы имеют возможность чередоваться. В каждом из случаев случае класс делится на группы, в одной из которых основное обучение ведётся в режиме онлайн, а личное взаимодействие с учителем используется для консультирования: группового или индивидуального. В другой группе основное обучение ведётся в традиционной форме, а электронное обучение используется для поддержки и отработки навыков.

Автономная группа детей, которые имеют низкий уровень познавательных возможностей

В результате объединения в автономную группу детей, которые имеют низкий уровень познавательных возможностей, нельзя допустить их эмоционального отчуждения как «отстающих». В данном случае следует поддерживать даже скромные успехи ребят группы, стимулировать их брать на себя ответственные задания (выступления, организацию учебного проекта).

Автономная группа учащихся с низким уровнем познавательных возможностей создается для того, чтобы не допускать даже небольших периодов бездействия на уроке в классе, для поддержания эмоционального равновесия таких учащихся в коллективе класса.

Автономная группа работает в рамках программы, по которой учится весь класс, но имеет дополнения к общему плану, что обусловлено особой целью работы данной группы. Для группы детей, которые имеют низкий уровень познавательных возможностей, дополнительный компонент плана будет содержать специальные задания на отработку базовых навыков. Работая в автономной группе, решаются следующие задачи:

-развитие способностей к самостоятельной познавательной деятельности;

-освоение основных этапов познавательной деятельности на учебном содержании мультимедийных и полиграфических средств обучения, ресурсов Интернет;

Однако нельзя исключать работу с учебником и дидактическими материалами на бумажной основе, надо создавать такие условия, чтобы каждый ребенок автономной группы знал и понимал ход своей работы на уроке даже в отсутствии ежеминутной поддержки со стороны учителя.

У слабых учащихся работа в автономной группе:

-вызывает интерес к предмету и по отдельным темам облегчает их усвоение;

-активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает ИКТ-компетентности и умение работать самостоятельно; 

-предоставляет возможность выбора заданий из избыточного числа, есть прекрасная возможность не предлагать слабым ученикам «Задания с открытым ответом», тем самым повысив их оценку при прохождении урока, что влечёт за собой повышение самооценки и желания работать на последующих уроках;

-дифференциальный подход в обучении;

-возможность добывать знания самим, возможность учиться в оптимальном для себя режиме.

Работая в режиме автономной группы, слабые учащиеся с энтузиазмом посещают уроки в школе, охотно выполняют задания в учебниках, постоянно готовят домашнее задание.

 

 

 

 

Организация работы учащихся автономной группы на уроке в школе

 

 

 

 

 

 

Планируя и организуя работу группы учащихся, которая является частью коллектива одного класса, учителю следует руководствоваться следующими принципами:

Поддержка постоянного рабочего ритма деятельности участников автономной группы.

Смысл данного принципа в том, чтобы не допускать даже небольших периодов бездействия на уроке в классе, что может произойти в случае непонимания учащимися автономной группы работы одноклассников (если в группе дети с пониженным уровнем познавательных возможностей) или в случае скуки во время отработки базовых навыков (если в группе сильные учащиеся). Чтобы не допускать периоды бездействия, учитель должен тщательно продумывать ход урока, учитывая состав класса.

Интеграция деятельности ребят автономной группы в работу всего класса.

Соблюдение этого принципа позволяет избежать изоляции группы детей в коллективе. Для этого учитель чередует периоды совместной работы всего класса (например, изучение нового материала в ходе беседы с демонстрацией эксперимента или просмотра видеоматериалов) и периодов самостоятельной работы участников группы (например, при отработке навыков).

Поддержка мотивации учебной деятельности в группе.

Данный принцип важен для поддержки динамики работы автономной группы в течение всего периода обучения. Важно поддерживать интерес к учению, к интеллектуальной деятельности. Для этого необходимо применять разные формы работы для ребят в автономной группе, регулярно проводить анализ деятельности группы, используя диагностические методики.

Обеспечение достаточного уровня технической поддержки работы автономной группы.

Учитывая, что учителю приходится распределять внимание между работой детей класса и автономной группой, наличие технических сре

дств пр

иобретает особую роль, потому как организация самостоятельной деятельности ребят более эффективна на основе современных цифровых средств. Не

исключая

при

этом работу с учебником и дидактическими материалами на бумажной основе, надо создавать такие условия, чтобы каждый ребенок автономной группы знал и понимал ход своей работы на уроке даже в отсутствии ежеминутной поддержки со стороны учителя.

Поддержка позитивного эмоционального настроя участников автономной группы и комфортных психологических условий работы.

Учет данного принципа важен для поддержания эмоционального равновесия в коллективе класса. В случае работы в группе сильных учащихся учителю следует не допустить настроений превосходства, что можно предотвратить путем привлечения ребят из автономной группы к помощи одноклассникам. В случае объединения в группу ребят с невысокими учебными достижениями нельзя допустить

их эмоционального отчуждения как «отстающих». В данном случае учителю следует поддерживать даже скромные успехи ребят группы, стимулировать их брать на себя ответственные задания (выступления, организацию учебного проекта).

При организации работы автономной группы на уроке большие возможности открывает использование мобильного класса. Например, на уроках отработки базовых понятий с учащимися всего класса оборудованием мобильного класса снабжаются рабочие места ребят автономной группы. Таким образом, группа учащихся может, например, выполнять тестирование по теме, в то время как весь класс еще не готов к этапу контроля, а учитель, работая с классом, через свой монитор контролирует работу автономной группы и получает в конце урока результаты тестирования.

Организация домашних занятий учащихся автономной группы

Для организации домашних занятий учащихся можно использовать любую специально созданную учителем образовательную платформу: сайт, блог, аккаунт в социальной сети. Однако я считаю, что наиболее результативно использовать платформу Moodle, потому как она была создана именно для дистанционного обучения и предоставляет широкие возможности для организации дистанционной поддержки школьного курса.

Дистанционная поддержка курса представляет собой платформу в Интернете, которая предназначена для изучения данного предмета учащимися определенного возраста. Основой организации работы такой платформы является модульная технология, в рамках которой учебный материал разбит на темы-модули, каждая из которых включает:

Интернет-уроки

по вопросам темы (ссылки), которые рекомендованы учителем для изучения данной темы курса. Уроки от трех до десяти минут. Каждый ученик может просмотреть в удобное время и несколько раз для достижения четкого понимания.

Задания к каждому

интернет-уроку

для оценки понимания темы (вопрос, задача).

Параграфы интерактивного мультимедиа учебника (ссылки), которые содержат анимации, видео, тесты по теме. Например: http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

Ссылки на электронные задачники, энциклопедии, глоссарии.

Тесты по теме для определения уровня достижений учащихся (создаются учителем на платформе).

Блок материалов для подготовки к предметным олимпиадам на основе заданий повышенной сложности.

Опросник

«Самооценка» для рефлексии собственной деятельности учащимися.

Форум и чат для обсуждений сложных вопросов по теме с учителем и одноклассниками.

Использование модели технологии смешанного обучения «Автономная группа» является одним из факторов формирования информационно-образовательной среды, которая способствует развитию личности каждого школьника.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x