Организация самостоятельной конструктивной деятельности детей

Автор: Козлова Татьяна Александровна

http://Первая младшая группа. Для развития конструктивных навыков у детей целесообразно использовать различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки. Например: ребёнок ставит зайчика, и как бы вокруг него строит домик, обстраивая его строительными деталями со всех сторон. Делая крышу, ребёнок замечает, что заячьи ушки мешают – значит, нужно увеличить высоту стен. Задача воспитателя, показывая способы конструирования обязательно называть строительные детали: кубик, кирпичик, столбик (цилиндр), но не требовать от детей называть их. Главное, чтобы они умели отыскать нужные детали среди других. Для плодотворной работы в данном направлении необходимы разнообразные материалы, расширяющие диапазон способов, которыми может овладеть ребёнок. Следует использовать все виды “Строителя”, мягкие модули, коробки большие и маленькие и т.д. Очень нужны для конструирования различные по форме и величине пластины, бросовый материал (чурбачки, брусочки с просверленными дырочками из натурального дерева), всевозможные виды конструкторов (кроме металлического). Всё это полезно для ориентировочно – исследовательской деятельности, дают работу голове и рукам, позволяют много экспериментировать. Вторая младшая группа. Реализация потребностей детей требует организовать в группе уголок труда. Главное требование к нему – возможность свободного доступа к материалам и инструментам. Необходимым условием самостоятельной работы детей в конструктивной деятельности является не только наличие различных материалов, но и демонстрация им простых и доступных для воспроизведения образцов, сделанных взрослым. Образцы, предлагаемые взрослым, могут быть разными: – очень простыми, такими, которые ребенок может легко воспроизвести; – более сложными, опережающими его возможности. Во второй младшей группе обучение конструированию проходит по следующим направлениям: – обучение детей некоторым обобщенным принципам создания построек; – обучение конструированию из строительного материала и конструкторов с соблюдением определенных, заранее заданных условий; – обучение конструированию по простейшим рисункам и схемам; – обучение некоторым простейшим способам работы с материалами и инструментами; Для обучения детей конструированию и элементам ручного труда наиболее приемлема игровая мотивация их деятельности. Увлечённый желанием помочь, ребёнок принимает эту проблемную ситуацию и действует в ней. Мотивация может быть двух типов: – мотивация личного интереса, создание игрушек для себя; – мотивация общения со взрослым. Средняя группа. Большой интерес проявляют дети четвертого и пятого года жизни к сюжетным постройкам /двор, улица и др./, выполненным воспитателем. Эти постройки воспитателя предназначены не для повторения детьми, а для обогащения их представлений о том, как поразному можно использовать строительный материал для одной и той же постройки, для знакомства с другими вариантами украшения ворот, забора, домика. Постройки эти следует рассмотреть со всеми детьми, обратить их внимание на конструкцию, на различное использование деталей. С этими постройкми воспитатель предлагает детям поиграть. А затем они разбирают их. Такие постройки воспитатель может делать заранее, иногда в присутсвии детей. Наблюдая за работой воспитателя, дети сами потом включаются в процесс стройки. В процессе самостоятельных игр со строительным материалом у детей часто возникает необходимость в таких игрушках, которых нет в группе. На помощь должен прийти воспитатель, он сможет сделать их из бумаги, катушек, коробочек, глины, пластилина. Старший дошкольный возраст. Необходимым условием для самостоятельной работы детей является наличие различных образцов игрушек и поделок (рисунки, схемы, чертежи и др.), подобранных взрослым. Это позволяет ребенку видеть возможности использования разных материалов, заимствовать новые идеи, знакомиться с вариантами применения известных ему приемов и способов работы, цветовых решений, конструкций. Иногда в ходе самостоятельной детской работы возникает необходимость в индивидуальном или подгрупповом обучении различным видам конструктивной деятельности и рукоделия. Инициатива чаще исходит от детей, которые просят помочь, показать, научить, как выполнить задуманное. Так возникают условия для полезного и интересного общения между взрослым и одним ребенком или группой детей. С детьми этого возраста возможны многие виды работ: бумажная пластика, изготовление игрушек, вязание крючком, моделирование конструкций, вышивание, работа с природным материалом, плетение, составление букетов, макраме. Предложенный список может быть расширен за счет других видов ручных работ с учетом местных традиций, наличия необходимых материалов, условий в детском саду, уровня подготовки педагога и его личных склонностей и вкусов, умений и интересов детей. Важно включать в конструктивную деятельность детей старшего дошкольного возраста различные задания, способствующие интеллектуальному развитию детей. Это конструирование по картинкам и схемам из конструкторов и строительных материалов по расчлененным и нерасчлененным образцам, работа с разнообразными плоскостными мозаиками и играми типа “Танграм”, преобразование поверхности листа бумаги и объемных форм их бумаги.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x