Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация внеклассной работы по химии | Артамонова Светлана Михайловна. Работа №209218

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Артамонова Светлана Михайловна
Из опыта работы учителя: примерная программа проведения недели химии в школе

Из опыта работы учителя химии МОУ «СОШ №13 им. Ю.А. Гагарина» г. Магнитогорска Артамоновой Светланы Михайловны «Организация внеклассной работы по химии».

Развитие научно-технического прогресса невозможно без подготовки творчески мыслящих специалистов всех отраслей народного хозяйства, в том числе по химии. Решение этой задачи возложено на высшую и среднюю школу, которая призвана подготовить образованного человека, уделив главное внимание индивидуальным особенностям учащихся.

Основная задача, стоящая перед учителями химии, заключается, прежде всего, в том, чтобы качественно организовать учебно-воспитательный процесс, направленный на овладение языка химической науки.

Существуют три фактора, которые заставляют детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет к цели.

Если дети равнодушны к предмету, учеба становится неинтересной и скучной. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы увлечь учеников своим предметом.

Надо признать, что за последние годы уровень знаний по химии у школьников значительно снизился. Среди учащихся немало таких, которые не имеют четких представлений даже о самом предмете химии, об основных понятиях и законах, плохо усвоили химическую символику, не умеют решать стандартные задачи. Даже подготовленные ученики не понимают логической связи между отдельными химическими явлениями.

Причины негативных изменений, которые появились в обучении химии за последние годы, хорошо известны. Это, прежде всего нарастание сложности программного материала и сокращение учебного времени на его усвоение. Из-за усложнения программы учителю приходится тратить дополнительное время на устное объяснение материала за счет времени, отводимого на проведение химического эксперимента и решения задач. А это значит, что сокращается самостоятельная работа учащихся, а следовательно, меньше внимания уделяется осмыслению и закреплению школьниками учебного материала.

Негативно сказывается и недостаточное оснащение материальными средствами (реактивами и химическим оборудованием) кабинетов химии.

Снижение интереса школьников к химии и соответственно уровня их знаний объясняется также и недостаточной внеклассной работой по химии.

Внеклассные занятия по химии, наряду с уроками, - одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не секрет, что ученики на уроках устают от “сухого” преподавания весьма объемного материала по курсу химии, многое из которого нужно еще и заучить без отчетливого осмысления. Внеклассная же работа предоставляет исключительно большие возможности для возбуждения интереса учащихся к химической науке.

Основная цель внеклассной работы – выявление и развитие склонностей и способностей учеников в ходе углубленного освоения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся. Важной задачей внеклассных занятий по химии является развитие у школьников умения самостоятельно работать с литературой и умений экспериментальной работы в лаборатории. Очень важен воспитательный элемент внеклассных занятий – выполнение общественно полезных заданий вырабатывает у учащихся чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, а также объединяет учеников в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, воспитывает их в духе товарищества.

В большей степени, чем уроки, внеклассные занятия приспособлены для развития у школьников творческой самодеятельности и изобретательности, к формированию ценных практических навыков и умений, самореализации личности учащихся.

Изучение педагогической, психологической и методической литературы выявило ряд проблем в организации и проведении внеклассной работы. На мой взгляд, связано это, прежде всего, с тем, что данному вопросу уделяется мало внимания, а немногочисленные разработки и рекомендации, предложенные в методической литературе, не вполне доступны для рядовых учителей.

Поэтому в своей работе я попыталась отобрать наиболее важные интересные рекомендации по организации внеклассной работы по химии и проверить их в ходе педагогического эксперимента в условиях своей школы.

Для этого мне потребовалось решить ряд следующих задач:

  • изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу на предмет постановки и организации внеклассной работы по химии;

  • разработать методику организации и проведения внеклассной работы по химии.

Внеклассную работу можно представить как систему, состоящую из отдельных элементов. Как и в обучении химии, так и в целом, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика ее очень разнообразна. Тем не менее, содержание внеклассной работы по химии подчиняется строго определенным требованиям:

  • научность;

  • доступность;

  • актуальность;

  • практическая значимость;

  • занимательность

Как подготовить и провести в школе день или неделю химии

В ряде школ с целью пропаганды химических знаний среди всех учащихся школы проводятся Дни химии, Недели. Это не только популярные лекции, занимательные беседы и экскурсии. Это своеобразный праздник, подводящий итоги работы школьного коллектива юных любителей химии за продолжительный период. Проводится День или Неделя химии один раз в год, и готовятся к этому событию следует не меньше 3-х месяцев. Штаб или Совет по проведению Дня (Недели) химии разрабатывает его программу, в которой четко определяется что будет делать каждый класс, каждый член кружка или школьного химического общества; какие лекции или беседы прослушает, какие сам подготовит и прочтет, о чем будет идти речь на утренниках и вечерах, какие экскурсии будут проведены, какие выставки организованы.

В период проведения Недели химии целесообразно организовать конкурсы на лучшую газету, рисунок, рассказ, фотографию; можно провести школьную олимпиаду. Если в школе проводится День химии, то все это, конечно, надо провести накануне. Накануне же рекомендуется провести конкурс на лучший прибор, модель, макет.

С особой тщательностью следует готовить беседы и уроки, которые будут проводится в эти дни для школьников первого-шестого классов. Как правило, их проводят лучшие химики-старшеклассники. Необходимо, чтобы такие беседы были короткими, доступными для понимания и в то же время научными. Тщательно должен быть отработан эксперимент. Хорошо, если такие беседы или уроки будут соответствовать программам по природоведению, географии, биологии в этих классах.

При планировании лекций и встреч для учащихся старших классов следует помнить, что по своей тематике они должны прежде всего соответствовать запросам школьников, уровню их подготовки и увлеченности химической наукой. В некоторых случаях, в связи с этим, придется организовать весьма и весьма популярные лекции, в некоторых – лекции по сложным вопросам науки. Будет очень хорошо, если к проведению таких лекций для старшеклассников удастся привлечь не только специалистов, но и отдельных учащихся школы. Для старшеклассников целесообразно провести также научную конференцию.

Информировать школьников о проведении Дня или Недели химии в школе следует заранее, за несколько дней до праздника, подробную программу его необходимо вывесить в школе на самом видном месте. Такая афиша должна быть обязательно красочна, чтобы привлечь к себе внимание и учащихся, и учителей школы, и родителей.

Приведу примерную программу Недели химии, посвященную 90-летию г. Магнитогорска и Магнитогорского металлургического комбината в нашей школе.

1. Беседы с учащимися начальных классов «Химия на ММК и охрана природы» (с демонстрацией занимательных опытов).

2. Интегрированный урок в 5-6 классах «Великие ученые — химики в искусстве» (с демонстрацией занимательных опытов).

3. Викторина для обучающихся 7-8 классов «Мой любимый город».

4. Мероприятие для начальной школы «Чудесная наука» с участием обучающихся 8 классов.

5. Мероприятие для 7 классов «Давайте познакомимся!»

7. Химическая игра «Что? Где? Когда?» для обучающихся 10,11 классов, посвященная юбилею г. Магнитогорска.

8. Подведение итогов Недели химии. Награждение лучших химиков школы.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×