Организация работы учителя русского языка в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования | Габышева Мария Петровна. Работа №207296
Автор: Габышева Мария Петровна
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Организация работы учителя русского языка
в условиях реализации
ФГОС второго поколения
основного общего образования.
Выполнила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Крест-Хальджайская средняя
общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова»
МР «Томпонский район»
Габышева М.П.
2019г.
Организация работы учителя русского языка в условиях реализации
ФГОС второго поколения основного общего образования.
Концепция модернизации российского образования подчёркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход к обучению читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Отсюда вытекает актуальность реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.
Актуальность
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Цель:
развитие интереса к предмету;
приобретение исследовательского опыта;
развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
получение дополнительных знаний по теме;
развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)
Задачи:
изучение теоретического
обоснования проблемы проектирования современных уроков русского языка
и литературы на основе
системно-деятельностного
подхода;
разработка уроков по русскому языку и литературе на основе системно-деятельного подхода;
обобщение результатов работы;
В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования встаёт вопрос о том, как строить обучение русскому языку в новых условиях.
На эти и другие вопросы можно найти ответ в Примерной программе по русскому языку для основной школы, которая составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Базовые документы:
Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования: http://standart.edu.ru (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644)
Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. -112 с. - (Стандарты второго поколения).
Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2011. – 176 с. - (Стандарты второго поколения).
Инновационность содержания стандартов:
-определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;
-развитие вариативности образования;
-системно-деятельностный подход;
-научное содержание образования;
-воспитание как важнейшая составная часть и личностный результат стандартов;
-новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.
Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
Тр - требования к результатам освоения основных образовательных программ
Тс - требования к структуре основных образовательных программ
Ту - требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Системно-деятельностный подход.
Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие
Чему учить?
Обновление содержания
Ради чего учить?
Ценности образования
Как учить?
Обновление средств обучения
Фундаментальное ядро.
Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.
Основное назначение этого документа в системе нормативного сопровождения стандартов — конкретизировать обобщенные требования к структуре образовательных программ и к результатам образования применительно к содержанию учебных программ и организации учебной деятельности.
Состав фундаментального ядра общего образования.
Фундаментальное ядро:
Универсальные учебные действия: Основополагающие элементы
(УУД) научного знания:
- личностные - ведущие идеи и теории
- Регулятивные - ключевые факты
- познавательные - основные понятия
- коммуникативные - методы
Универсальные учебные действия:
«универсальные учебные действия» - умение учиться
«универсальные учебные действия» - совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.
Понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием.
УУД = ЗУН,
УУД = компетентностный подход.
Основные идеи ФГОС в предмете «русский язык»:
-Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.
-Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.
-Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Личностные результаты:
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
-осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса, усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Коммуникативные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:
-строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-владеть всеми видами речевой деятельности;
-адекватно воспринимать устную и письменную речь; владение разными видами чтения;
-точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
-соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.
Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:
-формулировать проблему;
-выдвигать аргументы;
-строить логическую цепь рассуждения;
-находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
-осуществлять библиографический поиск;
-извлекать необходимую информацию из различных источников;
-определять основную и второстепенную информацию и т.д.
Регулятивные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:
-ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
-планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку:
-представление об основных функциях языка;
-понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
-освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, стили речи, язык художественной литературы, жанры речи, типы речи; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка(орфоэпическим, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
-опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
-проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
-понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
-осознание эстетических функций родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Результаты, не подлежащие формализованному итоговому контролю и аттестации:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные психологические характеристики личности.
Результаты, которые подлежат проверке и аттестации:
-научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
-умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности;
-коммуникативные и информационные умения;
-умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
-способность к контролю и самоконтролю;
-способность к творческому решению учебных и практических задач.
Деятельностное содержание – компетентностный подход
Подход
Основной
результат
обучения
Примеры
типичных форм контроля
Пример
контролирующего задания
Знаниевый
Владение знаниями
Экзамены по билетам, тест
Дать развёрнутый ответ на вопрос
Зуновский
Владение умениями
Изложение
Сочинение
Продемонстрировать владение видами речевой деятельности
Компетентностный
Готовность
использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации
Ранее не встречавшееся задание, защита проекта, презентация достижений
Продемонстрировать результаты самостоятельной работы исследовательского характера
Деятельностный подход:
Каждый раздел курса должен быть представлен в тематическом плане не только в знаниевой, но и в деятельностной форме, т.е. наличие 2 блоков:
- первый-перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования;
- второй – перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе уточнения данных понятий.
Идеология ФГОС – компетентностный подход.
Компетентностный подход в преподавании русского языка – это направленность на взаимосвязанное формирование и развитие:
-коммуникативной;
- языковой и лингвистической;
-культуроведческой компетенций.
Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:
-целесообразно шире использовать работу с текстом;
-отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
-обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
-учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
-регулярно проводить многоаспектный анализ текста.
Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Работа с текстом: оценка информации
Для методики современного урока русского языка актуальными являются:
-практическая ориентированность;
-достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
-направленность на формирование различных способов деятельности;
-формирование функциональной грамотности;
-компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая.
Три сквозные содержательные линии рабочей программы по русскому языку:
-содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
-содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
-содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Структура каждого типа урока по ФГОС:
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
§ в знакомой ситуации (типовые)
§ в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
§ с целью подготовки к контрольному уроку
§ с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет____________________________
Урок №____________________________
Тема урока:_____________________________________________________________
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Организационный момент (1-2 минуты)
Актуализация знаний
(4-5 минут)
Постановка учебной задачи (4-5 минут)
«Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)
(7-8 минут)
Первичное закрепление
(4-5 минут)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
(4-5 минут)
Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
(7-8 минут)
Рефлексия деятельности.
(Итог урока 2-3 минуты)
Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:
Элементы
сравнения
Традиционный урок
Урок в режиме деятельностного подхода
Формулирование
темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Постановка целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание
Учитель оценивает работу на уроке
Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока - основной формы организации обучения. С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке?
Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Технология
деятельностного
метода
Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
Этапы урока
Организующая роль учителя
1
Мотивация к учебной деятельности
Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).
2
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3
Выявление места и причины затруднения
Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4
Построение проекта выхода из затруднения
Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.
5
Реализация построенного проекта
Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.
6
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).
7
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.
8
Включение в систему знаний и повторение
Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9
Рефлексия учебной деятельности.
Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.